Керченские бронепоезда. 1941 -1942 гг

Виталий Некрасов
  Фронт стремительно приближался к Крыму. В августе начали демонтировать заводское оборудованием, которое предстояло отправить в тыл.
  Во всех трех районах города были созданы отряды народного ополчения. В Сталинском, который потом будет переименован в Ленинский, отряд возглавил директор КМЗ В.Д. Бакст.
  Войковцы узнали о вражеском нашествии, когда шла дневная смена. Встревоженные, помрачневшие, затаившие дыхание, слушали они знакомый голос Юрия Левитана с непривычными для слуха торжественно-¬металлическими нотками. Вряд ли кто-нибудь сознавал тогда всю глубину обрушившейся на советский народ трагедии. Преобладала уверенность: мы им покажем...
  В самом начале двадцатых годов собирали на КМЗ американские локомотивы из привозных деталей. Только вряд ли спустя два десятилетия остались на заводе живые носители того опыта. Да и бронепоезд не паровоз. Его не соберешь по той технологии. Потребовалась, например, броня для обшивки ею железнодорожного состава. А ее нет. Как быть? "Рецепт" позаимствовали у - кулинаров. Получилось что-то вроде трехслойного пирога. Между двумя толстыми листами железа заливали бетон.
  Рабочие котельно-сборочного цеха, возглавляемого Т.И. Тихоновым, сутками не покидали строительную площадку. Спали у бронепоезда. Сохранились имена тех, кто, говорят, особенно отличился на этой работе: Тимофей Забелин, Алексей Каштанов, братья Юрий и Николай Чучко, Петр Дымарь, Дарья Корьева, Аким Полежай, Николай Кайсин, Тимофей Позняков, Федор Коконко, Анна Веревкина, мастер П.Я. Паршиков.
  Дело спорилось. 21 августа с командой, сформированной из войковцев, под напутствия товарищей не щадить заклятого врага и тугой заводской прощальный гудок бронепоезд вышел за ворота КМЗ. На борту катящейся по рельсам крепости было начертано: "Войковец". Вел состав опытный машинист Аким Полежай. Это его паровоз, верой и правдой послуживший КМЗ, заключили в броню. Через несколько дней крепко спаянному экипажу суждено будет принять свой первый бой под Перекопом.
  28 августа вышло постановление бюро обкома ВКП (б). В нем в частности говорилось: "...2. Обязать директора завода имени Войкова т. Бакста организовать изготовление:
а) Ф-1 упрощенных ежесуточно по 700 шт., всего в течение сентября не менее 20000 шт.;
б) прощенных бутылочных гранат по 1400 шт. в сутки, всего за сентябрь не менее 40000 шт.;
в) упрощенных мин до 1 сентября 1941 года 2000 шт.;
г) закончить оборудование одного бронепоезда к 30 августа и второго не позднее 10 сентября 1941 г."
  Как видим, с "циркуляром" по первому бронепоезду постановление припозднилось. Тот уже был в зоне боевых действий. Что касается второго, то до него у войковцев еще руки не дошли. Бронепоезд за две недели, да еще в таких условиях, не построить.
  Предоставим слово очевидцу и участнику тех событий Н.М. Клепову. Он в то время был еще в ученическом возрасте, но уже имел четвертый рабочий разряд. Вот что он рассказывал в 1990 году корреспонденту своей заводской газеты: "Коллектив завода, где ряды заметно поредели, объединили в котельно-сборочный цех. Клепали бронепоезд для фронта. Порой под бомбежкой. Были на казарменном положении. И спали и питались здесь же, в цехе. Некогда было навестить мать, которая жила на улице 23 Мая. Так и был эвакуирован из Крыма, не попрощавшись с ней. Нас, пацанов, обязали готовить под взрывы заводские помещения, чтобы ничего не оставалось врагу. Дыры пробивали в стенах. Мелом указывали, куда взрывчатку заложить. За нами шли взрывники".
  21 августа бронепоезд, который вел Аким Полежай, пересек в первый и последний раз заводские ворота. Сормовский паровоз 4209, упакованный в броню, торопил к Джанкою тяжело постукивающий на стыке рельсов состав. На этом локомотиве опытный машинист проработал больше семи лет. В Симферополе войковский экипаж был укомплектован кадровыми военными.
  Боевое крещение бронепоезд принял у Перекопа. 24 августа враг на себе ощутил на себе его боевую мощь. Нужно сказать, что придуманная на КМЗ трехслойная броня была надежной защитой. Из первого боя "Войковец" вышел практически без потерь. Затем сражался на подступах к Джанкою, Симферополю, Севастополю...
  25 октября бронепоезд принял на борт нового командира - майора С.П. Баранова. До этого майор отличился под Перекопом, где командовал танковым полком.
  "Войковец" получил новое боевое задание - охранять железнодорожную линию на участке Симферополь-Альма, вдоль которой под натиском врага отходили красноармейские части.
  Особенно горячим выдалось утро 31 октября. Бронепоезд был атакован батальоном фашистов. Артиллеристы и пулеметчики экипажи били метко.
  Атака на него стоила врагу двух рот. Дождавшись подхода 25-й Чапаевской дивизии, "Войковец" двинулся к Севастополю. Здесь у станции Шакул его ожидал последний бой, трудный самый. Бронепоезд был атакован не только с земли - с воздуха. Ярость врага удесятеряла стойкость экипажа. Вражескую пехоту он к себе не подпускал. А вот бомбы и снаряды остановить был не в силах. Не раз Полежаю приходилось включать экстренное торможение при виде разрушенного взрывами пути. Под лавиной огня команде доводилось чинить его и двигаться дальше до следующей остановки. Враг вцепился в бронепоезд бульдожьей хваткой. Восемь минометов, двенадцать орудий, около батальона пехоты уничтожил экипаж, но и сам понес ощутимые потери. Тяжело раненный командир продолжал руководить боем, пока не потерял сознание. Бойцы покинули "борт" только тогда когда был подбит паровоз. Оставшимся в строю удалось пробиться к своим (есть сведения, что часть из них вышла на соединение с крымскими партизанами, добралась до Севастополя, куда доставила командира). Хирург извлек из его тела двенадцать осколков. Придя в себя, майор Баранов дал самою высокую оценку стойкости войковцев и сделанной на КМЗ броне.
  И двух месяцев не похозяйничали гитлеровцы на побережье пролива. 25 декабря началась Керченско-Феодосийская десантная операция. В январе 1942 г. Керчь была освобождена. А сколько ужаса и страданий пережила за это время она. Больше семи тысяч ее жителей полегло в Багеровском рву.
  В полуразрушенных цехах Керченского металлургического сразу же после освобождения забрезжила жизнь. Вскоре работа здесь и вовсе закипела. Пришедшие на КМЗ люди проявили много мастерства и изобретательности, чтобы в самые сжатые сроки запустить литейный и механический цеха. Завод дал продукцию фронту и городу еще в первых числах января. КМЗ стал своеобразным арсеналом Крымского фронта, созданного по решению Ставки в конце того месяца.
  Конечно, идея построить новый бронепоезд не могла обойти КМЗ стороной. Военный Совет фронта горячо ухватился за нее. И даже издал специальное постановление. Согласно ему для бронепоезда были выделены четыре зенитных орудия, танковые перископы, стереотруба, паровоз "овечка", семь крупных двухосных вагонов, три платформы, один классный вагон и две кухни. Начальником строительства бронепоезда был назначен бывший руководитель Котельно-сборочного цеха Т.И. Тихонов. Среди тех, кто трудился над бронепоездом не покладая рук, называют мастеров: Н.Ф. Кайсина, Л.А. Космачева, бригадира котельщиков М.Н. Ирху; слесарей: Я.Я. Андросова, И.А. Гурова, разметчика Т.Х. Забелина.
  Снова завод бомбили. Сначала при авианалетах врага на строительной площадке бронепоезда раздавался голос "старшого": «Мастеровые, перекур. Всем в укрытие!»
  Когда же стали поджимать сроки, прятались от налетов только по самой крайности.
  Новый бронепоезд был несколько миниатюрен по сравнению со своим старшим братом "Войковцем" и носил довольно пространное название - отдельный легкий бронепоезд №74. Но он обладал немалой огневой мощью. Помимо бронированных башен с круговым вращением, вооруженных пушками и пулеметами, имел на своих платформах и минометы. Бронирован был, как и "Войковец", двухслойной листовой сталью, "проложенной" бетоном, На борта платформ легли мешки с песком.
  На этот раз экипаж состоял из воинов Северо - Кавказкого военного округа. Командиром был назначен майор П.Ф. Кононенко. Боевое крещение бронепоезд получил 13 мая на подступах к Керчи, Вступив в бой в семь часов вечера, он сразу же уничтожил четыре танка и самолет противника.
  За три дня боев экипаж выпустил по врагу четыре тысячи снарядов.
  Сохранилось донесение майора Кононенко: "15 мая вступил в связь со штабом 51-й армии. В 15.00 связь потеряна. Действую самостоятельно. Беспрерывно ведем огонь, Зенитные средства бронепоезда выведены из строя. Артиллерия полевых армий огня по противнику не ведет. С появлением бронепоезда на меня обрушивается вся масса артиллерийского огня противника. Прошу дать указание штабам действующих войск в районе железной дороги поддержать бронепоезд авиацией и артиллерией. Авиация противника преследует бронепоезд. Имею незначительные потери, убитых нет, раненных четверо. Настроение личного состава здоровое, в бой идут с охотой. Ощущаю сильное затруднение в недостатке воды, боеприпасы на исходе. Артиллерийское и стрелковое вооружение ремонтируем своими силами. Будем драться и личный состав бронепоезда до последнего бойца. Прошу указаний на случай отвода наших войск".
  Нужно отдать должное мужеству и героизму майора Кононенко, не теряющего оптимизма в неравной схватке с врагом. А в это время бои разворачивались уже в поселке завода. Бронепоезд имел крайне ограниченные возможности для маневра. Но его героический экипаж продолжал сражаться.         С16 по 18 мая он уничтожил семь танков, около полусотни автомашин, много живой силы противника. Однако и бронепоезд был обречен. Прямым попаданием термитного снаряда была выведена из строя одна из платформ. На борту начали рваться снаряды. Железнодорожное полотно было полностью разрушено. В это время враг уже проник на территорию завода. Команде ничего не оставалось, как взорвать паровоз, вывести из строя вооружение бронепоезда. Покинув его борт, экипаж занял оборону на правом фланге защитников крепости Еникале, трижды вступал в рукопашный бой с фашистами. Оставшиеся члены героического экипажа в ночь на 20 мая переправились через Керченский пролив вместе со своим командиром.
  Так строился, боролся с врагом и погиб второй и последний бронепоезд марки "КМЗ". Работали над ним по 18-20 часов в сутки с короткими передышками на сон. Когда готовили бронепоезд к выходу, завод дымился, от многочисленных бомб. Месяц напряженного труда - ради «какой-то шестидневки боев»? Непрерывных боев - где враг понес значительные потери! Бронепоезду №74 была положена короткая, но яркая жизнь. Эта страница истории города-Героя вела к Нашей общей Победе.