Бабушкин сундук. 3. Тайна сундука Батани

Вероника Сухоцкая
   Лидия Николаевна вновь сидела с книжкой возле кровати Анечки. Она предложила внучке выбрать сказку, которую они будут читать сегодня. Анечка уже знала все буквы, начинала читать сама, но вечером, перед сном, она хотела просто слушать и представлять то, что происходило в сказке.

   "Бабушка Лида! А давай мы сегодня не будем читать, а ты доскажешь мне про сундук Батани!" - предложила она.

   "Хорошо! Слушай дальше! А на чём мы в прошлый раз остановились?" - спросила Лидия Николаевна.
 
   "На гостинцах!" - напомнила Анечка.

   "А, да, да - на гостинцах! Так вот, Батаня всегда угощала нас гостинцами из этого сундука, когда мы с Мишей приезжали к ней погостить, и они казались нам необыкновенно вкусными!

   Несколько лет мы пытались разгадать тайну бабушкиного сундука, и этот интерес всё нарастал. Однажды Миша сказал мне: "Давай, когда Батаня уснёт, мы стащим у неё ключ и посмотрим, что в этом сундуке!". Эта затея мне не очень нравилась, но интерес был так велик, что заглушил муки совести, которые мы могли потом испытывать".

   "Бабушка! А что такое - муки совести? - спросила Анечка.

   "Это, когда душа мучается от того, что сделал что-то нехорошее. Совесть не позволяет, а человек всё равно делает".

   "Понятно! Продолжай, бабушка!"

   "Так вот, когда Батаня задремала на своём сундуке, Миша потихоньку вытащил у неё ключ и спрятал в свой карман. Мы дождались ночи, и когда Батаня уснула в своей кровати, открыли сундук и стали перебирать в нём вещи. Чтобы не включать свет и не разбудить бабушку, мы освещали содержимое сундука фонариком. Там лежали новые простыни, одеяло, наволочки, и было много разных кружев. Но покопавшись, из сундука мы достали длинное свадебное платье, всё в кружевах, очень красивое! А ещё - фату с цветочками, белые перчатки, туфли и букет невесты! Всё было таким красивым, что мне захотелось это примерить. Я нарядилась в эту красоту, Миша посветил мне фонариком, я подошла к зеркалу. Платье было таким длинным, что его подол лежал на полу, рукава пришлось завернуть, иначе не видно было рук. Туфли тоже были велики, но их не было видно. Я натянула перчатки, взяла в руку букет невесты... Как же я нравилась себе в тот момент! Это была потрясающая красота!

   Мы так увлеклись её созерцанием, что не заметили, как из своей комнаты вышла Батаня. Она включила свет и смотрела на нас! Мы ждали её реакции, молчали от стыда и страха - понимали, что сделали нехороший поступок. Но Батаню так насмешил мой вид, что она засмеялась и сказала: "Хороша невеста! Только подрасти надо!".

   Мне стало стыдно, что я тайно, без спроса, нарядилась в чужое платье, да ещё
и в свадебное. Миша тоже прятал глаза, ведь это была его идея - посмотреть, что в сундуке, и это он стащил ключ у бабушки. Себя я тоже не оправдывала.

   Я начала скорей снимать бабушкино платье, а она села на свой сундук и сказала: "В этом платье я выходила замуж за вашего дедушку Колю - Царство ему Небесное! Ох, как давно это было! Ваш дедушка был офицером, он прошёл весь фронт в Великую Отечественную войну. Только вот вы его помнить не можете - Миша совсем маленький был, только ходить начинал, как дедушки не стало. А ты, Лидочка, родилась уже после его смерти."

   "Но мы знаем дедушку Колю, нам мама рассказывала! И фотографии видели! Красивый был наш дедушка!" - воскликнула я.

   "Да, красивый! Потому и замуж за него вышла! И любила его очень! БОльшую часть жизни мы в Москве прожили, а когда на пенсию вышли, дедушка стал болеть - фронтовые раны о себе напомнили. Вот тогда и переехали мы в деревню, домик этот купили. А квартиру московскую Маше оставили, она к тому времени уже замужем была".

   "А Маша - это наша мама?" -  спросили мы.

   "Как вы догадались? - засмеялась Батаня.

   "Мы же твои внуки, а Маша - твоя дочь, значит она - наша мама!" - заключил Миша.

   "Да, всё так!" - подтвердила бабушка.

   К тому времени я уже сняла её наряд, аккуратно сложила все принадлежности и, со словами: "Прости, Батаня!", передала всё бабушке. Она взяла своё добро, погладила его рукой и положила обратно в сундук.

   "Я не сержусь на вас за то, что вы примерили платье, а вот за кражу ключа вас стОит поругать! Любая кража, даже самая маленькая - это зло!" - сказала Батаня.

   "Мы всё уже поняли!" - хором воскликнули мы с Мишей.

   "Тогда спать!" - скомандовала нам бабушка. Она закрыла снова сундук на замок, спрятала ключ, и, поцеловав нас, отправилась досматривать свои сны.


   ...Прошли годы. Мы с Мишей стали взрослыми. Бабушки Тани не стало, когда мне было лет двадцать. Вот тогда и раскрылась полностью тайна сундука Батани. А в сундуке, кроме всяких вещей и её свадебного наряда, на дне лежали две стопочки писем, перевязанные ленточками: её письма - красной, а дедушки Коли с фронта - голубой. Мы читали эти письма с мамой и плакали. Это были слёзы не только от  потери очень близких нам людей - бабушки Тани и дедушки Коли, но и от встречи с такой большой и искренней  их любовью. Ещё на дне сундука лежал старый альбом с фотографиями. Мы раньше его не видели. Там,  на фотографиях, дедушка и бабушка были молодыми. Почему бабушка раньше не показывала нам его?
   Может, ей было больно вспоминать об ушедшем вместе со смертью дедушки её счастье?
   Может, мы просто не спрашивали её об этом?
   А может - всему своё время!"

   Лидия Николаевна закончила рассказ. Она думала, что Анечка уже уснула. А внучка лежала с закрытыми глазами и обдумывала эту историю. Поняв, что рассказ окончен, она открыла глаза:
   "Бабушка Лида! Как интересно ты рассказываешь!Завтра расскажешь мне ещё что-нибудь?".

   "Конечно, дорогая! Завтра будет новая история! А сейчас - спать!".

   Лидия Николаевна поцеловала Анечку и вышла из комнаты.

   "Да, всему - своё время! - подумала она - Главное успеть...!"