18. Царь али боярин? 1. Соколиная тема

Елена Шувалова
 
18.1.Соколиная тема.

   Можно строить разные версии о том, кто такие Жары-птицы в сказке «Конёк-Горбунок».  Они схожи со звёздами из созвездия Стожары; они могут быть символами схождения огненных языков на Пятидесятницу (ведь их как раз – «десятков с пять»); они могут быть сказочными огненными павлинами,  египетскими птицами феникс или русскими гусями-лебедями.  Возможно, они совмещают в себе всё вышеназванное.
   Но то, что Иван надевает перчатки (рукавички), когда ловит жар-птицу, - и то, что Автор называет своего героя «ловчим»; а так же и возглас дурака: «Потеху я привёз те, осударь!»  - наводит нас на мысль о том, что птичка эта ближе всего – к соколу.

  Соколиную охоту больше всех русских царей любил царь Алексей Михайлович. 
  Это он, – как известно, - ввёл поговорку: «Делу – время, - и потехе – час!». Царь имел в виду, что надо уделять время и потехе; потом эту поговорку переиначили – смысл стал в том, чтобы тратить основное время – на дело, а потехе выделять только один час: «Делу – время, а потехе – час!». Из весёлой и добродушной, поговорка стала нудной и морализаторской.
  Впрочем, дело не в этом, а в том, что именно соколиную охоту царь называл «потехой».
 
  Ловчим-сокольничим  был один из предков Александра Сергеевича Пушкина - Гавриил Григорьевич Пушкин (ок.1560 — 1638) — голова, воевода, сокольничий (1606) и думный дворянин (1606),  - действующее лицо пушкинской трагедии «Борис Годунов».
  Гаврила Григорьевич Пушкин способствовал приходу к власти Лжедмитрия I, и именно за это получил должность сокольничего, а потом и думного дворянина (1606). (Обе  эти должности Пушкин сохранил и при следующем царе - Василии Шуйском).

  Итак, мы заподозрили в Жар-птице – сокола. Сокол же – это не просто птица, это – птица сакральная.  Из соколов вышла правящая династия Рюриковичей; Рюрик – Рарог – это Сокол.*
  Династия Романовых так же связана с Рюриковичами,** – потому и была избрана на царствование, когда род Рюриковичей пресёкся. Михаил Романов считался как бы реинкарнацией последнего царя Рюриковой династии – Фёдора Иоанновича – сына Анастасии Романовны.
 То есть,  грубо говоря, чтобы быть царём на Руси, надо было быть Соколом, происходить от Сокола.
 Но так же Соколом надо было быть и в Древнем Египте, – чтобы стать фараоном. Бог Гор – сын первого фараона – бога Осириса, - носил на голове тотем Сокола. Все фараоны Египта считались его воплощением, - воплощением Сокола-Гора.



Продолжение: http://www.proza.ru/2017/09/17/1015




*«Имя  Рюрика  явно славянского происхождения. Так называли на славянских языках сокола: польск. «rar;g», чешск. «rara;ek», словацк. «raroh», укр. «раріг». Подобные имена встречались в Польше, Чехии, Словакии, в землях союза племён ободритов. Интересен и тот факт, что средневековый союз славянских племен ободритов-бодричей, который проживал по нижнему течению реки Лабы-Эльбы, также называли рарогами или реригами. Именем сокола (сокол в представлении славянорусов был животным-символом общеславянского бога, создателя всего живого и сущего – Рода) был назван и центр ободритов – город Рерик. Соколиная символика вообще характерна для славян, так называли города, замки, речки. Былины называют славных витязей и князей соколами. Герб Рюриковичей и современной Украины, которая «приватизировала» общую историю, изображает охотящегося сокола. Соколиной символикой наполнено «Слово о полку Игореве». Игорь идёт походом по степи в Тмутаракань: «Уже далече залетел сокол…». Бояре говорят Святославу Киевскому о двух братьях Игоре и Всеволоде: «два сокола слетеста с отня злата стола поискати града Тьмутораканя». Игорь из половецкого плена «соколомъ полете». Половецкие ханы, преследуя князя, говорят о нём как о «соколе», а о его сыне как о «сокольце». Таким образом, понятно, что соколом называют князя, потомка  Сокола-Рюрика.. .». /Александр Самсонов. Рюрик  - создание державы  Сокола .  К 1150-летию призвания варягов.

**Через первую жену Иоанна Грозного – Анастасию Романовну Захарьину.