Как я трудилась и стала мастером спорта СССР

Татьяна Морозова 7
 На шестом году жизни в Украине мне посчастливилось, наконец, выиграть в Харькове личное первенство республики среди женщин и получить звание кандидата в мастера, разряда в шахматной классификации Советского Союза, предшествующего званию мастера спорта СССР. Для мужчин этот разряд был учреждён ещё в 1938-ом году и присваивался на основе нормативов Единой Всесоюзной спортивной классификации. Женщинам же стали давать кандидата в мастера за совокупность успехов лишь в конце 60-х годов, а звание мастера спорта СССР было учреждено в 1950-ом и выполнить норматив было довольно сложно.
 
 За год до этого события, в 1969-ом, мне удалось занять в чемпионате Украины второе место после мастера спорта Любы Идельчик и попасть на учебно-тренировочный сбор в Закарпатье перед командным первенством СССР. Однако принимать участие в этом ответственном и почётном соревновании надежды не было, так как республику на двух женских досках должны были представлять международный мастер Ольга Андреева и мастер Любовь Идельчик из города Харькова. У меня был в то время первый разряд по шахматам, хотя ещё в 1966-ом году участвовала в финале первенства Советского Союза среди женщин в Киеве, где победительницей стала юная Нана Александрия. Выполнить тогда норму мастера спорта СССР не удалось из-за приступов пароксизмальной тахикардии - наследия резкого похудения после родов дочки. Первый приступ произошёл перед доигрыванием нескольких отложенных позиций.

 На финал я приехала без тренера в отличие от других участниц, но в лидеры всё же пробилась. Напряжение в середине турнира было очень сильным, и даже в центральной прессе появилась статья "Тайны Тани Морозовой", о чём я позже узнала от двоюродного брата Славы Любшина, снявшегося в 1968-ом году в главной роли в фильме "Щит и меч". Однако успешно доиграть партии мне не удалось из-за сердечного приступа, остановить который помогла ласковыми словами судья турнира "мама Вера" (Вера Николаевна Тихомирова), обняв меня и взяв за руку. Затем подошла мастер спорта СССР  Нина Борисовна Войцик и признала своё поражение в отложенной позиции. В конце 65-го я выиграла у неё матч в Москве за выход в финал первенства СССР, будучи на шестом месяце беременности. Остальные партии при доигрывании закончить успешно не смогла - скорая отвезла меня в больницу. Из финала я не выбыла, однако лидерство упустила и до нормы мастера спорта СССР не дотянула. В 1968-ом году после защиты диплома во Львовском политехническом институте появилось больше времени для занятий шахматами и участия во всевозможных соревнованиях, чем так славилось советское время.

 На учебно-тренировочный сбор в Закарпатье  перед командным первенством СССР в 1969-ом году  харьковчанки Андреева и Идельчик не приехали по семейным обстоятельствам и затем отказались представлять Украину. На первую женскую доску заявили меня, а на вторую - юную киевлянку Ирочку Острий, переехавшую спустя несколько лет в Киргизию (Кыргызстан). Однако сборная Украины даже в ослабленном составе умудрилась занять в Грозном третье призовое место. В матче с Грузией я встретилась с чемпионкой СССР Наной Александрией, и мне удалось реваншироваться за поражение в Киеве в 1966-ом.  Это была ещё одна победа перворазрядницы над прославленными  чемпионками. Впервые мне удалось победить одну из самых сильных шахматисток Советского  Союза Татьяну Затуловскую в матче Литвы и Азербайджана ещё в 1961-ом. В первом туре с ней   должна была играть опытная литовская шахматистка Вильма Каушилайте, но она задержалась в консерватории, и меня попросили её заменить. Затуловская атаковала, но я перехватила инициативу и выиграла. В Ленинграде, куда меня направили учиться в 1963-ем, появилась возможность встречаться за шахматной доской и одерживать победы над многими сильными шахматистками, в том числе и над экс чемпионкой мира Людмилой Руденко, и над  трёхкратной чемпионкой СССР Ларисой Вольперт. Так приобретался драгоценный опыт.
 
 Чемпионат Украины по шахматам среди женщин в 1970-ом году проходил в Харькове и собрал сильный состав. Основными претендентками на победу считались харьковчанки Любовь Идельчик и Ольга (Ляля) Андрееаа. Проведение турнира было образцово-показательным. Разместили участниц в прекрасных номерах фешенебельной центральной гостиницы. Устроители очень надеялись, что победительницей станет харьковчанка, но первые места заняли перворазрядницы из Львова и Хмельницкого. Участие в командном первенстве СССР в городе Грозном позволило приобрести бесценный опыт при подготовке к игре, и мне  удавалось выигрывать партию за партией. Жила я в одном номере с будущим международным гроссмейстером Лидочкой Семёновой, и  мы помогали друг другу в анализе. Никто не смог догнать ни меня, ни Лиду. Финал личного первенства Украины закончился моей убедительной победой, а серебряным призёром неожиданно для всех стала юная Лидия Семёнова. Гостиничный номер оказался счастливым для нас обеих, однако, живя во Львове, мастером спорта СССР я так и не стала, несмотря на то, что играла в четырёх финалах первенства СССР. В 1973-ем году в Тбилиси я не добрала до нормы половины очка, проиграв в последнем туре Татьяне Затуловской.

Успех ожидал меня в Одессе, куда мы перебрались из Львова в 1974-!975 - ом годах и где шахматы были очень популярны, благодаря выдающейся организаторской деятельности директора городского клуба Эдуарда Валентиновича Пейхеля. Сначала в Одессу переехали муж, свекровь и дочка, поменяв квартиры, а затем, в 1975-ом, в город у Чёрного моря, о жизни в котором мы мечтали, перебралась и я. Марта Литинская (Шуль) как-то пошутила, что покинуть Львов мне давно нужно было, чтобы стать мастером спорта СССР. В год переезда я приняла участие в личном первенстве города по шахматам среди женщин и стала чемпионкой Одессы. Сбылось пророчество Вольфа Мессинга на концерте во Львовском Доме офицеров, что у меня в шахматном спорте всё будет хорошо.

 Осенью 1971-го муж на работе купил два билета на гастроли знаменитого прорицателя, и мы отправились на представление. Весной того же года я стала чемпионкой ВЦСПС и познакомилась с легендарным шахматным деятелем 30-х годов Валерьяном Евгеньевичем Еремеевым, главным судьёй чемпионата. На финише, когда стало ясно, что догнать меня никто не сможет, Еремеев сожалел, что первое место не поможет мне выполнить норматив, несмотря на участие в финале нескольких мастеров спорта. Вот, если бы первое место заняла эстонка Мари Саммуль, то ей бы это звание присвоили за совокупность успехов, и об этом судейской коллегии было известно в начале турнира. Я не удивилась этой новости: покровительство партийного и спортивного руководства было в советское время часто решающим.   Летом мне не удалось попасть из полуфинала СССР в финал, и мечта стать мастером не осуществилась.

Осенью на концерте во Львове конферансье предложил присутствующим в зале написать задание для Вольфа Мессинга. Мы решили принять участие в игре, хотя и не надеялись, что выберут нас для эксперимента. Мессинг подошёл к моему мужу Альгеру, взял сначала его за руку, затем меня и повёл нас к сцене. Я мысленно повторяла задание, как меня попросили, но Мессинг не смог прочитать мои мысли. Он смотрел мне в глаза и молчал. Его рука неестественно вздулась, однако задание оставалось для него непонятым. Тогда он попросил помочь ему и сказал, что всё у меня будет хорошо, что в скором времени меня ожидает успех. Я глазами показала на карман мужа, и Мессинг достал шахматы. По заданию он должен был сделать несколько ходов и произнести громко "Мат". Глазами показала, куда должен был переместиться ферзь, и задание было выполнено. Спустя много лет я узнала от Марка Бермана, работавшего вместе со мной на Львовском заводе кинескопов, что похожее задание было им и его братом предложено Мессингу, и выполнил он его безукоризненно. По-видимому прорицатель не смог прочитать мои мысли из-за постоянной тренировки мозга во время ответственных турниров.

В пророчество Мессинга я поверила, и оно свершилось в 1977-ом на полуфинале в Петрозаводске: выполнила не только норму мастера спорта СССР, звание, дававшееся пожизненно, но и попала в финал первенства Советского Союза во Львове, где  вошла в пятерку сильнейших шахматисток. Успех убедил меня, что никогда не надо отчаиваться, что упорство и труд не только "всё перетрут", но и к победе приведут, даже если имеются проблемы со здоровьем.