Умный кот

Варя Алексеева
                Глава 1. Дворовые коты

   Кошачий век недолог: лет шестнадцать – семнадцать. А наш кот Тёмка прожил и того меньше: всего десять лет.
   Когда он был еще маленьким котенком, мы кормили его молочной кашей прямо с пальца, а потом он подрос и постепенно превратился в красивого котика-подростка с короткой шерсткой светло-рыжего цвета. На спине у него были едва заметные светлые полоски, а на грудке и кончиках лап – белоснежные яркие отметины.
   Темка был абсолютно домашним котом, улицу не любил. Аккуратный, чистоплотный, умный, с чувством собственного достоинства – он не сразу и не всем открывал свои чувства, но мне всегда позволял погладить его по палево-рыжей холке и, свернувшись калачиком, часто спал у меня на коленях, когда я смотрела телевизор. Не видя своих уличных сородичей, он – сытый, окруженный добротой и лаской, стал, насколько это возможно, перенимать у нас «замашки» человечьи. Например, когда я одна сидела за обеденным столом, он садился напротив меня на стул и, положив одну лапу на стол, терпеливо ждал еды, глядя мне прямо в глаза, как будто молча разговаривал со мною. Нет, со стола ему есть не позволялось, он знал место, где стояла его плошка, но раз место рядом с хозяйкой было свободно, то он мог себе позволить сесть на стул и молчаливо поговорить. Только изредка, когда я резала сырое мясо для супа или поджарки, он выказывал свое нетерпение, нежно терся о мои ноги, виляя хвостом, и урчал, как бы говоря: ну дай мне хоть маленький кусочек мяса, я так его люблю!
   В нашей семье в то время не было малышей, и Темка был центром особого внимания и любви всех членов семьи. Он это чувствовал. В позе, когда он сидел на задних лапах, обернув себя хвостом, и когда тщательно вылизывал свою шерстку, было столько самоуважения, как будто он давал знать: я такой же член семьи, как другие! И только дважды в своей жизни он испытал сильный страх: на улице и – при появлении дома аквариума с рыбками.
   Если говорить о первом случае, то я решила вынести Темку во двор летом, чтобы он познакомился с окрестностью и погрыз лечебную траву. Говорят, что все коты знают какую-то полезную для них витаминную травку, и она просто необходима им для здоровья. Перед выходом, боясь лишиться своего любимца, я надела на него кошачий ошейник с поводком. Но нашего смелого кота во дворе было не узнать – он дрожал, прижавшись к земле прямо в том месте, где я его поставила и лежал в траве, не двигаясь, минут десять. Около подъезда нашего девятиэтажного дома благоухала сирень, зеленая травка газона была мягкой и сочной. Дворовые облезлые коты, увидав новичка, стали подтягиваться к Темке и обнюхивать его, но так как он не проявлял никакой агрессивности, а я стояла рядом, наблюдая за ними – уходили и поглядывали на него с любопытством со стороны. Я сняла ошейник с него и отпустила, понимая, что кот и так никуда не убежит. Темке от пристального внимания котов было «не по себе», и, как только он освободился от ошейника – сразу рванул в кусты сирени. Там он чувствовал себя куда комфортнее и, выглядывая оттуда, внимательно оценивал окружающую обстановку. Когда я поняла, что Тимофей и не собирается грызть витаминную травку – нарвала травы в полиэтиленовый пакет, взяла его на руки и пошла домой. Он не сопротивлялся, а весь оставшийся день проспал, как убитый, и после этого стресса ни разу не запросился на улицу, хотя я изредка открывала дверь и предлагала ему самостоятельно погулять. А следствием пережитого стало то, что, посмотрев на голодных, ободранных, боевых дворовых котов, Темка стал еще больше «очеловечиваться», то есть – подражать нам. Теперь он уже захотел и в туалет ходить не в корытце со стружкой, а стал приноравливаться к унитазу. Мы подшучивали над ним и рады были, что, когда его попытки не увенчались успехом, он забыл об этом.

                Глава 2. Аквариум

   Нашего рыжего любимца ждало еще одно испытание: в квартиру решено было поставить аквариум с красивыми водорослями, камнями и разноцветными рыбками. Когда аквариум занял свое место на тумбочке, Темка быстрым прыжком сел к нему поближе и стал рассматривать плавающих рыбок. Первые дни он сидел у аквариума, как загипнотизированный, ему было интересно видеть подводную жизнь.
   А аквариум был хорош! Маленькие пузырьки воздуха поднимались в воде вверх, мягкая подсветка высвечивала зелень кудрявых водорослей, среди которых медленно плавали рыбы разных расцветок: серые с поперечными полосками, ярко-оранжевые с длинными усиками и серенькие с продольными неоновыми полосками. И только в момент кормления рыбы грудой скапливались в том месте, куда был насыпан корм, проявляя свою быстроту и ловкость. Их маленькие рты жадно хватали корм, хвосты их трепетали быстро-быстро, но, насытившись, рыбы лениво расплывались в уголки аквариума. Темка, наблюдая за рыбами, иногда поднимал свою лапу и трогал стекло аквариума, как будто хотел дотронуться до рыбки, когда она подплывала к стеклу. Через несколько дней наблюдений за рыбами, кот решил, что хорошо было бы познакомиться с ними поближе, и стал запрыгивать на узенькую полоску стекла аквариума, пытаясь удержаться на ней. Но это ему не удавалось, и тогда он, соскальзывая обратно на тумбочку, разочарованно глядел на рыб. А они, словно дразнили кота, виляя своими хвостами: ну что, не добрался до нас?
   Когда рыбы засыпали в воде, он грустно смотрел в замерший аквариум; но, когда подводная жизнь оживлялась, светло-коричневые глаза Темки загорались загадочным зеленым светом. Тема! – говорила я, – не прыгай на аквариум, не лезь к рыбкам! Он делал вид, что рыбы ему совершенно не интересны, спрыгивал с тумбочки и неспешно уходил поваляться на диване. Но однажды я зашла в комнату в тот момент, когда кот уже стоял на стенках аквариума и тянул лапу в воду. Отвлекшись от своей игры с рыбами и взглянув на меня, он потерял равновесие и плюхнулся с головой в воду. Через две секунды ошарашенный Темка, с ужасом скребя по скользким стенкам аквариума, выскочил из него и побежал подальше от этого жуткого места, где чуть не утонул, чтобы отряхнуться и успокоиться. Наш мокрый красавец был похож на облезлого уличного кота, и вид у него был очень униженный.  Брызги от его отряхивания разлетались по всей комнате, зеленая полоска водорослей лежала на холке, как доказательство его преступной деятельности. Он стал быстро вылизывать воду из своей шерсти… После этого происшествия кот стал панически бояться воды. Маленькой капельки воды, попавшей случайно на спину, было достаточно для того, чтобы короткая шерсть кота встала дыбом, спина выгнулась коромыслом, а хвост, надувшись от страха, стал похож на пышный хвост лисенка. Желание познакомиться с рыбками у Темки пропало навсегда. Он даже не хотел смотреть на аквариум, который стал для него чем-то невообразимо страшным. И так как от аквариума было не избавиться, кот сделал вид, что ни рыб, ни аквариума для него в комнате больше не существует. Все успокоились.

                Глава 3. Шалаш

   Спать Темка любил на нашей кровати, на покрывале, в красоте и комфорте, а на ночь его отправляли в свою постель, чтобы не мешал засыпать, но утром обнаруживали – лежащим в ногах на нашем одеяле. Хоть это и не всегда было удобно, но в прохладную погоду его теплая рыжая шубка хорошо согревала наши ноги.
   С каждым годом он становился все взрослее, и год от году мы замечали что-то новое на его выразительной мордочке, которую иногда не поворачивался язык так называть, потому что выражение эмоций на ней было слишком уж человеческое. И его обиженная горделивая осанка – когда ему делали громкие замечания, и умоляющий взгляд, когда он что-то просил, и умиротворенность после сна, и мудрость – когда он сидел, глядя в одну точку, как бы размышляя о жизни, и страх, и нежность – всё видели мы у него, вот только никогда так и не увидели – хитрости, жадности и злобы. Хотя гнев кота нам все-таки суждено было увидеть.
   Но, об этом – потом, а сейчас мне вспоминается день, когда мы решили вывезти его на дачу и показать, что кроме замкнутого мира, в котором он жил, есть большой, прекрасный, природный мир. К тому же – он был не кастрированный кот, и мы надеялись, что какая-нибудь кошечка заведет с ним знакомство, так как он стал уже взрослым. Помня о том случае во дворе, когда он и не пытался убежать от нас, а полчаса пролежал в траве – мы, приехав на дачу, сразу отпустили его и занялись своими делами. Темка сначала вертелся у моих ног, спал на скамейке под березой, но, когда мы собрались уезжать домой – кота нигде не обнаружили. Мы обошли все окрестности, громко призывая его: Темка-Темка-Темка!.. Тема-Тема!.. Но его светло-рыжей шубки нигде замечено не было.
Каких только мыслей не вертелось у меня в голове, когда мы возвращались на машине домой! Слезы наворачивались на глаза – мы почти прощались со своим любимцем. Как он будет жить один – голодный, не привыкший к холоду и к уличным битвам за еду? Весь следующий день, ругая себя за то, что взяла кота на дачу, я не могла дождаться окончания рабочего дня, чтобы снова поехать на поиски Темки. Наконец-то вечером мы опять приехали на дачный участок и продолжили поиски кота. Все стройматериалы были осмотрены нами в надежде, что он нашел местечко среди досок, а также мы прошлись по всем пышным ивовым кустам, по улицам дачного поселка с призывными криками: Тема-Тема-Тема!.. Но его нигде не было.
   Стало темнеть. От невыносимо-печальной тишины слезы хлынули на глаза, но надо было уезжать, чтобы приготовиться к завтрашнему рабочему дню. Я уже села в машину, муж завел ее, и вдруг мое внимание на соседнем участке привлекла огромная куча хвороста, похожая на шалаш. Соседний участок не был огорожен. Почему я тогда решила выйти из машины и проверить эту кучу хвороста – не понимаю до сих пор, но как только я заглянула в «шалаш», то увидела сонного счастливого Темку, который потягивался и нежно жмурился.
– Темка! – закричала я от радости, – вот ты где! А мы тебя обыскались! Выбирайся отсюда, надо домой ехать!
   И кот, увидев меня, как ни в чем ни бывало, выскочил из своего убежища и мелкой трусцой побежал к рычащей машине.
 
                Глава 4. Малышка

   Прошло время. Тимофею исполнилось уже лет восемь, а у нас появился новый член семьи – внучка. Дочка с мужем жили отдельно, но в гости к нам приезжали часто. Когда малышке исполнился месяц, они впервые привезли ее в нашу квартиру, и я увидела, что кот заволновался. На мордочке у него появилось озадаченное выражение, он бегал вокруг нас, от волнения помахивая хвостом. Никогда я не видела, чтобы он так волновался. Куда мы несли малышку – туда шел и он. Взгляд его, казалось, говорил: ну дайте мне ее хотя бы рассмотреть! Появление крошечной малютки в нашей квартире было для него большим потрясением. Мы очень осторожничали, чтобы кот ненароком не оцарапал маленькую внучку. Однажды мы положили нашу ненаглядную крохотулю на диване и сели рядом с ней, агукая и потряхивая цветными погремушками, чтобы ребенку не было скучно. Вдруг очень мягко кот запрыгнул на диван и с небывалой нежностью в глазах стал обнюхивать ребенка. Я даже не испугалась за малышку, увидев выражение на его мордочке, но все-таки тщательно следила за Темкой и прикрывала ребенка руками там, где появлялась его озабоченная нежная мордочка. Вскоре Темка, натыкаясь везде на преграду – мою руку, разочарованно спрыгнул с дивана и стал безропотно следить за нашими играми с внучкой, а затем и вовсе ушел на кухню. Прошло несколько минут, как вдруг, внезапно появившись, кот подскочил на диван к самой головке малышки и принялся своим шершавым языком вылизывать с ее головы остатки так называемой «родовой корочки». К слову сказать – у всех детей, выписанных из роддома, остаются на голове крошечные остатки этой родовой корочки, которую дома заботливые мамы и папы, смазав растительным маслом или кремом, вычесывают расческой из реденьких волосиков новорожденных… Увидев кота, я оторопела – такая щемящая нежность была в его действиях и во взгляде, что не хотелось его отгонять, но осторожность взяла верх. Темка опять с разочарованным видом должен был удалиться на кухню.
   И вот настало время купания ребенка. В большую ванну была поставлена маленькая ванночка с теплой водой светло-розового цвета – для дезинфекции мы добавили в воду марганец. Ребенок, оказавшись в незнакомой обстановке, стал проявлять беспокойство, а когда мы с моей дочерью положили малышку в ванну, то она расплакалась. Я, стоя у ванны, придерживала головку внучки, а моя дочь – молодая мама, поглаживала в воде мягкой губкой ее маленькое розовое тельце. Из-за тесноты дверь в ванную комнату была открыта. Вдруг я услышала за своей спиной громкое требовательное мяуканье, которое скорее было похоже на громкий кошачий окрик. Да-да, наш Темка гневно кричал на нас. Он навсегда запомнил, какой ужас испытал, упав в аквариум с водой, и сейчас мы казались ему мучителями беззащитного маленького существа. Я, одной рукой придерживая ребенка, другой – потряхивая погремушкой, сказала коту: Тема, иди отсюда, не до тебя сейчас!.. А ребенок продолжал громко плакать.
   Вдруг я увидела, как кот заскочил на край ванны. Брови его были гневно сдвинуты, глаза сверкали, белые клыки – оголены. Всем своим видом он предупреждал нас: прекратите мучить малютку! Я прикрикнула на кота: Тема, не мешай! И вдруг он со всей силы впился клыками мне в руку и долго не хотел отпустить ее. Кровь хлынула из укусов, когда я его оттолкнула. Дочка вытащила ребенка из ванны, укутав в махровое полотенце, и понесла в спальню. Все были настолько поражены, что не могли даже обсуждать происшедшее. Это казалось какой-то фантастикой! Никто не обидел Тимофея. Ранки на моей руке были смазаны йодом и скоро затянулись, а мы еще больше стали гордиться нашим котом – защитником, пришедшим на помощь слабенькой малышке. С тех пор его стали звать не Темкой, а Тимофеем!