Обратная сторона манежа

Анастасия Павленко
Обратная сторона манежа

Ташкентскому государственному цирку им. Т. Эгамбердиева более ста лет, но он по-прежнему удивляет своего зрителя новыми программами с зажигательными номерами. Артисты узбекского цирка, ставшего полноправным членом мирового циркового сообщества, высоко несли и несут флаг Узбекистана по манежам более тридцати стран Европы, Азии и Африки. Посланцы нашей страны, приняв участие в престижных международных фестивалях Франции, Германии, России, Китая, ОАЭ, были удостоены самых высоких наград.

За годы существования республиканского объединения «Узбекгосцирк», преобразованного в 1992 году, отечественный цирк превратился в подлинно творческую лабораторию, арену поисков и экспериментов. Осуществлена постановка 20 тематических спектаклей, подготовлено свыше 100 новых цирковых номеров и 10 крупных аттракционов. Это и «Дрессированные тигры» под руководством Р. Матчанова - первого узбекского укротителя хищников, и «Акробаты на верблюдах» под руководством Э.Арзуманова, и «Двухъярусный канат» под руководством заслуженной артистки республики Н. Алиевой, и, конечно, «Джигиты Узбекистана», руководимого К.Караевым. Однако за внешним блеском и красотой поставленных номеров лежит упорная и напряженная работа цирковых артистов, о закулисной жизни которых практически ничего неизвестно широкой публике. Именно об этой, будничной стороне жизни цирка нам рассказывает Анжела Маслакаева, заместитель генерального директора «Узбекгосцирка» по творчеству.

Анжела Павловна, будучи сама цирковой артисткой дрессирующей собак, о проблемах цирка и его обитателей знает не понаслышке.

- Кто сегодня работает на манеже узбекского цирка?

- В первую очередь, энтузиасты, которым нравится сама атмосфера цирка. Зачастую это семейное дело, где из поколения в поколение передается любовь к этому виду искусства. Например, всем известны династии канатоходцев Ташкенбаевых и конных наездников Зариповых. Кстати, Карим-ата Зарипов - родоначальник великой династии - также является основателем всего узбекского цирка. А если это не наследственное, то со временем таковым становится. Примечательна история Светланы Агибаевой и Алексея Топорова - семейной пары, выполняющей акробатические номера на канате. Оба долгое время занимались фигурным катанием, были партнерами. Потом жизнь раскидала их в разные стороны. Она устроилась на фирму бухгалтером. Он какое-то время занимался тренерством, а затем пришел в цирк. Когда встал вопрос о постановке номера и Алексею понадобилась партнерша, он, конечно, тут же вспомнил о Светлане. Мало того, что мужчина нашел ее и привел в цирк, так они еще стали мужем и женой, у них родился ребенок. Сейчас супруги репетируют очередной номер, а их малыш, сидя в коляске, наблюдает, как папа с мамой балансируют на канате. Однако нередко к нам приходят молодые люди, совершенно далекие от спорта. Бывает, что, кроме симпатичного личика и привлекательной фигурки, желающие попробовать себя на цирковой арене ничем другим не обладают.

- И что вы тогда делаете?

- Учим, конечно. Для этого у нас существует 3-месячный испытательный срок, за который новички должны проявить себя и доказать и себе, и цирку, что они нужны друг другу. Мы еще никого не выгнали из цирка только за то, что кто-то не обладает необходимыми физическими данными. Наоборот, прикладываем массу усилий, чтобы человек научился чему-либо, причем все занятия у нас проводятся абсолютно бесплатно.
Сегодня стать артистом гораздо проще, чем раньше. Но у сегодняшней молодежи, к сожалению, меньше целеустремленности и дисциплины. Парни и девушки, привлеченные красивыми, зрелищными   номерами, столкнувшись с трудностями, опускают руки. Ведь здесь, кроме овладения искусством перевоплощения, нужно научиться владеть в совершенстве своим телом, быть сильным и ловким. Плюс ко всему прочему - остро стоит и финансовый вопрос. Ведь на цирковых гонорарах особо не разбогатеешь. Еще раз повторюсь, цирк - место для энтузиастов.

- Чем современный цирк отличается от цирка вчерашнего?

- Сегодня требования к цирковым номерам несколько ниже, чем, скажем, лет 25 назад. Большое значение в современной постановке трюка имеет его техническое оформление. Например, правильная подсветка с применением лазерных установок - это уже половина успеха номера. Немаловажно и музыкальное сопровождение. К сожалению, живая оркестровая музыка сегодня считается устаревшим вариантом. Ведь наш зритель, в основном дети и молодежь, а для них классические ритмы, говоря на их языке, «полный отстой». Вот и приходится подбирать живые танцевальные ритмы, чтобы зритель смог правильно воспринимать цирковые номера.

- А как обстоит дело с цирковыми жанрами?

- Жанры в цирке никогда не стареют. Наоборот, некоторые номера прошлого, такие как воздушные полеты, сильные акробатические дуэты, нынешние артисты просто не могут возродить, хотя и очень хотят этого.

- Неужели этого настолько сложно?

- В цирке вообще нет понятия «легкий жанр». Некоторые люди думают, что, например, клоунада - плевое дело. А ведь необычайно трудно рассмешить разнородную публику, которая к тому же сегодня очень искушена в разного рода зрелищах. Или взять дрессуру собачек. Поверьте моему собственному опыту - это крайне тяжело. Что же касается возрождения номеров, то, как я уже сказала, сегодня в цирк приходят работать неподготовленные Люди, а цирком нужно дышать с детства.

- Как же лично Вам удается подготовить к выступлению своих четвероногих артистов?

- Я 16 лет работаю с животными. Собаки, как и люди, - каждая со своим характером. В настоящее время у меня зрелый состав, то есть возраст животных составляет от 5-6 до 11-12 лет. Это солидные артисты "предпенсионного возраста", и сейчас они диктуют мне, какое у них настроение и как с ними следует обращаться. Бывает, и капризничают, ленятся, и косточки у них от старости болят. Но в целом это бесспорно талантливые артисты, с которыми интересно работать. Главное, ровное ко всем отношение - без выделения любимчиков. Собаки тонко чувствуют не только все команды, но и отношение человека к ним. Стоит лишь похвалить одну при всех, вторая сразу норовит ту укусить или просто всем видом показать, что обижена.

- Цирк ассоциируется с феричностью, это всегда из ряда вон случаи. Так ли оно на самом деле?

- Да, вся жизнь цирковых артистов - сплошной экстрим, непредвиденность. Лично у меня, к примеру, была такая ситуация, когда я, выйдя в новом костюме на арену, зацепилась каблуком за штанину и упала на манеж прямо в разгар своего номера. И вот я сижу и чувствую, что встать сразу не смогу. Так мои собачки сами, без моего участия, отыграли полностью всю программу. Мне же оставалось только встать и раскланяться перед публикой, которая решила, что мое падение запланировано.

- А как содержатся животные в цирке? Какова их дальнейшая судьба после выхода "на пенсию"?

- Для старых артистов я стараюсь подыскать надежные руки, хотя мало кто желает взять к себе старую собаку. А недавно мы похоронили нашего ветерана. Всю свою жизнь пес посвятил манежу и не смог прижиться дома. Что же касается содержания и ухода за животными, то хочу развенчать бытующее мнение о жестоком с ними обращении. Да, собаки у нас живут в клетках с самого щенячьего возраста, и вне этого ограниченного пространства они потом попросту уже не могут спать. А ухаживаем мы за своими многочисленными артистами так, как не ухаживают люди за одной домашней собакой. В нашей республике зарегистрирован единственный в мире театр собак. С постановкой под названием «Золушка» с участием 40 животных, где не было ни одной реплики, а все построено на пантомиме, мы объездили  весь Китай, Таиланд, а сейчас нас приглашают в США. Одним словом, собаки для нас - это не просто животные. Они партнеры по работе и, в конце концов, существа, которые сегодня дают нам кусок хлеба и приносят славу.

ЖЕНЩИНА И ЦИРК

Римма Ахтамова в узбекском цирке с 1998 года. Вместе с супругом, тоже цирковым артистом, Валерием Галактионовым - имеют звания мастеров спорта по акробатике. С родителями на манеже выступают и их дети - 16-летняя Яна и 10-летний Тихон. Работают в номерах «Подкидные доски» и «Воздушное кольцо», сейчас репетируют «Акробатов на качелях».

- После спорта работа в цирке в техническом плане показалась нам легкой, главное - артистизм и зрелищность трюка. Как все успеваю? Помогает муж. Мы вообще друг другу всегда помогаем, что на работе, что дома, - между нами четко распределены все обязанности. Бездельников нет. Выступаем вместе с детьми, которые на манеже с 3-летнего возраста. Конечно, свое будущее они выберут сами, но цирк у них уже в крови, если захотят чем-нибудь другим заняться, рано или поздно захотят вернуться.

Ирина Панкова на ташкентском манеже с 1995 года. Пришла из спортивной гимнастики, где не раз добивалась звания чемпионки на республиканских состязаниях. Сейчас входит в состав "амазонок", отрабатывающих трюки на лошадях. Имеет 6-летнего сына.

- Очень нравится работать с лошадьми, этими умными, красивыми и сильными животными. Влюбилась в них с первого взгляда. Цирк, я считаю, закаляет женщин, как и спорт, делая ее выносливее, если хотите, совершеннее. Но сына пока не хочу приобщать к манежу, хотя он здесь уже свой человек.

2009 год.