О вине

Энрике Ду Амарал
Странное свойство памяти.

    Недавно я заметил, что с трудом могу вспомнить, что делал час назад, вчера, или может быть, на прошлой неделе. Почему так происходит, трудно сказать. А вдруг это неотвратимо приближающийся маразм? Но, скорее всего, не так ужасно мое положение, просто, жизнь достаточно однообразна, и вчера я делал ровно тоже, что и позавчера, на прошлой неделе, месяц назад и так далее. Никаких ярких впечатлений.
    Зато, я совершенно четко помню свою первую бутылку вина, которая мне понравилась по-настоящему. Примерно также, как совершенно ясно помню, как впервые влюбился. Как ее звали. Какие у нее были глаза, волосы, платье, походка, голос и т.д.  У той девушки.  И вот, я точно также абсолютно ясно помню, как она выглядела (бутылка, а не девушка), что на ней было написано, вкус, цвет, аромат, как открывалась пробка. Все помню в мельчайших деталях. Это было чилийское вино Concha y Toro Merlot-Malbec из долины Maipo 1994 года. Потом я уже узнал, что 94 год в Чили был "исключительным", как говорят опытные виноделы. Впрочем, я также узнал, что в Чили уникальный для виноделия климат, и неудачных годов просто не случается. Итак, пил я это вино летом 96 года, скорее всего в июне. Нельзя сказать, что до того дня я вовсе не пил вина. Пил, конечно. Да все, что я пил прежде, воспринималось как слабая и неадекватная замена водки. Бывали, злые, для нас алкоголиков, времена, при добром правителе Горбачеве, когда в магазине можно было купить (и то с большим трудом) не то, что хочешь, а только то, что там есть. Иногда, но вовсе не часто, на прилавке оказывалось какое-нибудь Ркацители Московского розлива, сухое белое вино «вырви-глаз», которого нужно выхлестать бутылки три, чтобы хоть что-то почувствовать. Либо красное Арбатское, напоминающее компот из испорченных фруктов, с добавлением спирта и сахара. Либо того хуже - портвейн Кавказ, 777, или что-то в этом роде. Это даже вином нельзя назвать, эти жидкости скорее предназначалась для убийства крыс и прочих грызунов, столь отравляюще они действовали на все вокруг, и прежде всего, на мозг человека. Итак, к вину в прежние времена я относился отрицательно.
     И вот я увидел в магазине бутылку чилийского. Надо сказать, что с раннего детства, а точнее с 73 года, когда власть в Чили захватил злой дядька Пиночет, эта страна будоражила мое неокрепшее воображение. Анды, индейцы, даль дальняя, близость к Антарктиде, разбомбленный дворец Ла Монеда, хунта, задушенная молодая демократия, убитый Сальвадор Альенде, замученный певец свободы Виктор Хара, наконец. В общем, я купил эту бутылку, которая стоила всего то в 2 раза дороже простого молдавского вина, продававшегося в том же самом магазине. Купил, просто из интереса к стране, а не к вину. На этикетке тусклыми красками было изображено то ли поле, то ли склон горы с виноградными лозами. Весьма скромно и неброско.  Откупорил я бутылку у себя на даче "под шашлык", налил в стакан, посмотрел «на свет», понюхал, пригубил, сделал первый глоток, и понял: вот оно - «влюбился». Как это случается, внезапно, совершенно неожиданно. Впервые и по-настоящему.  Бесповоротно. Сейчас, когда те молодые эмоции давным-давно улеглись, я все равно могу описать свои чувства. Глубина, терпкость, в то же время - свежесть, вкус сливы, совсем немного смородины, виноградных шкурок. Да, да хорошее вино всегда имеет вкус каких-нибудь других фруктов, кроме винограда, из которого оно собственно и изготовлено. Сухое вино, конечно же. Но, в отличие от наших сухих вин, оно "не вырывало глаз", и в то же время в нем не чувствовалось "излишней сладости". Наверное это и называется "сбалансированный вкус".  Впервые в жизни я понял, что от вина можно и нужно получать наслаждение. Что я и принялся проделывать в последующие годы.  Я пил много вина, из разных стран, разных урожаев, продолжаю пить его и сейчас.  Даже порой мне кажется, что я в нем немного разбираюсь. С высоты прошедших лет я понимаю, что сейчас, может быть, Concha y Toro Merlot-Malbec из долины Maipo 1994 года не вызвало бы таких ярких чувств, как в тот летний  день. Так бывает, встречаешь девушку, в которую был влюблен много, много лет назад, и понимаешь… нет, не нужно тебе ее видеть сейчас. Пусть она останется в памяти такой, как ты ее видел в тот самый день, когда совершенно нежданно возникло то волшебное чувство.  Не нужно его тревожить.   

Concha y Toro.

    В общем, я влюбился в Concha y Toro, что в переводе означает «Повозка и бык», гигантская винодельня, вероятно, самая знаменитая в Чили. Она производит огромное количество разного вина, и красного, и белого, и молодого, и выдержанного. А разобраться в нем проще простого.  Чем Concha y Toro дороже, тем оно лучше. То Merlot-Malbec, что я впервые попробовал, было самым простым, молодым и дешевым вином, что никак не умаляет его достоинств. В зависимости от качества винограда и технологии выдержки, оно может достигать высокой цены, и в соответствии, совершенного вкуса и аромата. Я пробовал все виды, кроме самого дорого, которое называется Alma Viva (Живая душа).  Видно, встреча с ним еще предстоит в будущем, так что мне есть к чему стремиться.  Расскажу лучше о встрече с вином, находящимся лишь на одну ступеньку ниже в иерархии славной винодельни. Это Cabernet Sauvignon Don Melchor того же «исключительного» 1994 года. Я приобрел его специально для заседания винного клуба, в который я в то время входил.  Клуб - не клуб, звучит пафосно, на самом деле, мы с друзьями собирались раз в месяц в баре, который принадлежал одному из них, чтобы хорошенько выпить винца. Все красиво обставлялось, мы покупали много вонючего плесневелого сыра, фруктов, крекеров и всякие прочие легкие закуски. Первое время мы даже меняли бокалы, каждый раз, когда откупоривали новую бутылку. А входным билетом на заседание служили 2 бутылки любого красного вина, которые каждый участник приносил с собой.  Люди заседали там разные, вкусы их также варьировались, соответственно и вина они приносили совершенно разные.  В этом то и был смысл. Попробовать как можно больше разнообразного вина. Ну, и конечно же, напиться. Как без этого?  Кстати, никто не запрещал притащить и 3, и 4 бутылки, да хоть ящик, просто  мы установили минимум в 2. Вот и все.  Сейчас уже не вспомню, какую вторую бутылку я купил, хорошо помню, что колебался некоторое время, прежде чем заплатить за этот самый Cabernet Sauvignon Don Melchor 1994, ибо цена показалась мне безобразно высокой.  Но что цена? Как впоследствии выяснилось, я правильно поступил, что не стал жадничать.  Прежде чем очередь дошла до моей бутылки, мы уже выпили немало и находились в весьма в веселом и приподнятом настроении. Пробка оказалась очень плотной и длинной, мой друг Костя Лебедев вытаскивал ее долго с особенной осторожностью, чтобы она не сломалась, и это не испортило бы нам удовольствия. «Да уж, чилийцы на пробках точно не экономят», - сказал Лебедев, завершив филигранную операцию. Нижняя часть пробки - темно-бордового цвета, она пропиталась вином. Вино разлили по бокалам, дали ему «подышать», пригубили, сделали по глотку…и… первое время просто молчали. Никто не мог ничего сказать. Никто не находил слов. Такого необычного и удивительного вина за этим столом еще не пробовали. На редкость яркое, глубокое, сильное, насыщенное вино, с долгим послевкусием. И напоминало больше всего бабушкино варенье из черной смородины, хранившееся в шкафу долгие годы. Возможно, это слишком простое и грубое сравнение, но вино точно имело вкус черной смородины, что как оказалось, характерно для сорта Каберне Совиньон, особенно произрастающего в Чили.  Да и конечно, это вино совершенно сухое. В том смысле, что и сухие вина иногда имеют какой-то не вполне натуральный сладковатый привкус. Здесь все было честно. 

Другие вина.

    Я так подробно описываю Concha y Toro по простой причине. Это моя первая любовь. У кого-то первая любовь иная, и не менее прекрасная. Вот мой друг Костя Лебедев (тот самый, что бережно открывал бутылку в предыдущей главе) полюбил всей своей душой Arzuaga, чудное испанское вино с севера страны из долины реки Дуэро. Там же находится винодельня «Вега Сицилия», производящая самое дорогое и лучшее вино в Испании. Вообще, испанские вина превосходны, наверное, все. В них так много солнца и страсти.  Я люблю, и «Пенедес», и «Ла Манчу». А как прекрасна Риоха! Рио Оха. По-нашему - почти, что река Ока, если мне позволены такого рода переводческие вольности.  Кто же из любителей красного вина не знает этот великолепный цвет, завораживающий аромат, терпкий глубокий фруктовый вкус.  Вива Риоха! Мы тебя обожаем!      
     Великолепные вина делают итальянцы. Кто не любит Кьянти Классико, Вальпуличелла, или Бароло? Только тот, кто их не пробовал! Прекрасные вина я пил в Португалии. Несмотря на то, что в мире знамениты в основном портвейн и мадера, сухие вина в этой стране совершенно замечательны. Там два основных винодельческих   региона: долина реки Доуру (испанцы эту реку называют Дуэро) на Севере, и «Alentejo» - по-русски «Все, что за рекой Тежу» - на Юге. Южные вина, благодаря солнцу, более плотные, густые, насыщенные. Северные -  полегче и попроще, но тоже очень вкусные. Что особенно приятно, в Португалии прекрасные цены на вино. Бутылка хорошего красного стоит от 3 до 6 евро, а если вы решили гульнуть и купили бутылку аж за 8, так на вас будут смотреть, как на русского олигарха, который не привык считать деньги. «Наверное - это Абрамович» - услышите вы завистливый шепот за своей спиной.  Так произошло и со мной, когда в конце отпуска мы с друзьями устраивали «отвальную» пьянку и я купил, как сейчас помню, вино Dona Emelinda, уж какого года неважно.  Стоила она 8 евро, по тем временам, это что-то около 300 рублей на наши деньги. Да что там говорить!  Я и есть олигарх. Бессовестно богатый.  И вино я покупаю под стать себе. Как у нас у богачей принято.  Самое дорогое. По 3 сотни. Не меньше!  Описывать его вкус у меня уже нет сил. Лучше двинемся дальше.  Прекрасные вина я пил у наших друзей болгар.   Каберне Совиньон, либо Мерло стоили на наши деньги около 200 рублей, они изумительны. Не зря, не зря Фракия в античные времена славилась своими винами!  Славилась она и в советские времена. Как-то раз в одном из болгарских магазинов я обнаружил вино «Медвежья кровь». Когда-то оно повсеместно продавалось в СССР по 2 рубля 20 копеек, и вот теперь можно было снова его испить и вспомнить молодость. Но что-то меня остановило, то ли осознание факта, что молодость давно прошла, то ли цена. На наши деньги 30 современных рублей. Это точно меньше, чем 2. 20 коп. в советские годы.  Я конечно люблю покупать дешево, но все же, вино не должно стоить дешевле Кока-Колы. Ну никак. Да и в советские времена не хотелось возвращаться.  Не знаю, стоит ли продолжать с описанием вин, которые я пил? Хорошее вино делают и в Аргентине, и в Уругвае, и в Мексике, и в Австралии, и в Новой Зеландии, и в США, и в ЮАР, и в Швейцарии, и в Израиле, и Молдавии, и в Грузии, и у нас в Краснодарском крае, и в Крыму.  Описывать все это, не рискуя впасть в занудство, крайне затруднительно.  По похожей причине я ни разу пока не упомянул Францию. Ибо разнообразие французских вин столь велико, что описание только одной Бургундии (которая, кстати сказать, по размеру не больше Домодедовского района Подмосковья) может занять не один месяц. Лет 15 назад мне подарили книгу Роберта Паркера (знаменитый американский знаток вин) «Вина Бордо» за какой-то там период. Лет за 10, кажется. Так эта книга в 2 раза толще всех томов «Войны и мира» вместе взятых, а текст набран мельчайшим шрифтом. Нужно ли говорить, что она стоит в моем шкафу на самом почетном видном месте, но я так и не сумел ее прочитать?  Так, что оставим Францию в покое.

Из чего они его делают.
 
   Вино, ясно, делают из винограда.  Это всякий знает.  Но хитрость заключается в том, что сорта винограда чрезвычайно разнообразны, и мало того, один и тот же сорт, выросший на разных почвах, значительно отличается по вкусу.  Вот Каберне Совиньон – самый распространенный и любимый всеми нами сорт. Он родом из Бордо, а выращивают его от Мыса доброй надежды, что на Юге Африки до Мысхако, что находится у нас в Новороссийске. И «Каберне Мысхако», это совсем не то, что «Каберне» из Кейптауна.  Но в то же время, в обоих винах сохраняются и его характерные сортовые черты. И цвет, и запах, и глубина, и терпкость, и яркость. Это то, что любим мы мужчины. Каберне Совиньон безусловно мужской виноград. Есть другой сорт, тоже из Бордо, и его тоже выращивают абсолютно везде. Это Мерло. Он похож на Каберне, но он мягче, более фруктовый, более свежий и прозрачный на вкус. Безусловно женский сорт.  Еще мне очень нравится Пино Нуар, это виноград происходит из Бургундии. Он более сладкий, душистый, фруктовый, не такой темный как, как Каберне или Мерло. Скорее прозрачный. Именно Пино Нуар, судя по всему, хлестал беспрестанно Д,Артаньян со своими дружками. Ибо в те времена, Бордо находился под властью англичан, и французским мушкетерам было бы просто неприлично пить «английское вино».  В наши дни Пино Нуар чудесно прижился в Румынии и Молдавии. Интересный сорт Шираз, судя по названию, происходящий из древней Персии, из тех времен, когда персы еще не исповедовали  ислам, а поклонялись огню и любили вино. Теперь его выращивают повсеместно, кроме как на родине, и особенно удачно он прижился в далекой Австралии.      
      Помимо общих сортов, произрастающих   везде, есть местные сорта, и они наиболее интересны. Местными сортами славится Грузия. Саперави такой сорт. Что в переводе означает то ли краска, то ли красильщик. Действительно Саперави имеет удивительно насыщенный темный почти синий «чернильный» цвет, и великолепный вишневый вкус. Его выращивают не только в Грузии. У нас в России в Краснодарском крае, а также в Крыму можно выпить чудесного Саперави.  Но за пределами бывшего СССР его не найти.  В Испании такой сорт Темпранильо, по понятным причинам его можно встретить еще в Аргентине, но все же это настоящий испанский сорт.  Итальянцы используют свои сорта винограда с очень красивыми и романтичными названиями, которые я не буду здесь приводить.  Юаровнцы в 1925 году вывели свой Пинотаж, и потом стали делать из него вино. А в Крыму можно выпить очень даже милый Кроненталь, который более нигде не встречаются. Португальцы изготавливают вина из собственных сортов, названия которых чрезвычайно трудно произнести. Какие-то французские сорта перекочевали в другие страны, например, Мальбек - в Аргентину.  Чилийцы гордятся своим собственным виноградом, который был завезен к ним из Бордо в каком-то там доисторическом веке. Карменер.  Этот сорт винограда чрезвычайно прихотлив, он подвержен всяческим виноградным болезням, и со временем он совершенно выродился у себя на родине.  А в Чили сохранился. Скажу, Карменер великолепен, он и в правду, самобытен, вкусен и будоражит кровь. 
     Да важно знать, что вина делятся на купажные, и сортовые.  Купаж - это смесь 2 – 3 или более сортов винограда. Так поступают в Бордо. Берут 70 процентов Каберне Совиньон, что называется «для тела», добавляют около 30 процентов Мерло, чтобы сделать вино более разнообразным, не таким однозначным и, в итоге более интересным. Также поступают многие виноделы из других стран. Вот то, вино которое описано в самом начале предлагаемого опуса, тоже купаж.  Мерло с Мальбеком.  Но теперь, когда я вырос, я больше люблю сортовые вина. Мне нравится четкий и ясный вкус и аромат. Я люблю смородиновый Каберне Совиньон, мне не нужно его ничем смягчать, я люблю вишневый Саперави, люблю Мальбек, люблю Карменер, люблю, люблю.   Ничего не могу с собой поделать. Если позволите, хочу дать один совет.  Пробуйте «местные сорта». Особенно если находитесь в винодельческом регионе.  Пейте Саперави в Грузии, Кроненталь в Крыму, а Темпранильо в Испании. Пейте Пинотоаж в ЮАР, а
Краменер в Чили, если вас вдруг занесет туда нелегкая.  А не занесет, так они, слава богу, продаются и у нас.

Как они его делают.   

   Конечно же, виноделы в любой точке земли расскажут вам об «уникальном климате», «терруаре» (почве) не побоюсь этого слова, удачных миллезимах (урожаях), склонах гор, долинах рек, древних традициях, старых подвалах, бочках, и будут стараться напустить как можно больше романтики. Это все так, это правда. Какое же вино без романтики и традиций?  Но главное в современном виноделии это технологии, как ни странно. Чилийские вина стали знаменитыми за пределами страны только в 90-егоды, когда злой дядька Пиночет ушел от власти, в Чили воцарилась демократия, а на благодатные склоны их живописных гор ринулись полчища виноделов из Европы. Во-первых, потому, что в Старом Свете все давно занято, а также потому, что климат здесь лучше, а рабочая сила просто дармовая. Было вложено немало денег, было куплено лучшее оборудование, были приглашены лучшие виноделы. За какие-то жалкие 5-6 лет чилийское вино завоевало весь мир, и наиболее выдающиеся их вина утерли нос чванливым французам.
    Что такое технологии? Я посетил одну маленькую винодельню в Португалии. На ней работает всего 5 человек, сам винодел, его теща, жена и двое сыновей. Правда, во время сбора урожая он нанимает местных крестьян. Вино созревает в гигантских стальных контейнерах, где температуру, влажность, давление, и кучу других параметров, контролирует компьютер. Такие контейнеры стоят очень дорого, но зато они дают правильный результат.  Винодел по имени Антониу Круш, внешне очень похожий на Челентано из фильма «Укрощение строптивой», рассказал нам (я гостил у него не один), что он производит 4 вида вина. 2 белых и 2 красных. Молодое вино, разлитое по бутылкам сразу из контейнера он продает по 2 евро. А выдержанное (все сорта он также выдерживает потом дубовых бочках) он продает по 4. (Где-нибудь в Анголе такое вино с легкостью продается долларов за 100-150).   Разливается вино, закупоривается пробкой, а также наклеивается этикетка с именем Антониу Круша, тоже при помощи современного аппарата, управляемого компьютером.  Добрый винодел подарил нам по ящику всех видов своего вина. Оно было совершенно восхитительным. Лично мне почему-то больше понравилось то, что по 2 евро. 
    Кстати, наша родная Россия, где Краснодарский край плюс Ставропольский, Ростовская область, да еще и возвращенный нами Крым по площади многократно превышает упомянутую Португалию, тоже могла бы стать мощным производителем вина.  Ну не то, чтобы поставлять вино в Европу, но уж себя могла бы напоить. Все перечисленные земли прекрасно подходят для выращивания винограда. Собственно, вино у нас производят, и порой очень даже неплохое. Но у нас все, как всегда. Сделают хорошее вино, начнут продавать, а через год, через два, оно либо испортится, либо пропадет, либо цена на него станет совершенно несуразной.  Как-то я с семьей отдыхал в Анапе, и один богатый человек угощал нас местным вином, как сейчас помню «Шато ле Гранд Восток».   Такое странное для русского слуха название появилось потому, что это совместное российско-французское хозяйство. Он нахваливал его, да и вправду, оно казалось неплохим. Через пару дней я увидел это самое Шато в магазине. 1200 звонких рубликов! Боже милостивый! Я конечно же олигарх, не скрою, но моя олигархическая совесть не позволит мне покупать так дорого. Нет, нет и нет!   Еще мы там пили упомянутое уже мной «Каберне Мысхако» по 200 рублей за бутылку. Чудное вино при отличной цене. И вот недавно я прочитал, что завод «Мысхако» пару лет как обанкротился и его продают с молотка. Никто н хочет покупать. А я бы купил, будь у меня деньги. Это очень славное и старинное хозяйство. Что с ним случилось? Бог весть.    
      Если думать о ценах, то меня давно занимал один вопрос. Ведь в благословенной Франции существуют Шато (замки, хозяйства) продающие свое винцо по 300 евро з бутылку, если покупать сразу у них.  В магазине, понятно, дороже. Да и то, это самая низкая цена. В зависимости от миллезима (урожая), они могут стоить и 500, и 600, да сколько угодно евро. Один мой знакомый, знаменитый журналист, постоянный корреспондент крупной российской телекомпании в Париже, снимал многосерийный документальный фильм о Франции. Ясное дело, одна из серий была посвящена вину. Он снимал в Шато Петрюс или там в Шато Марго, или там Мутон Ротшильд, в общем в самых, самых, что ни наесть Шато.   Я спросил Вадима (так зовут журналиста), стоят ли они (эти вина) своих денег? «Да ты что? Совсем дурак, что ли?» - ответил Вадим. - «Это сплошные понты, вино конечно неплохое, понятно, за такие деньги оно плохим быть не может. Но в любом парижском супермаркете за 15-20 евро ты купишь не хуже».               
 
Не делайте этого.

   Никогда не соблазняйтесь броскими дешевыми названиями. Ни за что не покупайте бутылки, на которых написано: «Исповедь грешницы», «Крымский погребок», «Южная ночь», «Казачья удаль», «Небо Испании» или там «Чья-нибудь кровь.»  Не делайте этого.  Ни за что.  Никогда не покупайте полусухие и полусладкие вина, в которые насыпали сахар. Не делайте этого. Ни за что. Никогда не покупайте вина, произведенные каким-нибудь знаменитым режиссером, актером и так далее. Я уверен, что добрый дядечка Жерар Депардье сам то попивает хорошее винцо. Но то, что он продает нам! Нет, нет и нет! Лучше дайте мне яду!  Я не хочу объяснять, почему нельзя покупать все эти, с позволения сказать, вина. Просто поверьте мне на слово и все.   

Учитесь покупать.

    Искусство приобретения вина заключается вовсе не в том, чтобы припереться в дорогой магазин и напрочь опустошить свой семейный бюджет. Нет. Кстати сказать, принцип – чем дороже, тем лучше, по отношению к вину совершенно ошибочен. Если говорить о Concha y Toro это почти всегда так, но нельзя его переносить на все вина.  Опытный приобретатель купит хорошее вино, потратив как можно меньше денег.  Но прежде чем это делать, поймите для себя, какое вино вам нравится. Какое вы хотите покупать. Помните, что уважающие себя виноделы не используют дешевых приемов и броских названий. На этикетке они укажут: регион, название хозяйства, сорт винограда, и год урожая.  Если вы наконец, поняли, что вам больше подходит, не покупайте сразу. Сравните цены в разных магазинах, они, бывает, весьма сильно отличаются. Сейчас многие магазины устраивают акции, продают 3 бутылки по цене 2, бывает проводят распродажи и все такое.  Ели вы постоянный покупатель, они могут вам сделать персональную скидку.  Но все это работает только в том случае, если вы пьете много вина. Покупаете по 12 – 20 бутылок в месяц.   А если вы просто иногда решили выпить бутылочку, то вам в общем то неважно, где покупать и за сколько. 
    Но вернемся к тому, как правильно покупать. Вот мой личный пример. Правда, это происходило в стародавние добрые времена, когда доллар стоил 30 рублей и не существовало никаких международных санкций, а будущее рисовалось розовыми красками.  Проезжая как-то по Кутузовскому проспекту мимо того дома, где стоит школа, в которой мне пришлось давным-давно учиться, я обнаружил «Винный бутик Кауфмана». Сам район, да и название магазина вовсе не предвещали дешевой поживы. Но все же я решил зайти, а заодно и прогуляться по местам боевой молодости.  В магазине меня встретили: молодой предупредительный продавец-консультант, явно голубой, и продавщица. – юная девушка модельной внешности с ногами от ушей.  Весь первый этаж бутика оказался заставлен Бургундскими, Шампанскими и прочими винами ценой от полутора тысяч рублей, и я малодушно хотел бежать.  Но выяснилось, что есть и второй этаж, который полностью отдан под так называемый "Новый Свет" (не путать с винодельней в Крыму). Там стояли, австралийские, аргентинские и чилийские вина. Особая полка была выделена под мою любимую Concha y Toro. Взглянув на цены, я немало удивился.  На Кутузовском проспекте, в бутике с консультантами, цены  ниже, чем в АШАНЕ.  Именно так. Другое дело, что здесь продавались еще и дорогие чилийские вина, которых в АШАНЕ не увидишь, но обычное вино, можно приобрести рублей за 200 – 300. Что и я сделал, купив 2 ящика вина. Мне тут же всучили карточку, которая давала право на скидку в 10 процентов, плюс к тому я мог присылать сюда своих друзей, и они, назвав мое имя, пользовались бы той же скидкой. Плюс ко всему, карточка давала 20 процентную скидку в месяц, когда я родился. Такой вот подарок.  В общем вино я стал покупать только у них. Мне объяснили, что этот самый Кауфман российский гражданин, впервые привез в Москву чилийское вино, раскрутил его, и стал главным поставщиком. Поэтому то, оно в его фирменном магазине дешевле, чем в крупных торговых сетях. На свой день рождения я старался приобрести винца побольше и подороже. Как-то раз, именно перед этим днем я увидел у них вино с пометкой, что Роберт Паркер (тот самый автор талмуда о винах Бордо, что стоит у меня на полке) присудил ему аж 94 балла! То есть 94 из ста! А я знаю, что если старина Роберт хотя бы посмотрит в сторону какой-либо бутылки, то она автоматически продается за 100 долларов и выше. А тут он не просто посмотрел, он еще и понюхал, выпил и оценил. Чилийское вино, называлось оно Intriga Cabernet Sauvignon винодельня Mont Gras, какого года убей бог, не помню. И стоила она при учете скидки рублей 700, ну 25 долларов по тем временам, что совершенно задаром, если учесть оценку великого Паркера.  Я никогда не тороплюсь с тем чтобы откупорить выдающуюся бутылку. Я не стал его пробовать на свой день рождения. Решил выпить его на более серьезный праздник. На день рождения сына.  Ну что тут скажешь! Держите меня 100 мужиков!  Это не вино, это благодать небесная! Никакой иронии. Одному, либо с людьми, которые не понимают, пить такое вино грешно. Хорошо, что в гостях у нас находился крестный моего сына Генка.  Он большой знаток и ценитель хорошего вина.  И мы с ним выпили и заценили славную Intriga Cabernet Sauvignon винодельня Mont Gras, какого года убей бог, не помню. Остальные гости смотрели на нас как на полных психов.   
     Если кто вдруг увидит Intriga Cabernet Sauvignon Mont Gras, купите, не пожалейте денег. Не верите Роберту Паркеру, так поверьте мне. Зуб даю!  Где только оно продается? Кто знает? Тот славный бутик Кауфмана на Кутузовском обанкротился, так что туда не ходите.  Ну может еще где найдете.  Желаю удачи в этом непростом деле. 

Учитесь пить.   

    Как искушенный любовник никогда не набросится с порога на предмет своей страсти, так и настоящий любитель вина не станет хлестать его стаканами и без разбора.  Сначала необходимо понять, какое именно вино вы хотите именно в этот день, именно в это время суток, именно в этой компании. Для этого конечно, лучше иметь запас, хотя бы небольшой. Подумайте заранее о своей коллекции, и поймите, что вы хотите выпить именно сегодня вечером.  Точнее поймите, какая именно бутылка из вашей коллекции возжелала вас.  Не торопитесь. Нет ничего ужасней человека, наливающего себе полный стакан, и выпивающего его залпом. Фу! Никогда так не поступайте. 
    Достаньте бутылку из шкафа, подержите ее в руках, полная, еще неоткрытая бутылка удивительно красива. Срежьте металлическую облатку, осторожно ввинтите штопор, также осторожно вытащите пробку. Понюхайте ее.   Вину можно дать «подышать» прямо в бутылке, а можно налить в бокалы и дать подышать там.  Бокалы необходимы большие, лучше стеклянные без всяких рисунков и украшений. Это позволит вам оценить цвет вина. Наливайте, примерно на треть, а лучше еще меньше, тогда вы яснее сможете ощутить аромат. Если вдруг вы винный извращенец, ну примерно такой как, я, приобретите себе декантер. Это такой пузатый графин, в который переливают вино, чтобы оно «подышало».   Хороший декантер обычно бывает такой формы, что перелитая жидкость находится в нем наподобие лужи. То есть площадь соприкосновения вина с воздухом максимальная.  Сильно ли улучшает декантер вкус вина, - вопрос спорный.  Но без всякого сомнения, он произведет сокрушающее впечатление на любых ваших гостей. Итак, из бутылки ли, деканрера ли, пришло время начинать пробовать. Пора уж! Покрутите вино в бокале, так делают знатоки.  Посмотрите на свет, вдохните запах, пригубите.  Пейте медленно, долго, как бы пережевывая. И будет вам счастье.
    Да. Все знают, что красное вино подается комнатной температуры. Это так. Но если вы решили с друзьями выпить винца на даче под шашлычок в жаркий летний день, поместите еще неоткрытые бутылки в холодильник минут на 20 не больше.  Потом достаньте, откройте и пусть они «подышат», также минут 20. Это не понты, я лично проверял, когда вино постоит открытым некоторое время, оно правда становится вкусней.   И опять будет вам счастье.

И самое главное. 
   
    Если у вас хватило терпения дочитать до этого самого места, то забудьте все, что вы прочитали. Все это полнейшая фигня! Все эти Каберне Совиньоны, миллиземы, терруары и прочие Шато с Марго. Все это чушь собачья!  Главное в вине это настроение и люди, с которыми вы его пьете! Собутыльники!  А настроение – субстанция весьма зыбкая и изменчивая, так что важно не только его уловить, но еще нужно суметь не потерять его. Вот в чем секрет и мастерство. Если вы сможете это сделать, тогда откроется вам истина и будет вам настоящее счастье!  Ура! Ура! Ура!