Моя переписка - с Юрием Яесс

Эдуард Ратников
На моей старой фотографии момент встречи первого сентября. Тогда у нас с ЛИЛЕЙ в гостях собрались мои школьные друзья и два наших учителя, Екатерина Петровна по иностранному и Ольга Самуиловна по истории, они в центре. Школьная подруга Таня и Виктор слева, а справа наш школьный друг Александр, ставший главным художником парка ЦПКО им. Горького. 
В этот исторический момент съёмки я уже со своей второй женой Лилей, мы уже несколько лет живём в этой однокомнатной квартире, в которую нас переселили из нашего деревянного дома, снесённого в связи с намечаемым строительством Олимпийского комплекса в МОСКВЕ.
Катя и Виктор также оба счастливые, наконец-то живут как и мы, в своей однокомнатной кооперативной квартире,  и у них уже родилась их дочка КАТЯ (маленькая), а у нас родился первый сын РОДИОН.
Вот такая идиллия тех лет.

Я прочёл рассказ Юрия Яесс
Вот сноска  http://www.proza.ru/2016/09/30/1011
И в этом рассказе меня поразила история героя рассказа.
Эта история очень созвучна с историей моего ближайшего друга, и я написал рецензию ЮРИЮ с благодарностью за его рассказ.

В этой рецензии, несколько увлёкшись воспоминаниями, я довольно подробно описал историю своего друга. Вот и получилось два рассказа на одну тему.
ЮРИН, под названием «НАШЕ ВСЁ», и мой - просто воспоминания « о КОТЕ и ЛОХМАТОМ»,  плюс ещё наша с ЮРОЙ переписка на эту тему.
Вот моя рецензия, а фактически это рассказ о КОТЕ и ЛОХМАТОМ.

Рецензия ЮРИЮ.

Здравствуйте, ЮРИЙ.
Начну сразу с того, что очень понравился ваш ЭРОТИЧЕСКИЙ, как вы его назвали, рассказ. Лично я сам ни в одну училку не был влюблён, учась в школе. Но вот у моего лучшего школьного друга ВИКТОРА действительно была именно такая любовь, и как ни странно, с таким необычным совпадением, точно также из-за ножек нашей англичанки Екатерины Петровны.

Естественно, она была старше нас, и я бы сказал, прилично, но когда тебе семнадцать, а ей допустим для меня сегодняшнего всего тридцать, то она просто молоденькая девчонка для этих дней. А вот тогда она мне не казалась такой молодой, и я очень удивлялся на ВИТЬКУ, но его пылкие восторги о её ножках убеждали даже меня, хотя я в это время был влюблён в ножки нашей одноклассницы ИРИШКИ, и, естественно, её ножки побеждали КАТИНЫ в моих личных фантазиях.

Влюблённость в учительницу, и тем более, в то далёкое время, было значительно стрёмней, чем в нашей теперешней столь «поголовно оцерковлённой стране» сегодняшних учениц монашек. В принципе - это было ЧП для школы, может даже и района. Но так как это происходило в МОСКВЕ, то я думаю, что такое ЧП не слишком значительно и для района Москвы. Восхищение ВИТЬКИ ножками Екатерины Петровны, поначалу были очень робкие, и начались они ещё в девятом классе, когда ВИКТОР, как и положено советскому ученику, симпатизировал нашей школьной подруге АЛЛЕ. Впереди были ещё три года учёбы, так как это для нас был первый выпуск ХРУЩЁВСКИХ одиннадцатилеток вместо десятилеток.

Естественно, за такой длинный срок его восхищений, сама КАТЯ, да и все мы поняли и догадались задолго до окончания школы, куда он клонит. Но его намерения проявились не сразу, так как сила ТАБУ была настолько велика, что даже чтобы признаться мне, ближайшему другу, о своей нешуточной влюбленности, ВИТЬКЕ потребовался весь девятый класс, а весь десятый постепенно ушёл на его признание всем остальным школьным друзьям.

Дело в том, что школа у нас была особенная, в ней учились только старшие классы, начиная с девятого, все классы делились не по буквам, а по цифрам, и при поступлении мы стремились попасть в девятый 9-тый класс.
Этот класс был с производственным уклоном художников, под стать вашему ЖОРИКУ, ставшим скульптором впоследствии.
Уклонов обучения в школе было много, начиная от механиков и токарей и кончая стенографистами-машинистками, и вот ещё наш спец. класс -  художников.
Обучали нас на художников-оформителей, а в те годы в СССР такой специальности вообще ещё не было. Так вот ВИТЬКА был откровенно талантлив во всём, не чета мне, так, поди - лучшим другом до конца его жизни стал ему я.

Время ХРУЩЁВСКОЕ, перестроечное - ОТТЕПЕЛЬ во всём, все дружат по увлечениям, у нас увлечение всей школы ШТМ (школьный театр миниатюр). Всё делаем сами: сочиняем, оформляем, ставим, играем.
Райкин, «Современник», Окуджава, Визбор - всех кумиров того времени не перечесть, даже ВЫСОЦКОГО ещё нет, а друзей у каждого из нас пол школы, если не больше.
Постепенно вся школа узнаёт об их романе, включая учителей и даже директора.
КОТ - так называл Екатерину Петровну ВИКТОР, делала всё возможное, чтобы противостоять его натиску, а он - секретарь комсомола школы, руководитель ШТМ, балагур, весельчак, кумир всей ШКОЛЫ и не только.

Наша школа, я уже сказал, единственная, экспериментальная на всю МОСКВУ одна такая.
Ученики все взрослые, уже говорил, да ещё и со всей МОСКВЫ съезжаются учиться в эту школу.
Надо отдать должное, преподавательский состав под стать времени ОТТЕПЕЛИ, сочинения пишем на тему «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСЫЧА», сами понимаете кого, ЮРА. Все зачитываемся «Звёздным билетом» Аксёнова, спорим с КОРОБОЧКОЙ – нашей литераторшей буквально обо всём, а тут такая любовь к одиннадцатому классу, доросшая до районного масштаба.
Екатерина Петровна уже признаёт факт любви, но делает вид, а что это может, мол, не её инициатива, а с него что взять, он же школу не поджигает, он круглый отличник, и все такое безукоризненное, а главное, из стопроцентной рабоче-крестьянской семьи, и одарён как ЛОМОНОСОВ.

Одним словом, кое-как они дотянули до окончания школы, преодолевая все попытки им навредить.
ВИКТОР, окончив школу и не перестав восхищаться ножками КОТА, понял,  на поверхность выплыла новая реальная напасть. Так как у ЛОХМАТОГО, а это его дружеская кличка для нас, родители самые что ни на есть простые работяги страны, а ВИТЬКА круглый отличник, то и в школе им делать было нечего.
И вот настал момент их посвящения в столь откровенную привязанность к учительнице явно не его возраста.
Вся их семья до окончания школы жила в крошечной комнате в деревянном бараке, хотя и в центре МОСКВЫ, кстати, тогда это была не невидаль какая-то. Только в шестидесятые годы начали ломать и переселять, вот где-то в 1964 году их барак всё же сломали и переселили в первые ХРУЩЁВКИ в район Медведково, это второй район переселения после знаменитых Черёмушек, и это уже был север МОСКВЫ, а не юго-запад.
 
Всё как в кино тех лет: в основном перетаскивают кровати, а другой мебели нет, ВИТЬКА спал вообще на антресолях под потолком над дверью, как в поезде. Иногда я с ним оставался на ночь, хотя жил недалеко. Вот в одну из таких ночей на антресолях в конце девятого класса, он и признался мне про ножки Екатерины Петровны.
А вот когда их переселили, то у меня с ВИТЬКОЙ и не стало нашей знаменитой охоты на тараканов с резинками от трусов. Из-за которой мне и приходилось оставаться на ночь.
 
Как известно, тараканы больше любят, где вода и еда, вот на барачной кухне с десятком газовых плит и с множеством кранов с водой, для тараканов РАЙ.
А вот свет им как раз не в кайф, как и чистота в придачу.
Включил свет - они разбежались, выключил - они прибежали, но со скоростью света им не сравниться, и по этой причине (включения света) они разбегаются дольше, чем вспыхивает лампочка ИЛЬИЧА, а тут и мы с резинками от трусов.
Сегодня нас могут и осудить за издевательство над животными, а тогда никто из жителей барака не возражал, чем больше убьёшь тараканов, тем лучше всем, да и потом, наша охота более гуманная, чем химическое оружие того времени «ДУСТ».

Одним словом, я о чём?
Пока дело было в школе, сама жизнь диктовала условия умалчивания. Родители ВИТЬКИ ни сном ни духом о такой его любви. Но и теперь, после окончания школы появилась новая забота у школьника мужского пола, окончившего школу на год позже выпускников прошлых лет. Теперь главная задача ВИКТОРА - это вовремя выпрыгнуть в окно, когда несут очередную повестку в военкомат, благо, барак одноэтажный и окна всегда настежь.
 
Вот так ВИТЬКА прыгал, прыгал в окно и, в конце концов, поступил в МГУ на новейшую историю США, куда берут ежегодно поштучно, человек десять не более, а то и менее, и готовят в первую очередь.
КОГО?
Правильно, умных и образованных шпионов – ДИПЛОМАТОВ и естественно, не диверсантов, тогда терроризм и локальные войны нашим горе-воякам были ещё не в кайф - воду мутить. Ещё не забылась прошлая вторая мировая, и её всем хватало выше крыши.
Английский ВИТЬКА изучал точно также как ваш скульптор ЖОРИК литературу, принуждал Екатерину Петровну заниматься с ним после уроков, по любым продуманным им же причинам. Но и она не сопротивлялась.

Ну вот, продолжаю, поступив учиться, ВИТЬКЕ стало ясно, армия не грозит, там в МГУ и так всему обучат, педсовет школы отпал, остались рабоче-крестьянские родители: его, да интеллигентские КАТИНЫ.
Его отец как и положено пьет, с ним можно совладать, а вот мать и кое-какие непьющие родственники, тут вам не школа с перестроечными ХРУЩЁВСКИМИ препами-демократами.

Представить ВАМ полностью всю картину такой разницы их возраста, да ещё и не в ту сторону, как принято у нормальных людей, тогда было вообще трудно ВСЕМ, особенно их родителям.
Это сегодня Галкин с Пугачёвой, которая тогда только в школу пошла учиться, а у Галкина я даже и не знаю, как на тот момент охарактеризовать его пребывание в этом мире. Нашим влюблённым пришлось, чтобы особо и без всякого толку не обсуждать и сильно не доказывать всем, просто взять и расписаться в ЗАГСЕ без шума и пыли, по-тихому, но опять же не сразу, а ещё через много лет.
Естественно, не без моего личного участия в качестве свидетеля, в паре с моей любимой ИРИШКОЙ и будущей первой женой, у которой как вы в курсе, ножки более родные и близкие мне, чем Катины - может и хорошие, но чужие.
Кстати, произошло всё это уже после моего возвращения из армии, а это значит обстоятельства мурыжили их ещё лет пять после школы, практически до конца его учёбы в МГУ.

Я понимаю, что это далеко не финал для любого рассказа, и уж тем более для такого, это скорее всего только и есть истинное начало повествования всей их жизни.
Но я и не изверг для читающего, то есть, для вас, ЮРИЙ.
Сейчас совершенно фрагментарно освещу дальнейшее их существование. Естественно, зная ВСЁ про них, скажу следующее - хотя это и прискорбно, но, к сожалению, мне известен и конец их личной истории.

КАТЯ и ВИТЯ продолжали преодолевать трудности РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИЕ с Витиной стороны, и не меньшие тяжёлые трудности с ИНТЕЛЛИГЕНТСКОЙ Катиной стороны.
Естественно, постепенно всё утихомирилось, и они даже наконец насобирали денег на первый взнос и купили себе однушку, и у них родилась лапочка-дочка - Катя маленькая. Выплатив рассрочку за однушку, лет этак через десять, они замахнулись уже на трёшку.
Витька окончил аспирантуру, и начал мотаться по всяким там АМЕРИКАМ, работал замом АРБАТОВА в институте США и КАНАДЫ, что для нашего упрощённого понимания как бы "два в одном флаконе". После революции 1991 года ВИКТОР стал помощником ЕЛЬЦИНА по связям с США, и всякого такого, что являлось в то время очевидным и приоритетным для всех НАС. Молодая страна РОССИЯ после павшего железного занавеса СССР налаживала дружбу со всем МИРОМ, и не без его помощи.
Маленькая КАТЯ выросла и уже уехала в США работать по приглашению с их стороны, причём это было даже без помощи ВИКТОРА, так как с хорошим её английским сами понимаете, ей не пришлось мучиться, как некоторым бездарям, как я, уж в вопросе английского это точно.
Но вот в двухтысячные годы страна постепенно берёт курс не на дружбу, а на окружение себя врагами, а это как вы понимаете, совершено противоположная задача, чем занимался ВИКТОР при ЕЛЬЦИНЕ.

Катя маленькая живёт далеко в Америке, у КОТА совсем плохо со зрением, с работой также не ахти у обоих, но восхищение ножками КАТИ сохраняется, и это ГЛАВНОЕ в их отношениях.
Умер ВИКТОР на один год раньше КАТИ.

Вот я подвёл итог их жизни, в очередной раз опечалился их отсутствием с нами, и подумал:
А вот каково бы ВИКТОРУ увидеть?
Что вся его работа улучшения наших отношений с МИРОМ теперь уже окончательно похоронена стараниями наших сегодняшних УМНИКОВ.
Может ему даже и повезло, что он умер раньше «Нашего КРЫМА", "ДОНБАССА", "ЛУГАНСКА" и всего остального.

Вот возьмём МЕНЯ, мне-то, как говорится что, я, как и все остальные, мне что наши, что не наши всё едино, да нам и всем это всё как в кино, мы нигде и ни в чём не участвуем, ничего не предпринимаем, да нас и не спрашивают.
А если лично как мне, так просто даже любопытно и интересно просто смотреть со стороны, как из космоса.
Чем же вся эта, нами созданная НАПРЯЖЁННОСТЬ закончится?

А вот каково было бы ему всё это видеть?
Ему и там, небось, тошно, что всю его огромную работу КОТУ под хвост, и не к его КОТУ, а к чужому, помоишному, бездомному, окружённому ВРАГАМИ.
 
Вот и у вас ЮРА.
Хотел высказать простое восхищение прочитанным.
А столкнулся с тайной, не меньшей чем в политике.
К примеру, просто обнажённая женщина - это прекрасно, но в сто раз менее сексуально, чем полуобнаженная.
ТАЙНА, вот что влечёт всех значительно больше, чем ЯВНОЕ.
У каждого мужчины есть наиболее или наименее сексуальные места женского тела.
В вашем пересказе  ЖОРИНЫХ чувств они не одинаковые, и это понятно.
Вот и в работе ВИКТОРА было всё понятно, а теперь ТАЙНА для всех чем всё это закончиться.
И я думаю, это не совсем те места, которые как бы очевидны всем.
Лично я предпочитаю женские коленки, причём максимально круглые, а не угловатые, как у этих мужиков и у себя самого.
Именно по этой причине я постоянно теряюсь в догадках, как это меня можно совратить на эти корявые мужицкие колени, а ведь у каждой второй манекенщицы именно такие острые, это как же меня надо растлевать, склонять, заставлять, умолять, призывать, и в результате получать ПШИК моих желаний.
А вот в думе получается - каждый готов соблазниться на что угодно, если его к этому призовут некие растлители этих желаний. И если вас не предупредить об ответственности перед ЗАКОНОМ, то все сразу соблазнятся. Издав думский ЗАКОН и предупредив, мы оградим желающих на замену этой самой ориентации с круглых коленок на угловатые мужицкие.

Естественно, женские ножки, как и у всех с традиционной ориентацией, мне далеко не безразличны, но опять же не все, даже близкие моему идеалу понимания, и те не всегда.
Вот восхищение ВИКТОРА я хотя и разделял по-дружески насчёт его КОТА, но в действительности не на столько, как он думал. Одно могу сказать точно, с течением времени приоритеты у всех мало меняются, и уж тем более, невозможно в этом кого-то склонить, ни в ту ни в другую сторону, по крайней мере, у меня так.
Так вот, ваш рассказ, ЮРИЙ, тем и хорош, что в нем очень тонкая эротика, такую эротику надо насаждать с детского сада, тогда не будет маньяков и живодёров, и дети будут знать, на кого им надо ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ, а то вырастают и не знают, кто чем отличается.
Все искусственные запреты нарастающего ханжества в нашем обществе есть прямое преступление, способствующее воспитанию именно таких, упомянутых мною уродов и преступников.
С уважением. ЭДУАРД.


Ответ ЮРИЯ.

Ну, вы Эдичка, (простите за фамильярность) и завернули! От озабоченного подростка, безнадежно влюбленного в красивые, если ему верить, учительские ножки, аж до Крыма цепочку выстроили. Виват, виват! Моя задача была несколько скромнее. Честно говоря, когда я услышал этот рассказ из уст приятеля и когда потом решил перенести все это на бумагу, мне вспоминались знаменитые (ну, скажем проще - известные) строчки Вознесенского:

Борька — Любку, Чубук — двух Мил,
а он учителку полюбил!
Елена Сергеевна, ах, она...
(Ленка по уши влюблена!)
Елена Сергеевна входит в класс.
("Милый!" — Ленка кричит из глаз.)
Елена Сергеевна ведет урок.
(Ленка, вспыхнув, крошит мелок.)
Понимая, не понимая,
точно в церкви или в кино,
мы взирали, как над пеналами
шло
       таинственное
                о н о...
У меня в рассказе, увы, ни о какой взаимности и речи нет. Как вы верно заметили - в те давние годы еще общественная толерантность не достигла сегодняшнего уровня и роман между учителем и учеником рассматривался исключительно под углом уголовного кодекса, не говоря уж о моральном кодексе строителя коммунизма. А вот уже в 90-е никто не удивлялся желанию успешного и богатого журналиста поставить у себя в прихожей или у подъезда на даче скульптуры обнаженной любовницы и ничего странного не усматривалось в желании скульптора попользоваться моделью в личных интересах. Кто же мог знать, что земля настолько тесна и судьба приведет в мастерскую именно юношескую любовь. Эдуард, мне приятно ваше внимание, и то, что мой рассказ сподобил вас на столь пространное резюме. Доброе слово и кошке приятно, а уж автору... Всегда буду рад видеть вас на своей страничке. С уважением и наилучшими пожеланиями, Ю.Я.

Юрий Яесс   21.03.2017 16:58   

Мой ответ ЮРЕ.

ЮРА, как вы правы - «Борька – Любку, Чубук – двух Мил,
а он учителку полюбил!» Вся эта любовь ВИКТОРА и эти строчки - совершенно одно время.
Для ЛОХМАТОГО эти строчки в то время были путеводной звездой, он их повторял как молитву.
Вот вы меня здесь расхвалили, а я, конечно, когда начинал, то не думал, но по ходу воспоминаний писал уже в память ВИКТОРА и КАТИ.

Нас было четверо школьных друзей, на сегодняшний день я остался один.
ЖЕН ушёл первый и очень рано, в возрасте ХРИСТА.
ВИКТОР и КАТЯ – считай, вместе уже в наше время.
САНЬКА, художник, совершено близкий в последние лет пятнадцать, и то уже пять лет прошло, как его нет.
Но чаще всех я вспоминаю ЖЕНА, постоянно ловлю себя на мысли, вот если бы ЖЕНЬКА мог увидеть то, что есть сегодня, МОСКВУ с небоскрёбами, многоуровневые дороги, торговые центры, обычные магазины с продуктами и товарами по всей стране, а про электронику и автомобили я просто молчу.
Как видите, я не во всем не НАШ, да и свобода мыслей несравнимая.
Вся беда только в одном, мы катимся НАЗАД, а весь мир ВПЕРЁД.

Хотя я совершенно точно знаю, что именно все такие как я, видящие ЭТО, и есть истинно НАШИ.
Но я никогда не мог подумать, что у нас столько не НАШИХ, готовых погубить ВСЁ, смотрящих назад, а не вперёд. Их так много, что гораздо больше, чем тех тараканов, которых мы гоняли с ВИТЬКОМ в его бараке.
Вы, ЮРА, конечно, может и моложе, и может, ваше становление было в девяностые годы, и вам также повезло, как мне становиться в шестидесятые.
Но вектор движения не туда направлен.
То, что произойдет в ближайшем будущем, может и не ахнет как ахнуло в девяносто первом, но нечто подобное будет обязательно.
 
Строить копию РЕЙХСТАГА для штурма молодыми нашистами – это, пожалуй,  уже ФИНИШ всему.
Вот я описал себя наблюдателем, а мне действительно интересно, как это всё РУХНЕТ.
Кстати, в девяностом мне не могло и присниться то что произошло, вот это было действительно как ОБУХОМ так ОБУХОМ по голове, а теперь просто удивлюсь, и не один я, если не произойдёт что-то подобное.
Во как всё ПОМЕНЯЛОСЬ.
ЮРА, я рад нашему знакомству, прочтите мою биографию, она чем-то весёлая.
http://www.proza.ru/2010/06/17/1444

С уважением, ЭДУАРД.


Вот такая замечательная переписка возникла случайно, но она позволила мне вспомнить и рассказать об этой удивительной любви ученика и учителя.
Конечно, в последующие годы Екатерина Петровна превратилась для нас, всех близких друзей, просто в КАТЮ, а для ВИКТОРА она так и осталась КОТом, которому он посвятил бесконечные пожелания, поздравления в их семейных альбомах, где выражены все его таланты в рисунках, стихах и выдумках.
Но справедливости ради, не стоит обольщаться, многое и в их жизни было не столь радужным, как в моих воспоминаниях на данный момент. Человеческая память в основном у многих очень хитро устроена, больше запоминается хорошее, и это специально заложено подсознательно в каждом. Есть отклонения, и некоторые делают упор на плохие воспоминания, изменить прошлое, естественно, нельзя, но такое отклонение от нормы вредит самим тем, кто слишком мстителен.
Всего должно быть в меру, и, к сожалению, СЕРЫМ - обывательским в большинстве. Яркое и тусклое, как жизненные эпизоды, а то будет как у ЛУСПЕКАЕВА на таможне: опять эта тошнотворная ЧЕРНАЯ ИКРА.