Честная ложь искусства, маленькая лекция

Александр Демьянков
В основе любого художественного произведения лежат творческий вымысел и «господин Случай». Творческий вымысел всегда основывается на исключении из правил. Искусство изучает жизнь «от частного к общему». Это естественная противоположность науки – поиск истины через чувства и художественный образ, в котором вымысел должен соответствовать исторической достоверности.
Не знаю, как вас, но меня раздражают фильмы о войне, на которой героически сражаются хорошо выбритые и причесанные люди в сшитой на заказ новенькой военной форме!
Но я понимаю, зачем перед Бородинским сражением офицеры и солдаты надевают чистые нательные рубахи. Роман «Война и мир» написан человеком, воочию лицезревшем живую Смерть.
Рассказывая о роли «случая» в выборе художественной идеи, мне сразу вспоминается фильм Лилианы Кавани «Ночной портье». Противоестественная любовь эсэсовца и еврейки – это и редкая патология, и маловероятная история, и скандальная основа этого произведения искусства, кричащего с экрана о самом главном в человеческой жизни!
Это очень страстный рассказ о божественной любви.
И это тема высокого искусства.

Согласно последнему определению, можно смело утверждать, что существует искусство «низкое» и «среднее». Такая классификация имеет право быть.
Оставим порнографию нуждающимся и поговорим о жанровом кино. Сегодня это самый востребованный продукт на планете.
Человек с развитым художественным вкусом способен легко отличить хороший фильм от плохого. «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля – это не просто «советский вестерн», но и замечательное произведение искусства. Почему?
Да все потому же! Ибо это мастерски сделанное художественное кино со своей «правдой жизни». Мы верим в реальность происходящего и сопереживаем героям.
Оказывается, что даже в боевике нельзя лгать! Придумывать можно, а врать нет. Каждая деталь должна выглядеть исторически оправданной и достоверной. И характеры (художественные образы) обязаны соответствовать эпохе.
Нельзя стараться угодить какой-то определенной идеологии. Политические веяния изменяются на глазах, а страсти земные остаются те же!
Снимая жанровое кино, думайте о вечном. И тогда новых лживых «истин» вы не откроете! Но ваше кино с интересом посмотрят внуки.

Что касается продолжений (франшиз) авторам обязательно надо «украшать» кадр, ускорять действие и углублять первоначальную историю.
При этом желательно не изменять характеры полюбившихся зрителю главных героев.
Помните:
Детектив учит думать и убеждает в победе добра.
Хоррор и триллер «освобождают» наши страхи, мы становимся свободнее.
Мелодрама пробуждает человеческую способность и потребность в любви.
Комедия заставляет смеяться над нашими собственными недостатками.
Драма учит людей жить достойно и честно.
А трагикомедия и трагедия очищают наши души.

Режиссеры делятся на «бывших» или «несостоявшихся» искусствоведов, актеров и операторов. Поэтому у большинства из них есть определенные профессиональные пристрастия.
Человек же состоит из ассоциаций и маленьких историй – отдельных эмоциональных сцен жизни. Знание и талант – это его творческая сила. Но «правду» искусства следует искать в окружающей жизни, наблюдая, исследуя и подражая ее противоречивым законам-антитезам.
Художественность в произведениях искусства всегда проявляется в «лишних» эпизодах, эмоционально окрашивая сцены действия.

Главное правило искусства:
Все творческие открытия возникают на границах старых и новых жанров!
Вспомните «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. Все в этом фильме сделано «наизнанку»: нелинейный сюжет, жанровый коктейль и словесный «понос»…
Но фильм-то получился!
Завидуйте и ошибайтесь, думайте и побеждайте!

2017 г.