Запах дыма

Татиана Посохина
Запах дыма... Он везде. На работе, дома, в машине, на улице. Противный, надоевший запах дыма. Откуда он взялся? Он преследует меня, как какое-то наказание свыше. Как будто дьявол сидит на моём левом плече и нашёптывает мне в ухо:
- Зачем тебе запахи мира? И краски его не нужны! Дым сожжённого, запах пепла! Что может быть лучше? Ты сожгла всё, что было. Всё! И больше нет прошлого, нет любви, нет ненависти, нет боли, нет печали. Всё плохое и хорошее, радостное и печальное - всё сгорело, и остался только запах дыма. Как после праздника. Вечером горели костры, освещая окружающий мир неровным светом. Пламя полыхало до небес! Эта дикая первородная сила была подвластна жалким людишкам, пляшущим в безумном танце вокруг костров. С каждой веточкой, с каждым поленом, брошенным в этот огонь, сгорали чьи-то горечи, печали, надежды, обещания. Огонь поглощал всё и уносил ввысь, к чёрным небесам. А что ты положила в этот костёр? Ты стояла там, созерцая пляшущее пламя, и жар костра не обжигал тебя. Игры красок и цвета завораживали тебя и манили. Что видела ты в этих огненных всплесках? О чём ты думала? Ты сожгла... Сожгла, охваченная безумием толпы. Бросила в огонь всё, что было там, позади, в твоей жизни. А теперь утро. Холодный рассвет освещает останки огромного костра. Жалкие головёшки ещё тлеют и смрадно дымят. Да, запах дыма. Ну и что? Угли удобрят землю, согреют её своим теплом, и на пепелище вырастет новая трава. И только запах дыма напоминает о содеянном. Он исчезнет. Трава поглотит его и это пепельное крошево, которое всё ещё дымит. Так что же тебя беспокоит?

Я стояла на обрыве и созерцала бескрайнюю даль моря. Там, вдалеке синева неба и моря сходились в одну линию. Ослепляющий солнечный свет растворялся в этой небесной синеве и играл бликами в спокойной глади воды. Все стихии мира в одной точке...
"Мы часто спешим куда-то. Повседневные дела затягивают нас в рутину. И только лишь иногда, приходя сюда, на этот обрыв, можно ощутить себя частью вселенной. И всё, что наболело, становится таким незначительным рядом с этими могучими силами созидания". – Так думала я.
Мир в величественном спокойствии взирал на меня и равнодушно внимал энергии моего сознания. Все стихии лежали передо мной как на ладони, мирно сосуществуя друг с другом. Каждая на своём месте служит тому, для чего создана. Всё в мире уравновешено. Солнце не может выжечь море и землю, потому что между ними есть небо. И морю никогда не допрыгнуть до солнца, потому что земля держит. Земля держит нас всех, крепко, не отпуская: "Хочешь жить? Стой на мне, я тверда и незыблема. Море? Оно утопит тебя. Небо? Оно не удержит тебя. Солнце? Оно сожжёт тебя. И только я, Земля, держу тебя надёжно".
Я усмехнулась своим мыслям. Интересно было бы поспорить с этими созданиями вселенной. И слиться с ними в понимании того, зачем мы существуем.
"И правда, зачем сожалеть о прошлом? - Подумала я, отвечая демону на моём плече, - Что было - прошло. Отсмеялось, отболелось. Остался только покой. Ничего не тревожит душу. Все сомнения ушли, осталось только спокойствие. Ровное и безмятежное."

Я опустила глаза на траву под ногами. На этом обрыве она не росла сплошным зелёным ковром. Толстые корявые стебли переплетались друг с другом, образуя запутанные сети. Мелкие цветочки осмеливались пробиться сквозь небольшие отверстия между переплетениями и тянулись к солнцу, освежая этот невероятный змеиный клубок травы. И всё это перемешивалось молодыми побегами изумрудной травы, которая умудрялась прорасти везде. Даже сквозь каменистые прогалины, раскалывая и разрушая их твердь.
"Так и у нас, у людей. Жизнь переплетается, вьётся невероятными изгибами, дарит нам цветы. И всё это потом порастает травой. Затягивает лёгкой дымкой, скрывая то, что остаётся позади. И только порой возникает этот запах дыма. Что это? Запах сожжённого костра? А может это дурман от этой травы, которая позволяет забыть и даёт надежду? "
Мне вдруг вспомнился этот запах. Нет, это не пепел. Это дурманящая сладость воздуха, как тогда, в Амстердаме. Там всё пропитано им, этим запахом. Улицы, дома, одежда, волосы. Одурманенная молодёжь - в глазах бесноватая радость. Свобода! От всех условностей, устоев, морали. Пей прямо из горла, кури марихуану прямо на улице, секс - в любом виде. Всё доступно. Казалось бы, что ещё можно пожелать? Человек! Живи на полную катушку, не оглядываясь на угрюмых стариков, вечно грозящих скрюченными пальцами. Кто они, эти старцы? Они сидят в своих инвалидных колясках живым упрёком бесшабашной молодёжи, не осознающей, что это их будущее смотрит на них с упрёком. Дурман отуманивает мозг. Иллюзия жизни. Хочется окунуться в неё и не высовывать носа. Там, в этой иллюзии всё прекрасно: все друг друга любят и понимают. И нет никаких проблем. И никто не скажет тебе: "Ты должна". Потому что каждый сам решает, что хорошо для него.
- Так почему бы не остаться в этой иллюзии? - снова демон на моём плече подал голос, - Вот и запах дыма бьёт тебе в ноздри. Дыши им и оставайся в иллюзии. Добрый мир вокруг, любовь, счастье, взаимопонимание. Что ещё тебе нужно?
- Хм, звучит, как тост. И вина не надо. Запах дыма заменяет всё. Иллюзия полёта и свободы! - мне вдруг захотелось оторваться от земли, расправить крылья души и прыгнуть. Потоки воздуха подхватят меня, и я вольной птицей улечу к небу. Туда, где моя стихия, мой ветер, моя свобода. У меня закружилась голова, и я едва не упала вниз с утёса. В страхе отшатнулась я от края. И внезапно поняла, что больше нет этого дыма, нет этого запаха. Исчез пепел, исчезла иллюзия.

Земля снова притянула к себе, настойчиво требуя к себе внимания. "Только она держит. Она надёжна" - Звучало набатом в голове. - "Стой твёрдо на земле и не стремись в зыбкие дали. Там смерть для тебя. Только я даю тебе силы, только я даю тебе уверенность, только я даю тебе поддержку". И я стояла там, оплакивая исчезнувший запах дыма. Ведь больше ничего не осталось от него, даже лёгкого дуновения. Только твёрдая незыблемая земля под ногами. Ровная, спокойная, безмятежная, бесчувственная.  А впереди лежал долгий путь… К себе...