Мои встречи с алкоголем

Владимир Бердичевский
Если в 1960 году в СССР потребляли 4 литра водки на душу населения в год, то в 1970-м — уже 7 литров, а в 1980-м — 15 литров. Это в три раза больше, чем в 1913 году. Нация стремительно спивалась. Кто-то видел в этом происки американских спецслужб, кто-то жидомасонский заговор, а кто-то подковерную борьбу кремлевской номенклатуры. Но причина была в другом. Глубокий массовый запой брежневской эпохи был вызван общим кризисом советской экономики. Советский гражданин был обеспечен всем жизненно необходимым: жильем, светом, горячей водой и даже вторым выходным днем. Но вот шопинг для советского человека был развлечением недоступным (по причине отсутствия товаров). Обе программы телевидения заканчивали вещание в 21 час. Побаловать себя хорошей новой книгой было чем-то из области фантастики. В кинотеатрах крутили одно и то же, репертуары театров также не отличались разнообразием. Оставалось одно удовольствие — поговорить с умным человеком. А здесь без бутылки нельзя.
Осмелюсь вставить в эту животрепещущую во все российские времена тему свои пять копеек.
Я родился в одном из самых малонаселенных и холодных мест России, где спирт и водка водились в изобилии по известным вышеназванным причинам. К счастью, в моем окружении, среди родственников и знакомых , кроме моего папы, который после двух лет, проведенных на фронтах Великой Отечественной войны часто стал прикладываться к рюмке, никто  горячительных напитков не употреблял. Что касается меня, то я по факту течения моей жизни должен был бы стать алкоголиком. Почему? В глухом дальневосточном поселке, где мы жили, я стал деревенским гармонистом, играющим на свадьбах, танцах , просто застольях. А кому всегда первый стакан на Руси? Так гармонисту же! Сначала, по малолетству, меня жалели, и я мог отказаться от выпивки, мотивируя отказом пальцев повиноваться. Но у взрослого баяниста этот мотив не прокатывал. Нужно сказать, что мой организм, возможно, генетически, водку не принимал. Последствия моей выпивки всегда были печальны. Как известно, у евреев в крови  - неприятие спиртного. Организм не принимает, в отличие от многих народов, хотя, как ни странно, иудейская религия спиртное не отрицает, а даже, наоборот. В процедуру Пасовера – еврейской Пасхи, входят обязательные 4 стакана вина, на праздник Пурим верующий еврей обязан напиться до такой степени, чтобы он не смог отличить Амана от Мордехая, что неукоснительно выполняют харедим – евреи-ортодоксы Израиля.
Почему северные народы России: ненцы, коряки, чукчи, ительмены, юкагиры, удэгейцы, нивхи, ульчи, нанайцы, эвенки, орочи и др., индейцы Америки, аборигены Австралии, никогда не знавшие водки, быстро впадают в алкоголизм? Таково генетическое строение их организма, потребляющего, преимущественно, животную пищу без овощей и фруктов, замедляющих привыкание к алкоголю, благодаря каким-то ферментам, в них содержащихся.  Так это обьясняют ученые люди, не я это установил. «Огненная вода»,завезенная купцами и авантюристами, до сих пор «выжигает» коренное население окраин России и других стран. Кстати, вино в ограниченном количестве  с удовольствием употребляю без печальных последствий, как и многие народы Средиземноморья, Центральной и Южной Америки, Южной Европы, Индии и Китая.
С возможностью выпить я встречался постоянно, как и все жители СССР. Было трудно, ведь отказаться пить – обижаются хозяева и соседи по столу. Приходилось идти на разные уловки. Скрытно выливать, подменять рюмки и чашки, заранее наливать воду в свою рюмку, отдавать свою порцию спиртного желающим, которые часто находились, а ,иногда, в безвыходных для моей ментальности ситуациях, жертвовать своим здоровьем и, скрепя сердце, выпивать содержимое стакана. В США, Израиле, Канаде, где мне довелось побывать позднее, никаких проблем в застолье у меня не возникало. Не хочешь, не пей. Твое дело.
Я понимаю людей, испытывающих тягу к алкоголю. Им очень трудно. Помню, мой коллега по музыкальной школе, в которой мы вместе работали в Хабаровске, сломал ногу. Я пришел его навестить с упаковкой болгарских сигарет. Он очень обрадовался моему визиту, сразу открыл бутылку. Когда я начал отказываться, он мне обьяснил, что его жена – «хохлушка» запрещает ему пить, но «угостить друга», т.е. меня, запретить не сможет. Сам выпил всю бутылку.
В мои ранние школьные годы  мы, ученики, любили учителя по биологии Мунгалова Константина Афанасьевича за его очень занимательные рассказы и за доброту души. Кличка у него была «Костя». Был он хром на одну ногу и запойный человек. Происходил Костя из амурских казаков , из станицы Константиновка на Амуре, недалеко от города Благовещенска, где в Амур впадает крупный приток Зея или Зэя, как говорит местный народ.Костя нам рассказывал, что когда через Константиновку проезжал царский наместник, казаки отрядили молодого казака, который во всей военной сбруе вместе с конем на глазах наместника прыгнул в реку с утеса, демонстрируя преданность казаков императору.Костю часто увольняли за запои, брали в другой школе снова, так он обходил все школы города. Уже будучи студентом, я сидел в скверике с девушкой, когда подошел Костя, обнял меня и сказал: -« Вовка, я пропал», – и заплакал.
Интересно, что уже в Одессе я опять встретился с казаком из Константиновки. Это был замечательный плотник, которого мы наняли для ремонта квартиры. В самый ответственный момент , когда нужно было установить дверь, он запил.

И вот я в Америке, работаю, хожу по улицам, вожу машину, кручусь, как белка в колесе, встречаюсь с людьми разных национальностей, слежу, анализирую. Китайцы не пьют, индусы с островов Фиджи, мои коллеги по работе, сильно «употребляют».Двое их них получили  инфаркт. Филиппинцы не уклоняются от выпивки.
 Конечно, в США и других странах не увидишь пьяного , лежащего на тротуаре, другая культура пития, да и автомобиль требует трезвости. Очень строги законы. Мой коллега, филиппинец, после застолья, несмотря на протесты друзей, решил ехать домой в другой город, находящийся в 30-ти милях от Сан-Франциско, где мы отмечали 60-летие нашего знакомого. По дороге домой машина заглохла на хайвэе 101. Коллега сьехал на обочину, позвонил сыну, и стал его ждать. Проезжавший полицейский заметил стоящую на обочине машину и обратился к водителю с вопросом, не нужна ли ему помошь. Обнаружил неадекватность. И дальше закрутилось. Большой штраф, запрет на вождение, кроме возможности доехать до работы и обратно, посещение школы для водителей, комиссии по проверке здоровья. Длилось это все долго.Здоровье стало сдавать, причем резко. Пришлось уволиться.
Еще одна встреча с алкоголем:
Я возвращался из магазина, держа в руке сумку с покупками. Думал о чем-то своем, по старой дальневосточной привычке перехожу улицу, не дождавшись зеленого света светофора. Какой-то человек в желтом спортивном костюме, рыжий, хорошо подвыпивший, довольно крупного телосложения стал меня обзывать плохими русскими словами за неправильный переход улицы. Сознавая свою вину, я вяло оправдывался,
- Ты одессит? – спросил рыжий. Я не ответил утвердительно. Оскорбления возобновились с новой силой.  Начиная возбуждаться, ответил, что это не его дело, как я перехожу улицу,  рискую своей жизнью, а не его. Он приблизился ко мне и попытался меня ударить. Я с трудом уклонился. В это время рядом со мной появился мой знакомый, бездомный американец Марк, с которым я часто беседовал на улице. Родился Марк в штате Огайо, был мастером на все руки, часто помогал мне в ремонте велосипеда.  Он потерял работу и жилье в результате сильной склонности к алкоголизму.
Марк был очень удивлен тем, что я, всегда спокойный, сильно возбудился.
-Вдарить ему?-спросил он меня.
-Да нет, не надо.
Я сказал рыжему:
-Нас двое, мы тебя можем убить. Уходи, пока жив.
Рыжий отошел,  перешел дорогу, позвал какого-то собутыльника-американца, и, уже вдвоем, они вернулись ко мне. Опять посыпались оскорбления в мой адрес. Я поставил сумку на тротуар и решительно подошел к рыжему, готовый противостоять. Рыжий сделал какое-то неуловимое движение, и я почувствовал боль в виске. В ту же минуту рыжий оказался лежащим на спине прямо на тротуаре. Марк нанес ему сильнейший удар в голову. Я был в таком возбужденном состоянии, что ударил лежащего пару раз ногой в мягкое место. Марк добавил, и мы быстро ретировались, так как Марк боялся встречи с полицией. «Коллега» рыжего,  увидев такое развитие событий, повернул назад. Не знаю, чем бы закончилась схватка для меня, если бы не Марк.
К сожалению, давно его не видел. Наверное, попал в тюрьму. Он мне говорил, что его вызывают в суд.
Недавно встретился с Марком. Судья дал ему выбор для годичной отсидки: 1. Местная тюрьма Marin county Jail 2.Федеральная тюрьма возле Сан-Франциско  -San Qventin - всемирно известная. В местной содержатся мелкие преступники, имеющие короткий срок заключения. Заключенные -целый день в камере на двоих с туалетом. Прогулка - час в день. В федеральной тюрьме - камера на двоих с туалетом, содержатся рецидивисты: убийцы, насильники, грабители, некоторые с пожизненным сроком заключения. Много черных и латинос. Большинство. Но - свежий воздух, есть баскетбольная площадка, приличное питание. Марк выбрал San Qventin. Попросил в долг 10 долларов. Я дал ему в придачу пару банок пива.
Как поётся в песне группы «Бутырка» «-Три года –то не срок, а жизненный урок!
Буду ждать, больше некому.