Обречённый на призвание

За Горизонтом
Ну,  вот, наконец – то успешно прошли государственные экзамены, позади пять лет учёбы в педагогическом университете, а впереди долгожданная работа в школе. Именно об этом мечтал Геннадий или теперь Геннадий Петрович Добров. А какой путь он ещё мог выбрать? Ведь у него мама всю жизнь учила детей, бабушка учила детей, и её мама тоже преподавала в царском лицее.   Вот и его любимая девушка Ольга из одной с ним  группы тоже получила диплом учителя русского языка и литературы, но в школу работать не собирается.
Что ты, Гена, сейчас дети невозможные. Я лучше буду распространять среди населения знания через книги. Да и тебе трудно будет работать в школе с твоим добрым характером и чувствительной натурой,- поучала она. А пойдём со мной вместе в кампанию моего папы. Тебе с твоими способностями место найдётся. Да и оплата со школьной, не сравнимая. Любила ли Ольга Геннадия? Да, но не как женщина мужчину. Скорее это уважение за сильный мужской интеллект и добрый человечный характер. Ольге хотелось всю жизнь оберегать этого взрослого ребёнка от внешнего враждебного мира. Ей всегда казалось, что она более приспособлена к этой жестокой действительности. Геннадий же полностью был погружён в нереальный мир поэзии и литературы. Вот и сейчас он проникся в произведения Осипа Мандельштама, а она не соглашается с ним.

Мне, кажется, его поэзия сложна для восприятия большинства читателей. Вот и Евгений Евтушенко обратился к творчеству данного поэта только в зрелые годы,- выражала свою мысль Ольга.

Я с тобой согласен, этого поэта не многие оценили,- не спорил Геннадий и как обычно стал цитировать строчки:

За дремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей –
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.

Мне на плечи кидается век – волкодав,
Но не волк я по крови своей –
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей…

Да я бы тебя спрятала да реальность такова, что ты как автор этих строк тоже можешь испортить свою жизнь, - засмеялась Ольга и пристально посмотрела в глаза своему близкому другу.

 Да и в любви он выражался как – то своеобразно, не унималась Ольга, и прочитала отрывок стихотворения:

Мастерица виноватых взоров,
Маленьких держательница плеч,
Усмирён мужской опасный норов,
Не звучит утопленница - речь.

Маком бровки мечен путь опасный…
Что же мне, как янычару, люб
Этот крошечный, летуче – красный,
Этот жалкий полумесяц губ…

Не серчай, турчанка дорогая,
Я с тобой в глухой мешок зашьюсь;
Твои речи темные глотая,
За тебя кривой воды напьюсь.

 Вот у них с Геннадием такие сложные по душевной простоте отношения. Вот и сейчас он всё - таки решил идти работать в школу. А может зря? Но видно не переубедить.

Нет, не принято в семье Добровых бежать от трудностей. Вот и он решил понять, чего он стоит. Но статистика вещь неумолимая. В школе учителями работает менее десяти процентов мужчин, из которых меньше четверти моложе тридцати пяти лет.
  В Армию Геннадия не призывали по причине большой близорукости и болезни позвоночника. Причиной заболевания было длительное чтение книг. Это согнутое над книжкой состояние - любимая поза времяпрепровождения.  Нет, он не был хлюпиком и мог постоять за себя. Когда был жив папа, он немного обучал сына элементам рукопашного боя. Отец был военным и погиб во время очередной командировки в Афганистане. Геннадию тогда было тринадцать лет, и с тех пор он был старшим мужчиной в доме.
  Мама, Наталья Сергеевна, проработав словесником в школе сорок лет, уже находилась на пенсии. Она бы ещё поработала в школе, да больное сердце часто давало о себе знать.  Она была рада за выбор сына, но в тоже время тревожилась, ведь в последнее время политика государства по отношению к школе изменилась не в лучшую сторону. Учителя выставляли как человека оказывающего образовательные услуги. В советские времена на плечи учителя государство возлагало ответственную миссию воспитания будущего строителя коммунизма. В этом направлении работала вся пропагандистская кампания. Следовательно, ореол учителя был поднят на достаточную высоту. У родителей вызывалось почтение к учителю отношением в печати, телевидении, кино. Об этом часто говорили с высокой трибуны. А что мы видим сейчас. Средства массовой информации как бы соревнуются между собой, чтобы осветить единичные случаи недостойного поведения случайного человека в образовании. Некоторые родители уничтожали авторитет учителя в глазах ребёнка своим непочтением. Ах, знали бы они, какую яму себе копают.
Да, среди нынешних учителей встречаются случайные люди. А кто туда попадает? Много людей выбрали эту работу по случайным обстоятельствам. У Геннадия Петровича особый случай. У него призвание - учить детей.

  Директор средней общеобразовательной школы с удовольствие приняла на работу молодого специалиста. Не каждый день  приходят устраиваться специалисты с красным дипломом мужского пола на такую неблагодарную сейчас специальность как учитель русского языка и литературы. Поясню удивлённому читателю, что благодаря введению в школы ГИА и ЕГЭ, основная нагрузка легла именно на учителей русского языка и математики, которые должны подготовить всех без исключения учеников до норм государственных экзаменов. Учителя других предметов пока могут расслабиться. В этой связи желающих идти в школу по данной специализации из числа выпускником не велика.

   Школа приняла нового учителя не однозначно. Девушки старших классов были заворожены чтением наизусть поэм. Геннадий Петрович блистал интеллектом во всей своей красе. Его мягкий характер с одной стороны импонировал, с другой стороны  ученики, не желающие учиться, старались отсидеться тихонько на уроке и не мешали учителю. Сложнее было в среднем звене, здесь мальчишки уважали строгость и силу, и если сталкивались с послаблением, то начинали хулиганить и могли сорвать урок.
 
  Геннадий делился впечатлениями с Ольгой: «Понимаешь, я не успеваю раскрыть тему, как приходит время изучать следующую. Материал так уплотнён, а часов так мало, что приходится пролетать целые разделы. Ученики не успевают усвоить материал. А так хочется углубиться и рассказать больше. Ну, какой чиновник планировал учебный план? Разве можно объять необъятное?»
  Больше всего трудностей возникло во взаимоотношениях с учениками одиннадцатого «Б» класса. Здесь заводилой был Илья Славин, сын известного в городе успешного предпринимателя,  депутата областного совета и главного спонсора школы. Илья прекрасно осознавал, какой вес имеет его отец, а поэтому пользовался этим положением на всю катушку. Сам он с первого мгновения невзлюбил нового учителя. Ему не нравился его внешний вид.
 
 Что это, задохлый ботаник будет нас учить,- негодовал он.

Ему не нравилось, как заворожённо смотрели в рот учителю девчата из класса. Учитель словно гипнотизировал их. Поэтому, чтобы вывести их из гипноза, Илья обращался к своему другу, однокласснику Сергею Верзиле: «Спроси учителя, когда умер поэт и от чего?».

Тот немедленно задавал вопрос и другие, какие попросит Илья. Так прерывался на  самом интересном месте  рассказ учителя. Девчата обижались, шушукались на Сергея, но догадывались, чьих это дел.
 Сергей, детина высотой под два метра, не отличался большим умом. В десятый класс был взят по поручению отца Ильи и конечно по воле Ильи. Ему нужен был свой человек, способный прыгнуть в огонь и воду за товарища. Илья плохо учил стихи, да и сочинения ему не удавались. А вот оценку в аттестат он желал бы повыше. Геннадий Петрович за полугодие выставил Илье тройку. Всё было объективно, но многие коллеги испугались за судьбу Геннадия Петровича.
  На педагогическом совете директор школы посоветовала Геннадию Петровичу уделить особое внимание Илье Славину: «Мальчик должен получить пятёрку, подтянитесь, пожалуйста, мы на Вас надеемся».
Илья же не мог вынести такого унижения. Ещё ни один учитель не посмел поставить оценку ниже пятёрки. В своё время пришлось проучить учителя физкультуры. Он долго не понимал, что Илье надо ставить пятёрку просто за красивые глаза.  Пришлось Сергею вместе с дворовыми ребятами посчитать ему рёбра. После такого урока учитель уволился из школы, а новый до сих пор ставит только пятёрки и не надо ходить на уроки. А этот «ботаник» посмел.
 
 «Слон,- обратился Илья к Сергею,- пойдём, устроим в коридоре таран ботанику».

 Надо сказать, что разница в возрасте между учителем и учениками составляет всего шесть лет и трудно подчиняться при такой разнице.
 Сергей обогнал учителя в школьном коридоре, здесь их никто не увидит. Он взял учителя за плечо и прижал к стене. В это время подоспел Илья:

- Что же вы, Геннадий Петрович, так неосторожно поступаете. Я же вам русским языком объяснил, что ЕГЭ я с божьей помощью сдам хорошо. От вас только требуется пятёрка в аттестат.
 
- Верзила, вы делаете мне больно,- возмутился Геннадий Петрович. Вам разве не говорили,  как нужно обращаться с учителем.
 
-Мне отец говорит, таких упрямых как вы, Геннадий Петрович, гнать в шею из школы. Вы что забыли,  кто мой отец. Он ведь вас сотрёт в порошок,- ехидно улыбаясь, говорил Илья. Я вас последний раз предупреждаю, одумайтесь.

 В таком идиотском положении Геннадий ещё не оказывался никогда. Его, учителя,  обижают ученики. И ведь силы не равные. Вот этот здоровенный детина так прижал к стене, словно тисками голову зажал. Используя борцовский приём,  Геннадий Петрович освободился от удушения и в свою очередь заломил руку противнику.

- А ну - ка пойдём в кабинет к директору,- сказал он и повёл нарушителя в кабинет.

- Вы что себе позволяете,- взревела директор школы. Он ведь ребёнок, а вы ему руку крутите. Да вы знаете, что я вас обязана уволить за рукоприкладство.
Геннадий Петрович обрисовал весь разговор, который у него произошёл в школьном коридоре. Он думал, что директор поймёт его.
 Мало ли что нам говорят дети. Запомните, дети всегда будут правы. Учитель может только воспитывать ребёнка на расстоянии. И только добрыми словами. И молите бога, чтобы ребята не написали на вас заявление.

-Мы не будем писать заявление только в том случае, если Геннадий Петрович поставит по своим предметам пятёрки,- глубокомысленно рассуждал Илья.
Так что, Геннадий Петрович, вы творец своего счастья сами. Тем более,  что у вас нет свидетелей нашего разговора. А вот вас видел директор и всегда подтвердит нашу версию.

  Кроссовер марки «Лексус» мчал по главной улице небольшого городка. Эту машину старший Славин подарил сыну на день рождения. Хотя парню нет восемнадцати,  вряд ли найдётся полицейский местного ГИБДД,  который бы осмелился остановить машину. Кому нужны неприятности по службе. Все знали, что у предпринимателя Славина кругом всё схвачено. Вот и носится блатной отрок по городу, как ему хочется и с кем хочется.
 
 - Вон смотри по тротуару идет наш ботаник,- ехидно улыбаясь сказал Илья, обращаясь к рядом сидящему Сергею Верзиле. Прикинь, сегодня говорит мне: «Илья,  давай с тобой дополнительно позанимаемся по русскому языку»
А я ему отвечаю:  «Мне занятия не нужны, мне нужны пятёрки по русскому языку и литературе и не надо меня напрягать!».

-Ну а он чё?

- А не чё. Говорит, за красивые глазки просто так пятёрки не поставит. А куда он денется, поставит.

- А если не поставит?- усомнился Верзила.

- Тогда мы из него сделаем отбивную, - рассмеялся Илья и повернул руль в проулок.

 Они взяли двух девушек и отправились в ночной клуб, в котором были постоянными посетителями. Здесь можно было оттянуться по полной программе.
 
 - У меня за ночь уходит больше бабок, чем этот ботаник зарабатывает за два месяца. Я не понимаю, что он так упирается?- продолжал размышлять Илья за столом с компанией.

-А может он идейный,- ответил Верзила.

- Это мы ещё посмотрим.

Развлечения продолжались до утра. А потом снова идти в школу,  родители требуют. Илья бы сразу поступил в один из престижных московских университетов, если бы ни эта канитель с ЕГЭ. Отец говорит, что всё должно быть на законных основаниях. Придётся участвовать в этом цирке.
 
 - Послушай, Гена, уходи ты из этой школы. Твои принципы не позволяют тебе выставлять незаслуженные оценки, но кругом всё куплено и тебя будут ломать. А зачем тебе это нужно? Я тебя люблю и хочу тебе помочь. Место для тебя в папиной кампании ждёт тебя,- ласково говорила Ольга, когда Геннадий сосредоточенно искал ответ на очередной вопрос к тестовым заданиям.

- Ты знаешь, Оля, в эти тесты помещают такие вопросы, на которые сходу и не ответишь. На каких вундеркиндов рассчитаны вопросы?  Вот мой Верзила только чешет голову и всё твердит: « Ну, ни   фига себе загнули». А ведь точно загнули.
 
- Ты со своими выпускниками нянчишься как с маленькими. Тратишь много своего времени.

- Ты знаешь, я люблю рассказывать ребятам, если они внимательно слушают и стараются учиться. Но вот Илья с друзьями и сам не учится и другим мешает. И ты знаешь, как администрация школы во главе с директором преклоняются перед спонсором Славиным.  Недавно смотрю, он идёт по школе и только даёт команды, где и что установить. А директор школы только поддакивает: «Конечно, конечно Эдуард Максимович. Как скажете».

А мне говорит: «Ищите общий язык с учениками, молодой человек. Повышайте своё профессиональное мастерство».

Научился бы сам воспитывать сына оболтуса,- горячился Геннадий. А сдаваться я, Оля, не собираюсь. Не для того я в школу пошёл.

 Между тем время шло. Пришла весна, а с ней и окончание учебного года. Геннадий Петрович провёл пробный ЕГЭ по своему предмету и подвёл неутешительный результат. Илья Славин кое - как сдал на троечку, Сергей Верзила не набрал и минимума.
 
  На педагогическом совете по допуску к государственным экзаменам воцарилась гробовая тишина.
 
- Вы что творите, Геннадий Петрович,- прервал тишину голос директора. Вы понимаете, что мы не можем так оставить это дело. Почему вы плохо старались.

- Отчего же, я проводил дополнительные занятия и консультации. Но Илья с компанией их не посещали. Я писал на ваше имя докладные записки, в которых сообщал о создавшейся ситуации,-  как можно спокойно возразил Геннадий Петрович, но понимал, что его не понимают или не хотят понять.

 Тем не менее педсовет решил всех учеников допустить до ЕГЭ, а там кому как повезёт.
Так как ЕГЭ проводился в той же самой школе, то директор попросила Геннадия Петровича написать сочинение и ответить на вопросы теста, который попал Илье Славину. На что Геннадий Петрович дал категорический отказ. Поэтому директору самой пришлось писать сочинение и передавать ответы через мужской туалет, в который вышел Илья в сопровождении с дежурным учителем.

 «И на что не пойдёшь ради благополучия школы»,- думала директор, сидя в мужском туалете.

 Конечно, результаты ЕГЭ не понравились родителям Ильи, видно, давно не практиковалась директор школы в сочинениях. Да и в тестах были допущены ошибки, да и в аттестат вместо пятёрок были выставлены четвёрки. А что делать, Геннадий Петрович выставил тройки, а с учётом оценок десятого класса завуч сама вывела итоговую.  Надежды родителей не были оправданы, и директору было не по себе. Одна радость, что сынок предпринимателя покидает школу, а вот успехи других выпускников радовали. Некоторые девочки из этого класса набрали более девяноста  баллов, а это большой плюс учителю.

  Под вечер Геннадий Петрович возвращался домой. Недалеко от супермаркета из темноты отделились две фигуры, и в какое - то мгновение удар страшной силы обрушился на хрупкую фигуру идущего. Геннадий Петрович машинально схватил нападавшего за руку, совершил бросок. После следующего удара его сознание отключилось.
  Вот уже несколько дней Ольга дежурит возле палаты больного. Неделя в реанимации, а вот теперь общая палата. Следователь прокуратуры пытался замять дело. Но благодаря юриста папиной конторы были обнаружены видеозаписи наружного наблюдения с супермаркета и Дома культуры, в которых легко опознали нападавших. Это были Верзила и два брата хулиганы – рецидивисты, которые дали показания, что им оплатил заказ Илья Славин. Один из братьев при падении сильно ушиб лицо, и это стало дополнительной уликой.  Славин старший сына отмазал, и всё  окончилось условным сроком. Илья уехал в другой город и дальнейшая его судьба не известна.
  Ольга сидела на диване у Геннадия дома. Здоровье его пошло на поправку. В руках у неё открытый томик стихов.

- Просто удивительно, как такой стих мог радикально изменить судьбу Осипа Мандельштама, и она начала читать:

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, дарит за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него - то малина,
И широкая грудь осетина.

 После некоторой паузы Геннадий Петрович сказал:

- Спасибо тебе ,Оля, за заботу. Я вот тут подумал и решил пойти работать в лицей. Они меня зовут, там учитель русского языка и литературы ушла на пенсию. А ты ведь знаешь, у меня призвание.

- Да уж призвание,- тяжело вздохнула Ольга. Жалко Наталья Сергеевна об этом уже не услышит.