Свеча вИдения

Галина Мажейкина
Эссе о художнике Игоре Булгакове.
Полная версия  моего текста о его творчестве вышла в №1 журнала Дельфис.
Жизнь и  бытие в  искусстве предполагает полное  погружение  в его пространство. Пространство – это сложное и оно, как сказала однажды в своей  лекции Татьяна Черниговская, не про «красиво». Это пространство провоцирует художника на  вызовы, а он в свою очередь  дает ответы и прежде всего себе самому, а уж потом зрителю или критику. Художник находится в постоянной полемике сам с собой и теми мыслями и образами, которые ему приходят. Еще раз повторю «Искусство - это не про красиво». Это поиск смыслов, которые ты стараешься найти. Это визуализация чувственного опыта, которое  не всегда и не обязательно  связанного с чувством к кому бы то ни было. Это визуализация времени, места и события в их синтезе, здесь важен возникающий  импульс и, конечно,  его величество случай. 
Искусство – особая форма визуализации  смыслов, рожденных у художника переживаний, если речь идет о художнике, работающим с методом в живописи. Но если  у художника нет метода, а есть некое наитие или видение сродни психоделическому восприятию чего-то, что не поддается определению. Вот здесь и возникают вопросы: откуда пришло, от кого, для чего, что за смыслы в ней, какие сигналы оно транслирует тому, кто умеет и способен их воспринимать. Это знаете ли задачка не простая не только для зрителя, но и для искусствоведа, так как предполагает, прежде всего, рассматривать это явление с позиции знания основ философии религии, и, безусловно, философии искусства.  То, что не понятно, пугает, а еще больше пугает мистика,  так как неизвестно,  в какие порталы я войду,  и что меня там ждет, Рай или Ад, 
Работы Булгакова,  мотивируют на размышления в вопросах узнавания того мира, в котором живет наше общество.  Художники остро чувствуют грядущие перемены,  и здесь  даже не в политике дело, так как  перемены происходят  в смене художественного языка передачи образа, идеи или мысли. Есть художники, которые работают с образом, который  конкретен и постижим, иногда он беспредметен и тогда требуется время или желание разобраться, что именно этот образ говорит нам, какую историю или смысловую нагрузку он несет. Откуда рождается энергия погружение в Нечто, что порой не поддается определению. Вопрос - а нужно ли определяться? Может быть, нужно просто погрузиться в созерцание, совершив путешествие в нечто другое, найти там новые смыслы, а иногда и пересмотреть свою позицию не только к искусству, но и вообще к Миру. Так как мы лишь малюсенькая часть Вселенной, но та часть, которая наделена душой, и как уже признают ученые несущей информационную составляющую, которая растворена в ноосфере. Это  огромный, пока закрытый для большинства  мир.
На мой взгляд, критика и искусствоведа, мое текстуальное высказывание вербально описывает то, что говорит нам художник Булгаков своими картинами и стихами. Остановить мгновение пришедшего прозрения, зафиксировать его в своей душе, и периодически входить в это пространство для отдыха, релакса, отчуждения от суеты повседневных забот. Сегодня важным аспектом становится время, которое  все более ускоряется, что нет возможности вдаваться в детали при пробежке по выставке или музею. Искусство просит созерцательности, что можно сделать исключительно в домашней обстановке, тогда картина не только украшает, но и лечит. Процесс выбора объекта созерцания сродни наитию, причем наитие лежит за пределами эмпатии "нравится" или "не нравится", и этот процесс выбора находится в границах чего-то другого. Этим другим становится совпадение ваших ощущений с энергией или энергетикой объекта восприятия.
Галина Мажейкина
Историк искусства, арткритик