А, всё-таки, велик не его транспорт

Станислав Климов
Наше советское детство было настолько подвижным, насколько хватало сил доплестись вечером до входной двери в квартиру и упасть на припорожный шерстяной или резиновый коврик, не дотянувшись до звонка и… уснуть. Смешно! А, ведь, иногда было и такое в моей практике. Выходишь с утра на дворовую площадку, а там и теннис «в бешеного», и «войнушка» за домами, и «скакалочка» на асфальте, и «пробки», и «чижик». Да всего было много, разнообразия и шума-гама детского хватало, что бы не услышать маминого крика из окна второго этажа «Стасик, домой!».
Так и валились с ног, наигравшись во всё, что рядом происходит. Было…

Как мне хотелось своим деткам дать всё то, что было в детстве у меня, да и ещё больше, поскольку время наступило иное, всё можно было купить, да и было на что. Конец 90-х – начало 2000-х выдалось более-менее, по сравнению с серединой 90-х, зарплату государевым людям обязали платить регулярно и достаточную для жизни. Грех жаловаться, пока детки маленькие, не оканчивают школу и не мечтают, например, поступить в десантное военное училище, где… Впрочем, не буду о грустном.

Дарил же мне любимый дедушка Коля велосипед «Школьник» на день рождения, на котором гонял я «со скоростью света» по улицам и беговым дорожкам стадиона и пришкольного участка, к бабушкам в огород и на рыбалку к тому же дедушке. Играл на нём в велобол с друзьями и не знал, что такое больные или уставшие ноги. Не страшился падать с него и разбивать вдребезги колени, сдирать кожу с локтей и ставить на лбу шишки. Мог с папой в гараже за полдня отремонтировать его и исправить специальным ключом «восьмёрку» на переднем колесе после неудачного столкновения со стеной дома, предполагая на спор до хрипоты, что «ничего моему велику не будет!». Было…

А почему я не могу своим мальчишками купить такой же?..

Илюнька – старший мой сын, русоволосый симпатяга, слегка пухленький и хитроватый, спокойный и рассудительный шестиклассник. Хорошист в обычной школе и не на последнем счету в художественной. Откатался два года на подаренном нами с мамой серебристом красивом «Школьнике» и вырос из него, в целости и сохранности передав по наследству младшему брату. А младший – Никитёнок, тонкий, как тростиночка, но жилистый и непоседливый середнячок второклассник, черноволосый и упрямый мальчуган, который не может на одном месте усидеть и минутки.

На дворе солнечный апрель, начинают зацветать первые кусты сирени и абрикосов. Зелёный покров тополей, клёнов и вездесущей осоки всё больше и больше обогащает своими сочными красками посёлок.
- На, дарю! – Илья передаёт велосипед Никите, который взгромождается на него и начинает пытаться ехать.
У него был поменьше двухколёсный аппарат, и он может держать равновесие, катаясь с детского сада. Поехал, сначала слегка неуверенно, поддерживаемый мною под сиденье. А потом быстро и ровно. На лету схватил, егоза! Да, только вот незадача, чуть ли не еженедельно мама мажет его тощие коленки и локотки зелёнкой и иодом, укрывая и дезинфицируя нежную детскую кожу от кровавых ссадин и попадания инфекции внутрь. А уж синяков можно и не считать, прямо, как я со своим футболом в далёкие 70-е. И так еженедельно!..

- Да что ж ты так летаешь!? – каждый раз сокрушается она, сердобольно отмывая перекисью водорода от грязи его разбитые места и заботливо задувая боль в ранках.
Никитёнок, сжав в кулачок всю свою волюшку, стиснув до побеления желваков, зубки, закрыв глазёнки, терпит. Знает, сорванец, что нельзя плакать. Если я увижу слёзы, не разрешу больше ездить на велике, а запру его в сарае. Молчит и терпит, терпит и молчит! Рядом стоит младшая сестрёнка и помогает маме задувать боль любимого братика, ведь, он иногда катает её на багажнике своего велика.
Но… проходит день и он снова в седле, язык высунут от удовольствия захлёбываться встречным ветром. Пробовали и наколенники покупать для катания на роликах, и шлем, и налокотники, бесполезно! Всегда находит места, которые можно превратить в ссадину или синяк. А однажды…

Мы идём по асфальтовому тротуару из бабушкиной бани, спокойно идём и разговариваем. Никита замешкался в палисаднике перед огородом дома с велосипедом и отстал. Вдруг сзади слышен гул рейсового автобуса, движущегося медленно по дороге и несущегося с ним наперегонки, только по нашему тротуару, Никитку.  Задорным мальчишеским огнём горят глаза и высунут язык. Что-либо кричать ему вдогонку, значит, напугать несущегося на бешеной скорости пацана, мы уступили дорогу и смотрим вслед, только услышав дикий возглас сына:
- Я автобус обогнал! Я быстрее автобуса!
А через несколько десятков метров боковая дорога и по ней на главную выезжает, притормаживая и уступая автобусу, легковая машина. Никита не успел на своей скорости свернуть в сторону и, избегая столкновения с машиной, улетел в придорожные мягкие пушистые зеленеющие кусты вокруг берёзки. Мы подбежали к кустам, из которых торчит только заднее колесо велика и наблюдаем следующую картину. Из кустов, весь в ссадинах и синяках, выбирается наш младший сынок, довольный и счастливый, рот до ушей растянут неподдельной детской улыбкой:
- Пап, мам! Я автобус обогнал! Я быстрее его катаюсь!
Вот так! Счастья полные карманы, кровь выступает на лбу и щеках, на ногах и руках, а ему всё ни-по-чём! Он автобус, видите ли, обогнал! А что без глаз мог остаться, не понимает! Довольная счастливая душа!
- Не твой это транспорт – велосипед! Не твой, сынок! – спокойно констатирую я факт, глядя на своего сына «красавца» и недоброжелательно, но спокойно качая головой. Мама же  осматривает все стёсанные кустами места детского тела…

Прошло ни много, ни мало, но чуть больше десятка лет. Никита вырос статным плечистым спортивным симпатичным парнем, он студент второго курса универа и гостит у бабушки в том самом южном посёлке, где мальцом учился ездить на двухколёсном транспорте, не поехав к нам в Якутию на летние каникулы. Мы прислали ему деньги и осуществилась мечта сына купить современный спортивный многоскоростной велосипед. Мечтал – получи за хорошую учёбу и на летние каникулы. Катайся на здоровье. Ага!..

Однажды вечером, разговаривая с сыном по сотовому телефону, слышу голос бабушки, неожиданно появившейся в комнате со словами:
- Никит, давай ноги погляжу, перебинтую.
- Тише, бабусь, - прикрывая трубку ладонью, прошептал сын, но мне её слов достаточно, что бы понять, что сын что-то скрывает.
На что и пришлось ему открыться после моего отцовского веского вопроса. Оказывается…

Решил наш сын вспомнить детство и по тому же тротуару девятнадцатилетний парень на спортивном велике решил сыграть наперегонки всё с тем же рейсовым автобусом. Как же, он взрослый и велосипед сильный! Сыграл, да не тут-то было, камешек мелкий попался под колесо многоскоростного двухколёсника и сын кувырком угодил на цветочную клумбу дома, стоящего вдоль тротуара, стесав и колени, и локти, вместе с лицом. Хорошо, хоть, так. Правда, спортивный аппарат подлежит ремонту почти за те же деньги, за которые его купили. А сын разбил обе ноги и оба локтя, получив шишку на лоб и синяк на левую щёку.
Хорошо, что каникулы только начались, до поездки в универ заживёт всё. А то бы от улыбок девчонок и смешных вопросов мальчишек про «асфальтовую болезнь» не уберечься…

- Да, пап, всё-таки, велик не мой вид транспорта… - констатировал сам сын в конце своего печального повествования… - не мой…

Вот же жизнь…

21 марта 2017 года