О предках Коноплевых

Виктор Коноплёв
             О предках Коноплевых      Часть 11
               

                «Тяжелые времена рождают сильных людей. Сильные
                люди создают хорошие времена. Хорошие времена
                рождают слабых людей. Слабые люди создают тяжелые
                времена».        Платон.

    После публикации книги «История русской семьи» о пяти поколениях, появилось желание заглянуть в более глубокие корни Древа жизни Коноплевых. Обратился за помощью в государственный архив Архангельской губернии. В результате исследования  документов в архивных фондах Канцелярии Архангельского губернатора, Архангельского статистического комитета, Архангельской духовной консистории, Архангельского архиерейского домоуправления, Архангельской казенной палаты, директора народных училищ Архангельской губернии, Шенкурского духовного правления, канцелярии ревизии Двинской провинции Архангелогородской губернии были получены сведения относительно родословной Коноплевых, оформленных в виде архивной справки. Кроме этого, Коноплевым Владимиром Андреевичем - начальником отдела  Государственного архива Вологодской области (ГАВО), были подготовлены выписка из материалов Тотемской учительской семинарии и выписка из доклада уездной земской управы Новгородской губернии к уездному земскому собранию сессии 1910 г. Итого в книге 11 поколений Коноплевых.
    В духовных росписях (исповедных книгах) Устьпаденского прихода Шенкурского уезда Архангельской губернии за 1752-1900 гг. записаны Коноплевы, крестьяне д. Федулинской (Могильник). Деревня расположена на берегу р. Паденьга, которая впадает в судоходную р.Вага, а затем в Северную Двину с выходом в Белое море. Официальное название д.Федунинское. Расположена в  26 верстах к югу от уездного города Шенкурск. (К западу от г. Усть-Паденьга на р.Вага). Вот координаты  местности и деревни, где проживали предки  Коноплевых - 61град. 52 мин. 49,14 сек. Северной долготы; 42 град. 34 мин. 33,98 сек. Восточной широты.

   В описании приходов и населения за 1888 г. в д. Федунинской и д. Черезной, значилась одна каменная и две деревянных церкви, а население, состояло из 50 чел. мужского пола и 51 -  женского. В архивной справке название деревни меняется, - то Федунинская, то Федулинская. Федул - мужское имя греческого происхождения. Означает – Божий раб, Слуга. Основой фамилии Федун послужило церковное имя Феодул или Феодор. Федун – производная форма мужского имени Феодул, которое в переводе с древнегреческого означает «раб богов», или Феодор (от греческого «подаренный богом»). В XVI-XVII веках имя Феодор (в просторечной форме Фёдор) было одним из самых распространенных русских имен и уступало в частоте употребления только Ивану и Василию. (Опять греческое имя!?) Жители этой местности относились к поморам. На 2020 г деревня нежилая.

                ---оОо---
   
      Интересные сведения о поморах Архангельской губернии прежних времен,  полученные из интернета.
               
Поморы—это сталь земли русской - граф С.Ю.Витте.(fyodors.ru›pdf/pomor_edge.pdf)
   
       Поморы, являясь потомками древних русских переселенцев, издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (кочах) они посещали полярные земли и острова (Колгуев, Новая Земля), впервые достигли архипелага Шпицберген (его поморское название Грумант), на восток доходили до северной Сибири, где основали город Мангазея. В XVI—XVII вв. выходцы из Поморья сыграли существенную роль в освоении Россией Сибири. Слово поморы произошло от Поморья (Поморский берег, побережье Белого и Баренцева морей)  (dic.academic.ru›dic.nsf/ruwiki/13407)

                Поморы – древний народ

Поморы – народ отважных арктических мореплавателей, зверобоев и рыбаков - единственный (!) коренной морской народ в Западно-сибирской части Арктики. Ни один другой коренной народ Северо-запада России – ни саамы, ни ненцы, ни карелы, ни коми не ходили в море и не занимались морскими промыслами.
Они не знали крепостного права и татаро-монгольского ига        
        Поморы проживают на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря, начиная с XII века. В принципе можно утверждать, что поморы — это коренная этническая общность европейского Севера России (Поморья). Возникла она в результате слияния нескольких культур: протопоморских и угро-финских (чудских) племен Беломорья, а также первых древнерусских поселенцев. В XII—XV веках Поморье было колонией Великого Новгорода. В XV—XVII веках Поморьем назывался обширный экономический и административный район по берегам Белого моря, Онежского озера и по рекам Онега, Северная Двина, Мезень, Пинега, Печора, Кама и Вятка, вплоть до Урала. К началу XVI века Поморье присоединилось к Москве. В XIX веке Поморье стали также называть Русским Севером. Само же название «помор», «поморец», по имеющимся данным, впервые появилось в письменных источниках в 1526 году, когда «Поморцы с моря Окияна из Кондолакской губы просили вместе с лоплянами устройства церкви». После крещения Руси в 988 году к Поморью уходили русичи, которые не приняли христианство. Вплоть до XIX века в Поморье существовали поселения, где исповедовали дохристианскую веру. А после раскола Православной церкви в XVII веке здесь селились люди, не принявшие нововведений Никона. Более того, в Поморье развернулось мощное старообрядческое движение. Соловецкая обитель сопротивлялась царским войскам почти восемь лет. Со временем эти факторы сформировали Древнерусскую Поморскую Православную церковь. Поморы не знали крепостного права и монголо-татарского ига. О свободолюбии и самостоятельности поморов говорят следующие факты: царские чиновники обращались к поморам только по имени и отчеству, а в остальной России людей называли по уменьшительным прозвищам. Решения «Поморского Мира» не отменял даже Иоанн Грозный. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, зафиксировано 6571 человек, но на самом деле их около миллиона. Проживают они преимущественно в Архангельской и Мурманской областях, а также в северной части Карелии и в Ненецком автономном округе. Являясь поморами по духу, по менталитету, они не отделяют себя от русских — по языку. Из поморов вышли в большой русский мир такие знаменитые люди, как ученый Михаил Ломоносов, скульптор Федор Шубин, священник Иоанн Кронштадтский, а также землепроходцы Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров. Бессменный управитель Аляски Александр Баранов тоже был родом из поморов.

Руссенорск - или моя-по-твоя

Благодаря связям с соседними странами, а также знанию европейских нравов и порядков, в поморской среде поддерживались собственные демократические традиции, не насаждаемые из Петербурга или из Москвы. Издавна большую роль в духовной жизни играла близость Русского Севера к Скандинавским странам. Расцвет поморской торговли пришелся на XIX век, когда в Северную Норвегию ежегодно прибывало по 300—400 русских парусников. Из года в год они привозили свои товары в те норвежские города и села, где у них были налажены деловые контакты. Русские общались с норвежскими рыбаками и купцами с помощью своеобразного смешанного языка, называемого «руссенорск». В нем зарегистрировано около 400 слов. Руссенорск был запрещен для использования большевиками в 1917 году. Последнее поморское судно пришло в Норвегию в 1929 году. И тем не менее о поморах в Норвегии не забыли. В городе Вардё есть поморский музей. Там есть макеты русских церквей, предметы поморского быта XVIII—XIX веков и множество фотографий начала XX столетия. Еще один из музеев поморской культуры находится в поселке Умба. Многие экспонаты подарены музею местными жителями. Например, рыбацкие снасти и предметы быта, праздничные костюмы, а также образцы знаменитого терского жемчуга, отличавшегося высоким качеством и богатством цвета.

Звезды из северного сияния

     «Море — наше поле», — любили говорить поморы. На лов рыбы и за морским зверем местные жители на самодельных судах ходили на Мурман, Новую землю, достигали берегов Норвегии, останавливались на островах в Белом, Баренцевом и Карском морях. Тем самым поморы сыграли особую роль в освоении Северного морского пути и развитии судостроения. «Вечными мореходами» метко окрестил их известный русский адмирал Федор Литке. Известные как покорители морей, удачливые промысловики, искусные судостроители, жители западного побережья Белого моря были и «торговыми людьми». На рынках Новгорода, Москвы, в портовых городах Норвегии и Швеции можно было встретить товары из Поморья: рыбу, соль, вываренную из морской воды, ценные моржовые клыки, слюду. Долгое время поселения на побережье являлись владениями Соловецкого монастыря, оказывавшего большое влияние на развитие края. Начиная с XVIII века, в большой степени благодаря выдающейся личности Михаила Ломоносова и его научным трудам, поморы постоянно привлекают внимание русского общества. В результате многочисленных описаний путешествий по Северу России, специальных трудов и статей по хозяйству, культуре и быту жителей приморских районов у русской общественности сложилось представление о поморах как об особом типе русского человека, обладающем особыми чертами характера — предприимчивостью, смелостью, умом, независимостью в делах и суждениях и особым поэтическим чувством юмора. Достаточно раскрыть любой из рассказов Степана Писахова, чтобы это почувствовать. Вот, например, «Северно сияние». В этой были-небылице хитрецы-поморы рассказывают о себе всю правду. А если и привирают, то самую малость:«Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим. День работам, а ночь гулям да с оленями вперегонки бегам. А с осени к зиме готовимся. Северно сияние сушим. Спервоначалу-то оно не сколь высоко светит. А зимой другой раз в избе жарко, душно — не продохнуть, носом не проворотить, а дверь открыть нельзя: мороз градусов триста! А возьмешь северно сияние, теплой водичкой смочишь и зажгешь. И светло так горит, и воздух очишшат, и пахнет хорошо, как бы сосной, похоже на ландыш. Девки у нас модницы, выдумщицы, северно сияние в косы носят — как месяц светит. Да ишшо из сияния звезд наплетут, на лоб налепят. Страсть сколь красиво! Просто андели!» (bolshoyforum.com›forum/index.php…)

     Таковы истоки зарождения моих предков. О деятельности Коноплевых до середины   XYIII века сведений практически нет. Скорее всего они занимались крестьянским трудом. Впервые об их профессиональной деятельности упоминается в ревизии населения 1745г – в д. Федулинской Коноплевы записаны, как дворцовые крестьяне. В переписных листах Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. по деревне Федунинская (так в документе) Устьпаденского сельского общества Устьпаденской волости Шенкурского района Архангельской губернии значится Коноплева Мелания Федоровна 72 лет (мать моего прадеда), из удельных крестьян. (Удельные крестьяне — категория феодально-зависимого сельского населения Российской империи конца XVIII — середины XIX века, образованная в 1797 году из дворцовых крестьян на основании «Учреждения об Императорской фамилии». К удельным крестьянам относились крестьяне, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье. Крестьяне платили оброк и несли государственные повинности).
     Начало ветви рода Коноплевых установлено с Семена Семеновича Коноплева и его сына Евпла Семеновича (1724). Имя Евпл имеет греческое происхождение и означает благоприятствующий плаванию (весьма интересно появление этого имени). На основании духовных росписей, переписных листов, ревизских сказок и метрических книг удалось составить Древо жизни Коноплевых от 1706 по 1919 гг. (до смерти моего прадеда Василия Степановича).

                ДРЕВО ЖИЗНИ КОНОПЛЕВЫХ (1706-1919)
ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ (04.04.1862-1919) – ЛЮДМИЛА ЕВГЕНЬЕВНА ПОПОВА (1868-1930) Лидия (1891)  Ольга (1893)  Нина (1894) Василий (1899) Людмила (1903)
 СТЕПАН МАЛАХИЕВИЧ (15.12.1823-08.06.1892) – МЕЛАНИЯ ФЕДОРОВНА (02.01.1825-25.11.1900) Петр (1848) Катерина (1850) Яков (1857) Иван (1860) Василий (1862) Семен (1865) Мария (1867)
МАЛАХИЙ ИГНАТЬЕВИЧ (03.01.1788-1853)-ПАРАСКЕВА АНДРЕЕВНА (10.10.1791- 10.02.1854)     Егор (1818) Феодосия (1820) Степан (1823) Иван (1826) Григорий (1829) Татьяна (1833)
ИГНАТИЙ ЕВПЛОВИЧ (1753-09.12.1817)-НАСТАСЬЯ ДМИТРИЕВНА (1755-21.12.1834)         Игнатий (1781)  Ефросинья (1784) Степан (1786) Малахий (1788) Дарья (1791) Ефим (1793) Параскева (1796) Андрей (1797) Прохор (1800)
КАТЕРИНА МАКСИМОВНА (1727) -- ЕВПЛ СЕМЕНОВИЧ (1724)--АНАСТАСИЯ НИКИФОРОВНА (1722) Никифор (1744) Гликерия (1746) Ирина (1750) Игнатий (1753) Яков (1760) Иван (1762)
СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ  - (16??)
Василий (1706) Трофим (1711-1761) Евпл (1724) Кирило (1727) Никифор (1733)
   
     Обращает внимание большое количество детей в семьях каждого поколения – от 5-ти до 9-ти человек. Глава семьи в царские времена был способен прокормить своих детей. Это прекрасно описано в воспоминаниях Нины Васильевны о своем детстве. И еще, Вы обратили внимание на возраст рожениц? Матери рожали в возрасте до 42-45 лет.
    
     Прежде, чем перейти к описанию карьеры моего прадеда, единственного о ком удалось получить некоторую информацию, необходимо ознакомиться с Табели о рангах.
     24.01.1722 г. Петр I лично редактировал и утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи. В нем определялись «чины по старшинству и последовательность чинопроизводства», а также появлялась возможность выдвижения талантливых людей из низших сословий – «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать».

                ТАБЕЛЬ  О  РАНГАХ

Класс Обращение                Гражданские чины       Воинское звание в пехоте чина Ваше высокопревосходительство Канцлер (Действующий    Генерал-фельдмаршал тайный советник 1-го кл.                2 Действительный тайный    Генерал инфантерии советник         3 Ваше превосходительство Тайный советник            Генерал-лейтенант    4 Действительный статский советник         5 Ваше высокородие Статский советник         6 Ваше высокоблагородие Коллежский советник Полковник      7 Надворный советник Подполковник                8 Коллежский асессор Капитан        9 Ваше благородие         Титулярный советник Штабс-капитан   10 Коллежский секретарь         Поручик        11 Корабельный секретарь         12 Губернский секретарь Подпоручик     13 Провинциальный секретарь        14                Коллежский регистратор                (http://www.rusempire.ru/forum/topic68.html)

     Более полные сведения, представленные в Архивной справке, начинаются  с деятельности Василия Степановича Коноплева.
     Формулярные списки о службе инспектора народных училищ Надворного советника Василия Коноплева за 1901, 1903 и 1905 гг.:
     «Коллежский советник Василий Степанович Коноплев, инспектор народных училищ 2-го района Архангельской губернии, 40 лет от роду, православного вероисповедания, родился 4 апреля 1862г.; имеет ордена: Св. Анны и Св. Станислава 3-ей степени и серебряную медаль в память царствования Императора Александра III; получает содержание 2200 р. в год (за 1903 – 2680 р. в год; в 1905 г. – 2920 р. в год).
     Происходит из крестьян; имения не имеет. Женат на дочери надворного советника Людмиле Евгеньевне Поповой. Имеет детей: Лидию (5 февраля 1891 г.р.), Ольгу (25 июня 1893 г.р.), Нину (7 ноября 1894 г.р.), Василия (25 марта 1899 г.р., (умер), Людмилу (15 сентября 1903 г.р.) Жена и дети православного вероисповедания. Дочери обучаются в Архангельской Мариинской гимназии. Людмила находится при родителях.
     Был в отпусках: в 1882 г. – с 1 июня по 15 августа; в 1887 г. – с 24 июня по 9 августа; в 1888 г. – с 24 июня по 5 июля; в 1901 г. – с 25 июня по 25 августа; в 1903 г. – с 20 марта по 11 мая; в 1905 г. – с 13 июня по 13июля.                Был в отставке с 15 августа 1882 г. по 1 августа 1885 г.

     Все сведения о Василии Степановиче, которые удалось получить, излагаю в хронологическом порядке.
     В 1872 году в г. Тотьме было создано единственное на то время на северо-западе России учебное заведение, предназначенное для подготовки педагогов народных училищ. (Завгородняя О.Н., Огарков А.А. От семинарии к колледжу: вехи истории. Вологда.2011).
     Поступали в семинарию юноши, выпускники уездного и двухклассного училища. Вступительные экзамены были по русскому языку (диктант и сочинение), по арифметике (две задачи) и устные – по закону Божьему, церковнословянскому и русскому языку, арифметике, геометрии, русской истории, русской географии и пению.Кроме того, решением педагогического совета, записывали в учащиеся не сразу после экзаменов, а спустя испытательного трехмесячного срока.Ежегодно учащимся семинарии выплачивали стипендию в размере от 80 до 90 рублей и ввели форму – поддевка, шаровары, цветная рубашка и синяя фуражка.  Учащиеся имели некоторые права и привилегии – они освобождались от рекрутского набора и телесных наказаний. Директором семинарии с 1876 по 1900 гг. был Николая Яковлевич Соболев. В семинарии преподавали следующие дисциплины: Закон Божий, арифметика, основы геометрии, землемерие, линейное черчение, русская и всеобщая история, русская и всеобщая география, естествознание и чистописание.  Позже, с 1876 г. были добавлены уроки музыки и пения, а на следующий год – физиологии и гигиены. Кроме того, учащиеся обучались садоводству и огородничеству. В 1878 году при гимназии был открыт приготовительный класс, что в общей сложности составляло четыре года обучения. В числе 11 человек Василий Коноплев «окончил полный курс в Тотемской учительской семинарии в чем имеет свидетельство от 13 июня 1881 г. №386».      

      Начальник отдела Вологодского архива В.А Коноплев любезно предоставил выписку об обучении Василия Степановича в этой семинарии:
     Государственный архив Вологодской области (ГАВО)
Выписка из материалов Тотемской учительской семинарии  (Подготовлена 27.12.2016 г. начальником отдела архива  Коноплевым Владимиром Андреевичем.)
     1.Протокол заседания педагогического совета 7 мая 1878 г. (Ф.852.оп.1.д.18.л.7об.)
     4) Принимая во внимание вполне удовлетворительные успехи, оказанные в настоящем учебном году, а так же и отличное поведение вольнослушателей 1 кл. Коноплева и Сумарокова, Совет постановляет: принять их без предварительного экзамена в число воспитанников 1 класса Семинарии в будущем 1878/79 учебном году.
     2.Протокол от 21 августа 1878 г. (Ф.852.оп.1.д.18.л.14.)
«постановил:  во первого принять в число казенных стипендиатов безусловно [зачеркнуто: прошение Коноплева оставить до постановки баллов за первые два месяца]
     3.№168  17 авг.1878 г. (Ф.852.оп.1.д.18.л.19)
     Прошение крестьянского сына Архангельской губернии Шенкурского уезда Устьпаденской волости деревни Федулинской  Василия Степанова Коноплева
     Желая продолжить свое образование при вверенной Вам Семинарии, но не имея к тому  достаточных средств, - я покорнейше прошу Ваше Высокородие назначить меня казенным стипендиатом при Тотемской Учительской Семинарии если это возможно.   [ руку приложил августа 16 дня 1878 года
     4.Протокол от 2 ноября 1878 г. (Ф.852.оп.1.д.18.л.29).
Принять в число воспитанников 1 класса следующих кандидатов, находившихся 2 месяца на испытании и оказавшихся удовлетворяющими требованиям инструкции как относительно поведения, так и успехов в науках:   …………… Коноплева …………………..
     5.Протокол от 20 декабря 1878 года  (Ф.852.оп.1.д.18.л.40).
Постановил: удостоить похвалы воспитанников: ……1 класс Коноплева ………
     6.Ведомость общих успехов за 1878/79 год, 1 класс.(Ф.852.оп.1.д.19.л.131об-132).№5 Василий Коноплев: Число пропущенных уроков  13/15; Поведение  5; Способности 5; Прилежание 5; Закон Божий 5; Славянский язык 5; Русский язык 5; Арифметика 5; Геометрия 5; Естествознание 5; География 5; История 5; Чистописание 4; Рисование 4; Пение 4; Гимнастика 5; Переплет 4; Замечания: похвал. Переведен во 2-ой кл.
     7.Дело о земских стипендиатах за 1878 г (Ф.852.оп.1.д.26.л.29.   /№ 209)
Отношение  Устьпаденгского волостного старшины 31 августа 1878 за №2365.  Директору Тотемской  Учительской Семинарии:Препровожденные  при отношении Вашего Превосходительства от 25 сего Августа восемь расписок моего сына Василья Коноплева, в получении им оставленных мною у Вашего Превосходительства денег, мною 31 авг. получены (Л.29об).О чем Вашему Превосходительству имею честь донести.  Из означенного отношения видно, что сын мой Василий Коноплев с 21 сего августа постановлением Педагогического совета  Семинарии получает казенную стипендию, вследствии чего на содержание его по 21 августа при сем имею честь представить Вашему превосходительству деньги шесть рублей , о получении прошу меня уведомить. Волостной старшина Устьпаденгской волости  Коноплев
    (ru.wikipedia.org›Волостной старшина
Волостной старшина - выборное старшее должностное лицо волости, административной единицы крестьянского самоуправления в Российской империи. Волостной старшина избирался волостным сходом, на срок не более трёх лет.)


8.Протокол педагогического  совета от 12 марта 1879 г. (Ф.852.оп.1.д.28.л.4).
За отличное поведение и хорошие успехи нашел нужным удостоить похвалы учеников 1 класса  ….. Коноплева ……
        9.  Протокол педагогического  совета от 08 мая 1879 г. (Ф.852.оп.1.д.28.л.21).
На основании протоколов  постановлений  от 28 апреля  и 7 мая 1878 года совет рассмотрел годовые баллы учеников  I и II классов постановляет перевести без экзаменов в следующий класс воспитанников:    1 класс (л.21об.) ……… Коноплева ……
10.   – 5 ноября 1879 г. – [то же ]  (Ф.852.оп.1.д.28.л.48). 
11.    Ведомость об успехах 2 класса за 1879-1880 г. (Ф.852.оп.1.д.29.л.145об-146).
     Коноплев Василий  17 лет, сын крестьянина Шенкурского уезда. Окончил курс  в Шенкурском 2-х классном приходском училище, поступил в семинарию в 1877 г.
Число пропущенных уроков  19/20; Поведение 5; Способности 5; Прилежание 4; Закон Божий 5; Педагогика 5; Арифметика 4; Геометрия 4; Естествознание 4+; География 4; История 4; Черчение 4+; Чистописание 5; Рисование 4; Пение и музыка 4+;  Гимнастика 5; Переплет 4+; Замечания: похв. Перевод.
Из данного документа видно, что отец Василия Степановича – Степан Малахиевич Коноплев являлся волостным старшиной Устьпаденской волости. Должность эта выборная, что указывает на авторитет Степана Малахиевича среди односельчан.

Далее из Архивной справки Архангельского архива:
По окончании семинарии Директором народных училищ Архангельской губернии определен и.д. учителя Архангельского епархиального училища с 1 июня 1881 г. Тем же директором допущен к и.д. учителя 2-го класса Холмогорского 2-х классного училища 1 сентября 1881 г.
Исключен из податного сословия (податные сословия, в Российской империи в 18 - 1-й половина 19 вв. группы населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности)
и предложением Г. Попечителя Санкт-Петербургского учебного округа от 16 ноября 1881 г. утвержден в настоящей должности (инспектор Гатчинского городского училища) и в службе по Министерству народного просвещения.

Согласно прошения директором народных училищ Архангельской губернии уволен для поступления в Санкт-Петербургский учительский институт с 15 августа 1882 г. Следуемые с него за воспитание в Тотемской учительской семинарии 209 р., внесены им в Холмогорское уездное казначейство 9 августа 1882 г., каковым взносом освобождается от дальнейшей обязательной службы за полученную им стипендию.
Окончил полный курс в Санкт-Петербургском учительском институте, в чем имеет аттестат от 1 мая 1885 г. №367.
По окончании курса в Санкт-Петербургском учительском институте, распоряжением Г. Попечителя Дерптского губернского округа от 5 августа 1885 г. №3895 определен учителем Ревельского городского училища с 1 августа 1885 г.
Переведен по прошению и утверждению Почетного опекуна в Санкт-Петербургское училище глухонемых учителем 1 августа 1886 г. По высочайшему приказу 3 ноября 1887 г. утвержден в должности младшего наставника училища глухонемых 1 сентября 1887 г. Предложением Г. директора императорских театров от 7 сентября 1887 г. №526, переведен из Санкт-Петербургского училища глухонемых в Императорское театральное училище учителем приготовительного класса 7 сентября 1888 г. За участие в съезде по техническому и профессиональному образованию при Императорском русском театральном обществе в 1890 г. официальным отзывом Императорского русского технического общества от 15 марта 1890 г. №315, выражена глубокая признательность.
По предложению Г. Попечителя Кавказского учебного округа от11 июня 1891 г. №3729, определен на должность учителя приготовительного класса Кубанской учительской семинарии 1 июля 1891 г. Директором Кубанской учительской семинарии назначен преподавателем ручного труда при столярной мастерской семинарии с 10 октября 1891 г. с определением за это по 360 р.  в год.
        За руководство временными курсами ручного труда при Поливановской учительской семинарии в летние каникулы 1891 г. с отзывом Г. Попечителя Московского учебного округа от 30 ноября 1891 г. №17103, выражена благодарность.
Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 30 ноября 1895 г. №73, за выслугу лет утвержден в чине коллежского асессора со старшинством с 1 июля 1891 г.
        Всемилостивейше пожалован за отлично-усердную службу орденом Св. Станислава 3-ей степени 30 декабря 1897 г.
Приказом  Г. Попечителя Саенкт-Петербургского учебного округа от 10 октября 1887 г. №10, назначен на должность учителя-инспектора Гатчинского 5-классного городского училища с 1 августа 1897 г.
        Приказом Г. Попечителя Санкт-Петербургского учебного округа от 20 августа 1900 г. №8 назначен инспектором народных училищ Архангельской губернии с 1 июля 1900 г. в г. Кемь.
        Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 21 сентября 1901 г. №75 утвержден в чин коллежского советника со старшинством с 1 июля 1901 г.
Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 1 января 1903 г. №1 Всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны 3-ей степени.
        Высочайшим приказом  по гражданскому ведомству от 16 октября 1904 г. №78 произведен за выслугу лет в статские советники со старшинством с 1 июля 1904 г.
        Предложением Управляющего Санкт-Петербургским учебным округом от 4 июля 1905 г. №10346 перемещен на вновь утвержденную должность инспектора народных училищ  Устюженского уезда Новгородской губернии с 1 июля 1905 г. (Основание: Ф.61. Оп 1. Д.831. ЛЛ. 120-160)
     Тремя годами позже им была подготовлена - Школьная сеть Устюженского уезда (Составлена инспектором народных училищ В. С. Коноплевым и особой комиссией при уездной земской управе). Новгород, 1908. 30 с.

     Благодаря помощи Владимира Андреевича Коноплева были получены выписки из доклада уездной земской управы Новгородской губернии к уездному земскому собранию сессии 1910 г., которые, как нельзя лучше, характеризуют деятельность Василия Степановича и отношение к нему руководства.
     В докладах уездной земской управы земскому собранию сессии 1910 г. Новгородской губернии в разделе Школьные попечительства сохранилась следующая запись:

    «В заключение настоящего доклада до сведения Земского Собрания об оставления службы по должности местного Инспектора народного образования Василия Степановича Коноплева, по независящим от него обстоятельствам. Управа берет на себя долг засвидетельствовать перед Собранием, что земские школы уезда, благодаря неустанным заботам Василия Степановича, его внимательному отношению к нуждам и вопросам, сделали крупный шаг в направлении лучшей постановки дела преподавания. Точно также Управа, пользуясь ценными, основанными на знании дела и практическом опыте, указаниями Василия Степановича, касающимися хозяйственной стороны земских школ, имела возможность, в пределах средств, которыми располагала, улучшить и эту сторону дела. Наконец, Василий Степанович принимал самое деятельное и живое участие в разработке вопросов, как по введению в уезде всеобщего обучения, так и плана школьного строительства. Ныне, когда дело всеобщего обучения и строительства приблизилось к своему фактическому его осуществлению, участие такого лица, как Василий Степанович, в трудах по проведению в жизнь этих мероприятий, было бы еще более желательно и необходимо, чем предварительная разработка указанных выше вопросов. Поэтому Управа не может обойти молчанием отмечанныя заслуги Василия Степановича  и не высказать искреннего пожелания, чтобы он оставался и далее на службе в должности Инспектора в интересах дела народного образования».
     В предложения Управы в п.20 записано: «Выразить Инспектору народных училищ Василию Степановичу Коноплеву искреннюю признательность Земского Собрания за понесенные им в высокой степени полезные, одухотворенные любовью к делу народного просвещения труды и вместе с тем возбудить ходатайство об оставлении В. С. Коноплева на прежнем его месте, где он много лет трудился с огромной пользой для дела начального образования». (Каков стиль! ВК)

       Должен непременно отметить, что изучая архивные документы Архангельской губернии за 1805 – 1910 гг., я был поражен обилием самой разнообразной информации в различных областях жизни, подготовленной царскими чиновниками. Удивительно с какой тщательностью  издан огромный объем справочного материала.

     Понятно, что эти материалы о деятельности моего прадеда Василия Степановича Коноплева. вызывают ряд вопросов и умозаключений, потому, что представлена только формальная деловая сторона. А каковы его личные качества – моральные, нравственные? Этого в архивах нет и быть не могло.Единственный источник этих качеств Василия Степановича в быту прекрасно изложен в воспоминаниях его дочери Нины Васильевны (часть 2).
     Важно отметить, что именно Василий Степанович сдвинул родовую ветвь от крестьянства в научную и педагогическую стороны. Именно с Василия Степановича его потомки стали получать высшее образование. Его три дочери работали учителями, внук Борис Михайлович стал доктором технических наук, правнук Виктор – кандидатом наук, доцентом, праправнучка Татьяна – профессором медицины. Правнуки Владимир и Василий – инженером и врачом. Праправнуки все с высшим образованием и учеными степенями.
     Следует добавить, что потомки Василия Степановича стройные, высокие и физически крепкие люди. Были способны выживать в суровых условиях Севера – зимовка Бориса Михайловича, моя Таймырская эпопея. Нина Васильевна, несмотря на суровые военные годы, дожила до 97 лет.
     Другая сторона анализа событий из жизни Василия Степановича – это трудолюбие, работоспособность, упорство в достижении поставленной цели, непреклонность в отстаивании своей точки зрения. Умение выделить главное, определить верные пути выполнения задуманного, преодолеть возражения недругов – важнейшие качества, которые передавались его потомкам. Василий Степанович был политически смелым человеком и, например, не боялся высказать губернатору свою точку зрения (часть 2, воспоминания Нины Васильевны), хотя понимал последствия своего шага - министр Кассо предложил ему выйти в отставку.

---оОо---

      В заключении рассказа о предках, считаю необходимым упомянуть о важном свойстве, которое я испытывал на протяжении всей жизни. В трудную минуту я ощущал поддержку каких-то неведомых сил. Я эти силы называл Высшим разумом, т.е. то, что называют Богом. Возможно, что эта мысль была заложена в матрицу моего детского разума под воздействием бабушки Ольги Николаевны Носковой (матери моего отчима). Именно она настояла на моем крещении, обучила меня молитвам, которые я произносил перед едой и на ночь.
      
      Много раз эти силы помогали мне найти правильное решение, отводили возможную беду. Я верил своему «внутреннему голосу» и следовал его указаниям. Наконец, мне посчастливилось сформулировать это явление. Вернее, вычитать его у великого ученого и человека. У академика Натальи Петровны Бехтеревой. «Мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает».  Вот почему мне удавались оригинальные и верные идеи, поступки. Кто-то подсказывал мне эти действия. Но кто? Некоторые называют это интуицией, некоторые – предвидением, провидением. Не в этом ли состоит связь поколений и приемственность?               
      В старости я понял – это еще и мои предки, перешедшие в другой мир. Наталья Петровна на весь ученый мир заявила, что верит в вещие сны, альтернативную реальность и жизнь после смерти. Верила она и в Бога. От многих людей я слышал подобные утверждения.               
      Уяснив это, легко понять, как с помощью биоволн люди и животные могут общаться друг с другом, мгновенно получать информацию о событии, произошедшем за долгое время или расстояние. Начинаешь верить великому инженеру Николаю Тесла, который утверждал, что реализованные им идеи он получает из космоса - «В беспрерывном одиночестве ум становится все острее. Для того, чтобы думать и изобретать не нужна большая лаборатория. Идеи рождаются в условиях отсутствия влияния на разум внешних условий. Секрет изобретательности в одиночестве. В одиночестве рождаются идеи».               
      Прав Артур Шопенгауэр: «Кто не любит одиночества — не любит так же и свободы»  Философ писал: «...Каждое общество прежде всего требует взаимного приспособления и принижения, а потому, чем оно больше, тем пошлее. Каждый человек может быть вполне самим собою только пока он одинок. Стало быть, кто не любит одиночества — не любит также и свободы, ибо человек бывает свободен лишь тогда, когда он один. Принуждение есть нераздельный спутник каждого общества; каждое общество требует жертв, которые оказываются тем тяжелее, чем значительнее собственная личность...».               
               
      Вот почему я с величайшим уважением отношусь к своим предкам. Вот почему мне жаль людей не помнящих своего родства. Вот почему я приветствую постоянно возрастающее количество людей, отыскивающих корни своего Древа жизни.
      На фотографии Коноплевы Василий Степанович и Людмила Евгеньевна

                ---ооОоо---

 12 - 15 части искать по адресу:http://www.proza.ru/avtor/konvic  - список произведений