Ч. 3 Нормандская десантная операция

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/03/26/1787

В одном из очерках о британских разведчиках я писал о том, что британское Адмиралтейство обратилось к населению с призывом прислать фотографии, почтовые открытки и карты атлантического побережья. Население откликнулось, и Адмиралтейство получило свыше полумиллиона этих материалов.

Эксперты их проанализировали, сравнили с имевшимися картами и снимками аэроразведки. На основе анализа командиры получили такие карты, где были указаны мельчайшие подробности рельефа и различных деталей. Те карты, которые ранее имелись в Адмиралтействе, были составлены в 1895 – 1896 годах. Новые карты изготовили в количестве 18 миллионов экземпляров.

3-го июля 1943 года англичане ночью высадили первую из семи разведывательных групп, которые уточнили расположение немецких войск и взяли образцы почвы. Одна из групп была скомплектована из людей, свободно владевших  немецким языком. Все их переодели в немецкую форму, снабдили немецким оружием. Они собирали сведения в тылу под видом немецкого подразделения.

Все группы вернулись без потерь. В январе 1944 года разведка доложила, что пробы грунта, взятые на некоторых пляжах содержат торф и глину. Профессор физики Джон Десмонд Берналь предупредил: «Большая часть территории между Анеллесом и Ла-Ривьер окажется непроходимой для пехоты».
 
Направили снова разведчиков для взятия дополнительных образцов грунта, а в Париж послали французских геологов отыскать геологические карты Нормандии. Те отыскали четыре такие карты. Разведка доставила карты в Лондон.

 Специалисты из топографического департамента в Оксфорде изучили их и пришли к выводу, что прогноз Берналя черезчур пессимистичный, хотя, вероятно, несколько боевых машин пехоты будут потеряны.

Дополнительные сведения получили от подводников. У англичан имелись сверхмалые подводные лодки Одной из них, HMS X20,  командовал австралиец, лейтенант Кен Хадспет, отчаянный и опытный морской диверсант, один из самых знаменитых морских австралийских офицеров времён второй мировой войны.

После восемнадцати месяцев службы в атлантических конвоях,  он добровольно вызвался на «особо опасную службу». Прошёл подготовку на сверхмалых подводных лодках для участия в операции по потоплению «Тирпица» в Альта-фиорде.

 Большие подводные лодки англичан буксировали своих крошечных собратьев к берегам Норвегии, где им предстояло войти в фиорд, высадить боевых пловцов, членов команды,  а те должны были прикрепить магнитные мины к фашистскому кораблю.

Из шести сверхмалых подводных лодок одна погибла при транспортировке, другая вернулась из-за неисправности подрывного заряда. Оставшиеся четыре подлодки проникли в фиорд.

Одной из них, X10, командовал лейтенант Хадспет. На его лодке отказало электрооборудование. Он лёг на дно фиорда и всю ночь пытался отремонтировать его. Рано утром услышал взрывы и понял, что атака состоялась, нужно уходить.

С неработающим электрооборудованием он нашёл выход из фиорда, вышел в море, где сумел установить контакт со своей подводной лодкой, которая его буксировала.

Магнитные мины на корпус  «Тирпица» установили лйтенант Камерон (подлодка Х6) и лейтенант Плейс (подлодка X7). Их обоих схватили немцы, но линкор они вывели из строя до апреля 1944 года. Подводную лодку Х5, которой командовал лейтенант Хенти-Крир, потопили немцы, когда она приблизилась к линкору.

Получив новое задание, Хадспет четверо суток пробыл вблизи места высадки, изучая в перископ пляж, и эхолотом, исследуя дно.

 Экипаж подводной лодки состоял из четырёх человек. Две ночи подряд, по двое, надев водолазные костюмы, со специальным оборудованием, они обследовали пляжи. Им забыли дать ёмкости для взятия образцов, но находчивый лейтенант использовал для этого презервативы.

Две ночи проводили они работу, требовавшую огромного физического напряжения, на третью ночь были совершенно без сил, и вернулись на базу, держась только на таблетках бензедрина.

Посмотрите внимательно на фотографию подводника в сверхмалой подлодке, который регулирует глубину погружения. В ней можно было дремать, только сидя. Вы, наверно, догадались для чего около офицера стоит бидон. Места для заведения, которое на флоте называется гальюн, там не было.

 Сведения, доставленные подводниками, помогли командованию принять окончательное решение о высадке.

Союзное командование особенно беспокоилось о достижении господства в воздухе. Англичане хорошо помнили урок Дюнкерка. В Англии построили аэродромы, общей площадью около 100 000 гектаров, а суммарная длина взлётно-посадочных полос соответствовала дороге, шириной 10 метров и длиной 140 000 километров. Эти цифры поражают воображение.

Занимаясь строительством аэродромов, командование ВВС союзников организовало планомерное уничтожение аэродромов немцев и их предприятий авиационной промышленности.
 
Всё  познаётся в сравнении. За три с половиной года войны союзники сбросили на Германию 246 500 бомб. Если посчитать, то в среднем, около 6 000 бомб в месяц. А во время подготовки к высадке десанта в апреле 1944 года сбросили 82 000 бомб, а в мае – 163 000 бомб.

Высадку хотели начать на рассвете, но при этом на переходе должно быть лунное освещение, а после авиационной и артиллерийской подготовки должно было остаться 30 – 90 минут светлого времени. Такое сочетание бывает не больше трёх дней в месяц.

В июне 1944 года такими днями были 5,6 и 7 июня. Невольно вспоминается накрепко засевшее ленинское: «24-го рано, а 26-го поздно». Днём «D» назначили 5 июня.

Немцы, введённые в заблуждение хитроумной операцией англичан по их дезинформации, стянули свои главные силы к Па-де-Кале и с тревогой ждали хорошую погоду, памятуя, что союзники производили десанты всегда в хорошую погоду.

 Но, в то же время, несмотря на многочисленные свидетельства подготовки десанта, продолжали сомневаться в том, что он будет.

Мало того, немецкое командование ВВС 4 июня получило разведданные, что опасности неожиданного вторжения нет. Это был блестящий результат мероприятий союзников по дезинформации противника.

Начало операции, день «D», назначили на 6.30 – 7.55 утра в зависимости от условий приливо-отливных течений на пяти участках высадки. Две подводные лодки отряда боевых пловцов, уже знакомая нам HMS X20 и такая же HMS X23 подошли к месту высадки и оттуда доложили, что погода в районе пляжей близка к  штормовой.

Снова вызвали синоптиков к Эйзенхауэру, и те заверили, что это временное  явление. Эйзенхауэр перенёс высадку на 6 июня.

 Обе подводные лодки оставили в море, для обозначения крайних левой и правой позиций британско-канадской зоны высадки. На них установили сигнальные огни, невидимые с берега, но хорошо видимые с моря.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/03/29/2188