Корнет Елагин

Алексей Жуковский
Корнет Елагин

 Две части

Действующие лица

Елагин
Сосновская
Гринковский - бывший любовник Сосновской
Священник
Флоровский - сослуживец Елагина
Елена - подруга Сосновской
Гумбольт  -  полковник начальник части
Купец

Часть 1
Действие 1

(Ресторан на невском с музыкой, танцами, офицерами, дворянами  и пьяными купцами).

Елагин

я чувствую такую муку
 к высокому влечет меня
 и черт его знает к чему
 что грудь мою ломит
 хочу схватить неуловимый я мотив
 который как будто где-то слышал
 но его все нет и нет       


Флоровский

да брось дружище
посмотри вокруг
все счастливы от буйства плоти
и крепкого хорошего вина

Елагин

но нет мой друг
меня ты не обманешь
я чувствую что где-то там
в том мире смутном и прекрасном
найду я счастье и любовь
мотив я обрету и веру

Флоровский

держи бокал хорошего вина
смотри какие дамы
вон там у дальнего окна

Елагин (смотрит в сторону)

о да забыться
и мук порывы превозмочь

Сосновская

боже какая тоска какое томление
хоть бы землетрясение затмение случилось
свет скучен так смертельно скучен
в нем света мало и любви
но где же тот кого я полюблю
такого нет не может быть
какое неземное это слово-любовь
сколько ада и прелести в нем

Елена

да брось подруга не томи
вон кавалеры посмотри

Сосновская

о да солидные они

Купец (подвыпивший обращается к Сосновской)

послушай ты с Сибири я
там золото сапфиры и богатства
не счесть числом и разумом твоим
могу тебя с собою взять
в песке златом хоть каждый день купать
мы от столицы стольной далеки
приказы их не слышим
и потому свободны духом
и деянием своим

Сосновская

купец одет ты хорошо
не отличить тебя от франтов здешних
но речь твоя - ярмо земное
и от речей твоих хладит мне сердце
в лесу среди волков стоит твой храм
согреться в нем лишь шкурами звериными возможно
и деньги те в лесу не стоят ничего
душа моя там пропадет
и красота исчезнет быстро

Купец (другому купцу)

вот видишь здесь как будто бы не чтут богатства
и думают что нет здесь никому цены
а я ведь вижу сколько стоит все
и даже умереть бесплатно невозможно


(к сосновской) твоя цена - лишь чуточку дороже

Сосновская

купец ничтожное создание
в тебе лишь плоть горит а дух твой мертв
давно в аду горит

Купец (толкает Сосновскую)

молчи цена твоя упала
раз власть мою не признаешь

Елагин (заступается за Сосновскую,
отталкивает купца и выхватывает оружие)

как смеешь оскорблять ты даму
в том обществе где чтут порывы высшие
и ищут вечную любовь

Купец
ответишь за оскорбление власть имущих
сотру тебя я в порошок никчемный офицер

Елагин (направляет оружие в сторону купца)

испустишь дух ты в сей же миг
умрешь смердящий жалкий человек

Флоровский (пытается предотвратить убийство
В этот миг в зал заходит начальник части с офицерами)

Гумбольт    
   
война объявлена война
и офицерам в часть пора
мобилизация всем господа
пришло нам время доказать
российского оружия прославленную мощь
и русского солдата удаль
пусть каждый подготовиться к войне
и выполнит свой долг вполне.   


Флоровский (отпускает Елагина)

мой друг вся честь твоя лишь для войны
купец же сей достоин смерти но другой

Елагин 

любовь и война - вот честь моя

Сосновская

любовь и смерть - весь мир смотрит на меня
миллионами плотоядных глаз

(Сосновская Елагину)
я благодарна вам
готовы вы убить любого
кто попирает чувства
и превращает жизнь
в безрадостное развлечение

Елена

как некрасив был офицер
а вот  купец - хорош
и как все поменялось быстро
стремление к любви меняет нас
и придает нам неземное обаяние


Сосновская (к Елагину)

прошу вас навестить меня
чтобы смогла я высказать
всю благодарность
за смелый ваш поступок
 

Елагин

для меня огромная честь
быть вам полезным и служить
простым солдатом
у ног ваших.
 
   

 
Часть 1
Действие 2


(Загородный дом. Сосновская, Елена в гостиной)

Сосновская

я росла одиноко
за мной никто не смотрел
я была в своей семье
да и во всем мире всем чужая
одна женщина -да будет проклято ее потомство
развращала меня доверчивую чистую девочку
а во Львове я искренне полюбила
одного человека как отца
который оказался такой негодяй такой негодяй
что я вспомнит о нем не могу без ужаса
и он приучил меня к гашишу  вину
он возил меня в Константинополь
где у него был целый гарем
он лежал в этом гареме
смотря на своих голых рабынь
и заставлял раздеваться и меня
подлый низкий человек


 Елена

у каждой женщины есть тайна
которой не с кем поделиться
и унесет она с собой в небытие
ошибки и печали


Сосновская

о подруга верная моя
мужской мир полон соблазнов
он влечет нас своей непредсказуемостью
и неопределенностью
но часто ждут нас в нем разочарование
и несбывшиеся надежды


Елена

а как тебе тот офицер Елагин
которого мы ждем сегодня

Сосновская

пока что нечего сказать
лишь благодарностью заполнено все сердце

               

(Лакей докладывает о приезде Елагина. Елагин входит с большим букетов цветов)


Елагин

спешил я к вам
прекрасная погода
не вериться что скоро мы на фронт пойдем
и будем убивать друг друга во имя чести и присяги

Сосновская (в сторону)

как близок он мне
и это право чести на убийство
он послан мне судьбой и провидением

Елагин (в сторону)

я не узнаю себя
волнение томление и страсть
заполнили всю душу
это - любовь

Елена

позвольте мне покинуть вас
я в сад хочу сходить

(Уходит).

Елагин

я полюбил тебя
нечаянно нежданно
когда не веры нет
и нет мечты
когда душа
к войне готова
и вдруг - любовь
и вдруг -любовь
я полюбил тебя
так будь моею
пусть мир в разладе
пусть война
ты -путеводная звезда
моей любви
моей любви

Сосновская

и вдруг - любовь
так быстро
ведь я ждала ее
но все мне виделось не так
хотя кто знает как
приходит чувство


(Лакей объявляет о приезде Гринковского.)
 
 

Сосновская   

о боже мой  негодяй приехал
зачем он мучает меня

Гринковский
            
я в этих краях проездом
и рад навестить тебя
ведь я немолодой человек
и мне приятны воспоминания

Сосновская

знакомьтесь Елагин
он защитил меня он подлеца

Гринковский

я не могу уже давно
отличить подлость от добродетели

Сосновская

а вы и никогда не отличали

Гринковский (к Елагину)

сейчас война и вы как офицер
на фронт я думаю спешите

(к Сосновской)

И мне опять вас развлекать

Сосновская (Елагину)

хочу вас я сегодня на обед пригласить

Елагин

не смею отказать

(Елена возвращается из парка)

Елена (Здоровается с Гринковским. Про себя)

какой отвратительный человек
 


(Елагину)

хочу вам показать наш парк



(Уходят в парк)


Сосновская (Гринковскому)

зачем пожаловал

Гринковский

не знаю даже что сказать
ведь я учитель твой в том
мире где царит порок и тонкий аромат утех
и с этим миром нельзя
расстаться просто так
он манит и зовет тебя
ежеминутно

Сосновская

ты негодяй растлил меня невинную
ты хотел уничтожить во мне прекрасное
а взамен дать мне иллюзию наслаждения
но ты ошибся - мир полон счастья и любви
и в этом мире для тебя нет места


 
Гринковский

не обманывай себя
я живу в этом мире


(Обед. За столом Сосновская, Елагин, Елена и Гринковский )
 


    

Гринковский (тост)

хочу поднять бокал вина
за удачу которая владеет нашей судьбой

Елагин

удача - слабая надежда
для сильных духом

Елена

О вы мужчины несносные воители
И за столом бокалами сражаетесь

Сосновская

удача в жизни есть ведь непременно               
она ведет нас своей всесильной рукой к вратам земного наслаждения
прочь мысли мрачные давайте веселиться и радоваться мгновению

Гринковский

мгновение создает вечность
 
 
Елагин

хоть я и офицер
я верю больше не в удачу а в мужество
которое владеет нашей душой
когда не остается больше надежды
но все же пусть удача сопутствует в любви
тут я бокал свой поднимаю


      
 
(Елагин остается наедине с Сосновской)

Елагин

скажи мне
что не напрасно я приехал


Сосновская

бывает так - вдруг меркнет свет
и будто жизни больше нет
и в этот миг возникнет вдруг
необычайный яркий круг
и в нем стоит герой   
моя нежданная мечта
моя любовь - тебя ждала
теперь навеки мой ты
я не хочу тебя терять
чтоб вновь отчаянно искать
отдам тебе любовь свою
и душу забери мою
когда любовь в тебе
тогда и счастье
лишь скажи
что не напрасны все мечты
в них есть реальность - это ты
моя любовь моя любовь