Уроки латинского

Людмила Антипова
  МЫ ПРАХ И ТЕНЬ
Pulvis et umbra sumus

Мы прах и тень. Латынь бесчеловечна.
В ней нет обмана, но и нет надежд.
Всё исчезает, только Слово вечно
И ненависть к творцам - невежд.


1.    ПЛЕСТИ ВЕРЕВКУ ИЗ ПЕСКА.
 
Ex arena funiculum nectis.

Плетёшь верёвку из песка зыбучего…
Зачем плетёшь,али тоска замучала?
Песочным доверяй часам –
Там время тешится,
Струит песок то так, то сяк…
Решай – спасаться или вешаться.


2.           ОДНО СПАСЕНИЕ ДЛЯ ПОБЕЖДЕННЫХ - НЕ НАДЕЯТЬСЯ НА СПАСЕНИЕ.
 
Una salus victis nullam sperare salutem.

Не о спасении мечтать –
Одно спасение для побеждённых,
Во славе иль в пыли рождённых:
Себя по крохам собирать
И душу памятью стегать! –
Одно спасение для побеждённых…


3.         Прости…

Aeternum vale

Прости навеки…Это не прощенье.
Судьба найдёт.
За грех убийственного небреженья
Своё возьмёт.
И безответною любовью
Тебя сожжёт.


               Я КЛЯЛСЯ ЯЗЫКОМ...

4.            «Juravi lingua, mentem injuratam gero»
      
- Я клялся языком, но не умом я клялся!
- Ты лучше б онемел - и умным оказался.


                ЕСТЬ МЕРА В ВЕЩАХ...

5.            Est modus in rebus

Есть мера в вещах,
Но в вещах меры нет:
Талант не один в них зачах.
Лишь гению ведом Божественный свет,
Сокрытый в вещах, но в вещах меры нет.
Лишь в Боге есть мера и вера, и свет.

            РЕЧЬ ТВОЯ ОБЛИЧАЕТ ТЕБЯ...

6.      Loquela tua manifestum te facit.

Речь твоя обличает тебя…
Но увы – ты не склонен к молчанью!
А в молчанье великая тайна
И волшебный росток пониманья,
И надежда, сродни обещанью:
Есть душа, что услышит тебя…
Но ты вновь отверзаешь уста:
И пуста, и кичлива, - убого проста,
Перепонки докучной волной теребя,
Речь твоя обличает тебя.

7.    ЧИСТЫМ ВСЁ КАЖЕТСЯ ЧИСТЫМ
 
Castis omnia casta


Чистым всё кажется чистым.
Грязному – всё будет грязным.
О, как грязнули речисты!
О, как чистюли опасны…


8.      ЗА НАДЕЖДУ Я ДЕНЕГ НЕ ПЛАЧУ

            Spem pretio non emo 


Я за надежду денег не плачу.
Обманет пусть – я попросту заплачу,
Но каждою свершившейся удачей
Я крах своей надежды оплачу.


9.           ОСТАЁТСЯ КАК ЕСТЬ
 
                Sit et est

Пусть останется, как есть,
Большего – не надо.
Жизнь в каком-то смысле крест:
Высшая награда.