Загадка зла

Петр Шмаков
                Загадка зла. Придёт иной раз клиент на массаж, скажет несколько слов и потом целый день ходишь, словно чернилами облитый. Мой менеджер с прошлой работы, полька Люська, иногда встречается мне, вижу её издали. Она осталась, как и я, в Чикагском аэропорту, только я продолжаю работать массажистом, а она сменила специальность. Расстались мы больше трёх лет назад и всё равно, если я увижу её даже издали, настроение портится и в груди словно чёрное эхо.
 
                Говорят, некоторых людей охраняет дьявол. Поэтому им всё сходит с рук. Рано или поздно дьявол их предаст, конечно, но это лишь теоретическое утешение. Будут раз в год воскресать на бал сатаны, как у Булгакова. Тени зла, антиматерия. Будут кружиться в пляске на великом шабаше злых. Но главная загадка в том, что злыми они себя не считают. Даже теряешься, встречаясь с ними, уходит почва из под ног. Раскрываются они, как правило, когда у тебя нет над ними власти. Да и нельзя становиться с ними на одну доску и, скажем, хамить в ответ. Потом ещё хуже. Лучше ускользнуть. Впрочем, оптимального варианта нет, как нет и ответа на вопрос о природе зла и есть ли она вообще, эта природа.

                Лёшке однажды приснился сон о происхождении зла. Там выходило, что зло в виде потенциальной возможности существовало ещё до людей. Во сне оно имело образ чёрных змей, плававших в океане. Люди повылавливали всех этих змей и пожрали их. Таким образом, люди сделались источником всего зла в мире. Пришлось послать к людям гигантского белого змея. Во сне Лёшка слетал за ним на другую планету и притащил с собой. В тот момент змей существовал в виде небольшой белой змейки, которую Лёшка намотал на пояс. На Земле змейка быстро выросла в здоровенного змея и запугала людей, подчинив себе маленьких чёрных змей, сидевших в них.
 
                Мне этот Лёшкин сон не понравился. Сильно он смахивал на попытку оправдания дьявола. Булгаков в сущности сделал то же самое. О дьяволе я здесь рассуждать не хочу, да и не уверен, что он является реальной личностью, или сверхличностью. Но и вносить рациональность в природу зла тоже не собираюсь. Мне и каббалистические попытки объяснения зла не нравятся. Мне кажется, и добро и зло не могут быть рационализированы, объяснены. Но добро всё же ближе к доводам разума, хотя бы потому, что оно разум и породило. Зло ничего не порождает. Зло – разрушение. Недаром большая часть злых людей себя оправдывают и не соглашаются считать себя злодеями.