Письмо сестре из Оттавы в Тверь, 2014

Елена Кренна
Для начала, дорогая, скажу, что я – не враг ни тебе, ни России. И если я не одобряю Путина и его политику, то это совсем не значит, что я за Обаму горой. Я в нём, кстати, разочарована, хоть и радостно голосовала за него оба раза. Но ты постарайся слезть с водораздела «они и мы» и попробовать хотя бы услышать меня в письменном виде. Ну пожалуйста!

Политики врут везде; где больше, где меньше, на западе тоньше, а в России совсем грубо, потому что уверены, что их не поймают и не накостыляют по шее – некому. Президент в России стоит над законом, то есть у него такая неприкосновенность, какая Обаме и не снилась. Штучки типа Уотергейта, когда Никсон полетел, или клинтоновский позор на всю страну – это ты можешь себе представить в Росиии? На западе народ привыкает к мысли, что они – творцы демократии. Это, конечно, не так: как и везде, правят деньги и власть, но превалирующая идея всё-таки такая, что мы всё можем.

А на самом деле на западе всё, как у людей: и коррупция есть, и рука руку моет. Кстати, история, обыгранная  в «Левиафане», произошла на самом деле в Колорадо, правда, церковь там не была задействована. Обиженный колорадский мужик настолько осатанел, что приехал на своём бульдозере в горсовет и разворотил его. Не трожь моё! У них же на Колорадщине не было продразвёрстки, а у нас ужас и покорность перед властью уже на генетическом уровне.

Возвращаюсь к вранью и его квинтэссенции - операции «Крымнаш». Неужели ты действительно веришь, что наша власть бросилась защищать интересы русского населения? Кстати, в этом месте взгляни на первый абзац. Я не патриот Украины, просто высказываюсь ради соблюдения логики и справедливости. Любая война всегда ведётся под самыми прекрасными лозунгами типа «отвоюем гроб господен» и так далее. Ну вот смотри: власть, уютно сидевшая на нефтяной трубе, воровала несметные богатства и только что свою туалетную бумагу золотом не покрывала, в то время как – один пример с которым ты столкнулась весомо, грубо, зримо – онкология в подвластной стране пребывала в такой глубокой заднице. Народ никого из власти никогда не волновал. И тут вдруг они всё бросили и рванулись на помощь? Логика заставляет признать, что тут концы с концами не сходятся, и надо называть вещи своими именами: отхапали Крым. Организация хосписов и наведение порядка в онкологии, кстати, может и дешевле обошлись бы казне.

Дорогая сестрица, этноцентризм – восприятие своей нации как самой замечательной – это явление широко распространённое, нормальное и даже обязательное. Из него вырастают патриотизм и симоновские три берёзы. Но если этноцентризмом всё и ограничивается, отсюда рукой подать и до теории расового превосходства, потому что уж больно она привлекательна: ничего делать не надо, родился арийцем или русским, и гуляй себе. Я тебя уверяю, что японцы, китайцы, индусы, арабы и прочие тоже уверены, что они самые лучшие, самые культурные и нравственные на свете. Ничего в этом плохого нет, если только мы все не начнём лезть в драку по этому поводу. Я всё время возвращаюсь к тому, что единственный способ жить на свете – это то, что в социалистическое время назавалось «мирным сосуществованием», или то, что я определяю для себя как благожелательное любопытство к своему ближнему. И дальнему.

Мы с тобой уже говорили, что единственный способ вылезти из норы этноцентризма – это путешествовать, причём не так, как гоголевские крысы, которые пришли, понюхали да и прочь пошли. С налёту, да когда языками не владеешь, разобраться невозможно, это говорю я, Шер-Хан! Даже зная язык, без того чтобы влезть в шкуру, например, среднего американца - с их долгами, ипотекой, работой, разноцветными друзьями, проблемами и способами их разрешения - ничегошеньки не поймёшь. Пожив в средне-американской шкуре  пятнадцать лет, я теперь пытаюсь вжиться в Канаду. А туристом  прилетел, потыкался всюду, как в неудобных туфлях, и опять домой в мягкие тапочки – там, конечно, всё родное, привычное, понятное. Только у очень небольшой части населения есть возможность жить и работать в разных странах, поэтому мы в основном полагаемся на то, что нам преподносит телевизор и прочие средства телекоммуникации.

А в них каждый найдёт то, что ему по вкусу (это в США). Поэтому я ориентируюсь на New York Times или BBC: они за базар отвечают. В России, как я понимаю, почти все независимые средства массовой информации прикрыты, а по телевизору уж точно гонят сплошное зомбирование. Те, кто половчее и знают английский, спокойно находят всё, что надо в Интернете. Один наш общий приятель недавно поведал мне, что по «дуроскопу» сообщили, будто египетские пирамиды построили славяне, а порох изобрёл Сергий Радонежский. В общем, Россия – родина слонов, и советские микросхемы – самые большие в мире.

Знаешь, такая оголтелая пропаганда обычно свидетельствует о  существовании огромного комплекса неполноценности. Ну если ты твёрдо знаешь, что Россия – великая страна, на фига выдумывать всякую чушь?! Что, нам без этого нечем гордиться?  Это как западные горе-феминистки, ну просто в бараний рог сворачиваются, пытаясь доказать своё равенство. Меня всегда это удивляло: а зачем? Живи себе спокойно в полном сознании собственного достоинства, так ведь нет. Так и Россиия: почему мы обязательно должны хорошо выглядеть только на фоне кого-то еще, кому хуже, чем нам? «И при мысли, что Петрову тоже плохо, Сидорову стало хорошо.» (Кнышев). Ну неприменно Америку помянем, просто болезнь какая-то! В то же время в Америке и Канаде Россию никто не считает «костью в горле», как это подаёт товарищ Путин. Общее настроение нормальных думающих людей, я бы сказала, недоумение: что происходит? Зачем мир катится назад к войне?

Ты, когда сидела здесь у меня на кухне, сказала, что мир спасают только русские: и от татаро-монголов и от фашизма. Увы, это миф, как бы тебе не хотелось в него верить. От нас не убудет, если эти мифы развеются, я тебя уверяю, поэтому не цепляйся за них и не ужасайся, а сама подумай. Ну какие татаро-монголы? Россия просто случилась на их пути. С таким же успехом Европа могла бы приписать себе «спасение» России от Черной Смерти, потому что сначала вымерла половина населения там, а до России чума уже добралась на исходе и скоро кончилась. А потом наши князья тоже те ещё патриоты были: в большинстве держали нос по ветру, так что всех их записывать в герои и святые нечего.

Что касается победы над фашизмом, пора уже спокойно смотреть на этот вопрос, без истерии, без «не трожь святыню!». Кто разделил Польшу (Пакт Молотова-Риббентропа), тем самым развязав руки Гитлеру и дав ему возможность начать войну? Кто же как ни я, самая старшая, из присутствующих здесь дам – Россия, то есть Советский Союз. И то, что наши историки рядят нас в белые жертвенные одежды, нисколько не меняет сути: унтер-офицерская вдова сама себя высекла. Естественно, народ жалко, а что, товарищ Сталин до войны мало его сгубил? Людей у нас никогда не считали, уж чего-чего, а этого добра...

В России принято считать, что война была отечественной, и все кошмары были только у нас. И всё бы ничего, если бы не раздел Польши, не Финская война. Тут одно из двух: или мы всей страной сидим тихо никого не трогаем и собираем в полях ромашки или вмешиваемся в мировую политику огнём и мечом. Вполне естественно, когда враги залезли к медведю в берлогу, он ощерился, а до июня 1941 мировые военные действия нас не касались. Единственная страна, которая оттрубила Вторую Мировую от звонка до звонка это Великобритания (и Канада, которая в то время была её Доминионом).

Вот как я разошлась: целый манифест накатала. Ты только не сердись, не возмущайся, а просто прими к сведению. Мой взгляд на вещи тоже может быть ошибочным, да и без нас двоих есть полно идиотов, кторые готовы друг другу глотки рвать за родину, за Путина (бывш. Сталина). Так что let’s agree to disagree.

Твоя маленькая сестрёнка




Иллюстрация: Федерико Дзандоменеги, "Молодая женщина, пишущая письмо"