Томск. Записки путешественника

Галина Кошель
               
  Здание мэрии г.Томска, 1900-й год постройки.  Фото автора.   


                Монотонный, размеренный стук колес успокаивает. Поезд идет посреди степного снежного безмолвия. Часто мелькают лесополосы. Иногда появляются и тут же исчезают за окном деревеньки. Я еду на поезде в Томск. Такой вид передвижения мне непривычен, поскольку мы уже давно путешествуем либо на автомобиле, либо – самолетом.
               
                Последний раз ездила на поезде пятнадцать лет назад в Екатеринбург на научно-практическую конференцию. Двое суток на верхней полке. Было не очень удобно, но предвкушение ожидания новых впечатлений скрашивало все неудобства. Поездка та оказалась незабываемой, насыщенной, поскольку кроме встреч с новыми интересными людьми мне довелось увидеть красивый город, познакомиться с его достопримечательностями.

                А еще запомнилась та поездка мне потому, что тогда я чуть было не отстала от поезда. Состав был проходящим из Москвы и прибывал в Екатеринбург глухой ночью. Поздно вечером я уже была на вокзале. Спать совсем не хотелось, поэтому читала газеты в зале ожидания. Когда до прихода поезда осталось минут сорок я, устав от чтения, только на секунду закрыла глаза. И тут же задремала. Что заставило меня очнуться - не знаю. Когда я открыла глаза и взглянула на часы, то обмерла - по времени мой поезд уже готов был к отправлению. А тут и по громкой связи объявили об этом. Схватив немудреные пожитки, я кинулась на перрон. Запыхавшись, заскочила в вагон, еще не веря в свою удачу. Все-таки успела!

                И вот я вновь еду в поезде. Как хорошо сидеть у окна, никуда не торопиться, не спешить, ни о чем не думать. Вагон, покачиваясь, тихо постукивает на стыках. Мои попутчики – два молодых парня. Они о чем-то переговариваются, смеются. Я не прислушиваюсь к их разговору. Смотрю в окно на мелькающий зимний пейзаж. Середина марта, а вокруг лежит совсем нетронутое снежное одеяло. Что поделаешь – Сибирь-матушка! Уже пятый месяц стоит в наших краях зима. Снега нынче намело-насыпало столько, что превышены все мыслимые и немыслимые нормы. Да и морозами щедра была зимушка, не однажды за минус сорок переваливало.

                А поезд идет и идет. Проплывающие за окном деревья на фоне белой степи темнеют своими голыми стволами и кажутся безжизненными, окаменевшими от морозов. Даже не верится, что пройдет совсем немного времени и они оживут, зазеленеют. Прилетят перелетные птицы и будут на них строить свои гнезда.
               
                Почему-то весной птицы летят с юга через наш город ранним-ранним утром. Сон еще одолевает тебя, держит крепко, но неожиданно в приоткрытое окно спальни врывается веселый птичий гомон, наполняя во сне сердце беспричинной радостью. Ты просыпаешься с предощущением чего-то хорошего и уже наяву слышишь, как птицы кричат, шумят, галдят… И понимаешь – всё, весна пришла!
               
                Почему птицы с юга весною летят?
                Путь далёкий, тяжёлый, опасный…
                Год от года свершая свой странный обряд,
                Непонятный, зовущий, прекрасный…
                Что их гонит, зовёт в эту дальнюю даль?
                В южных странах им места хватает.
                То ль за счастьем летят, то ли гонит печаль,
                Силой крылья их что наполняет?
                Каждый год по весне на прилёт их смотрю.
                Как у маленькой дух замирает…    ***               

                Всего в наши края прилетают около двухсот видов пернатых и сразу начинают вить гнезда. И не только перелетные, но и птицы, что зимуют у нас, тоже начинают обустраивать себе жилище, чтобы вывести птенцов. Как-то вездесущие сороки облюбовали себе для гнездовья дерево рядом с нашим домом, поэтому за ними любопытно было наблюдать из окна. Птицы настойчиво таскали на дерево разный строительный материал – большие и маленькие сухие ветки, прутики. Делали они работу основательно, на совесть. Видела, как однажды сорока, положив очередную принесенную в клюве ветку, несколько раз попрыгала на своем увесистом сооружении. Видимо, проверяла гнездо на устойчивость, а может – старалась уплотнить его дно, чтобы ветер не задувал в жилище будущего потомства. Сверху над гнездом сороки нагородили навес, наверное, от непогоды, потому вход в него обустроили сбоку.

               А за окном по-прежнему мелькают разъезды и небольшие полустанки. На станциях поезд останавливается всего на две-три минуты, затем вновь его колеса катятся по рельсам, приближая мою конечную станцию. В больших городах стоянка довольна продолжительна. Можно одеться, выйти и подышать свежим морозным воздухом. Давно уже стемнело. Небо ясное, в россыпи звезд. За окном уже появляются темнохвойные деревья – пихта, ель, кедр. Глубокой ночью поезд прибыл на станцию Тайга. Здесь он стоял долго, не меньше полутора-двух часов. Пропустил несколько составов и вновь двинулся в путь. Скоро рассвет.

              Утром мы прибыли в Томск. Город встретил меня приветливо – солнцем и оттепелью. Может он вспомнил меня? Когда-то давно я приезжала сюда поступать в университет. Но мне тогда не повезло, Томск не стал для меня родным. Однако он навсегда остался в моей памяти красивым студенческим городом, в котором живут славные и добрые люди.

              Кстати, Томск – старинный сибирский город, расположенный на берегу реки Томь, которая является притоком Оби. 1604-й год считается годом его основания. В январе 1604 года в Москву ко двору Бориса Годунова с  челобитной отправился князь эуштинских татар Тоян. В челобитной была просьба о приёме его народа в русское подданство и о возведении на реке Томи острога для защиты эуштинцев от нападений воинственных соседей - енисейских кыргызов и калмыков.

              Уже в марте того же года царь Борис Годунов послал своих представителей с заданием основать город в татарской земле на берегу реки Томи. Кроме того, предписывалось завести вокруг города государеву пашню и привести в подданство российскому царю окрестные народы. К началу октября 1604 года был построен первый острог, просуществовавший чуть более 40 лет.

              Когда он пришел в негодность, то на Воскресенской горе был выстроен второй острог, возвышающейся над правым берегом Томи. Это всего в 60 км от её впадения в Обь и недалеко от устья таёжной речки Ушайки.

              Томск стал важным стратегическим военным центром, в течение всего XVII века обеспечивавшим безопасность местного населения, спасавшим жителей от набегов кочевников.

              Томск - старейший в Сибири крупный образовательный, научный и инновационный центр. Здесь имеется 9 вузов, 15 НИИ. Создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа и 6 бизнес-инкуботоров. (Бизнес-инкубатор – это организация, занимающаяся поддержкой проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации).
              Томск богат памятниками деревянной и каменной архитектуры XVIII—XX веков.


*** Отрывок из стихотворения Татьяны Сергеевой Аминовой


Продолжение http://www.proza.ru/2017/03/30/1847