Аюб Шахобиддинов Я против шаблонов в кино

Анастасия Павленко
Аюб Шахобиддинов:«Я против шаблонов в кино»

Аюб Шахобиддинов относится к новому поколению узбекских кинематографистов, которые, пытаясь найти свой путь в искусстве, поднимают его на более высокий уровень. Творчество Шахобиддинова - это синтез глубоко национальной культуры и европейской философии, это попытка заглянуть вглубь происходящих событий и увидеть (но не разгадать) за кажущейся простотой некую тайну. Его фильмы даже если они сняты на частной киностудии, ни чьими не перепутаешь, потому что, во-первых, это профессионально, во-вторых, имеют особую, присущую только Шахобиддинову, поэтику.


- Мы встречаемся накануне открытия Первого Международного кинофестиваля «Золотой гепард» в Ташкенте, где вы представлены как член жюри. Но еще летом вы были  председателем жюри смотра-конкурса «Начало». Трудно оценивать чужое мировидение?

- Смотр-конкурс короткометражных игровых фильмов «Начало» проходил в рамках подготовки к нынешнему фестивалю современного кино. Было представлено более 30 работ молодых кинематографистов, а также студентов и выпускников Государственного института Искусств Узбекистана. Судить короткие метры всегда трудно, потому что все заявленные на конкурс работы к нам попадают безо всякого отбора, смотреть приходится все. Однако на этот раз порадовало то, что молодые режиссеры взялись за такие серьезные темы, как нравственные ценности, попытались философски передать образы, и главное, в их фильмах есть адресный план. Пусть это сделано пока одной камерой и при помощи настольной лампы, но это уже наметки настоящего кино, которое нужно поддержать, направить. А в «Золотой гепард» попали только фильмы-победители «Начала», чтобы не снижать общий уровень демонстрируемого мирового искусства.

- Сейчас каждый, кому не лень и у кого есть средства, пытается оставить после себя кино. И каждый уважающий себя киновед непременно отметит низкий уровень подобного опыта. А что Вы об этом думаете?

- Я сам снимаю фильмы на частных студиях, до последнего времени регулярно был в курсе всех коммерческих киноновинок. Но сейчас я временно отошел от чтения сценариев, потому что это затягивает: как в спорте, хочется снять, а потом попасть в рейтинг, понравится зрителю и так далее. А профессионализма действительно не хватает, читаешь сценарии и видишь, как автор невнимательно относится к слову,иногда приносят попросту неграмотные тексты с примитивными и странными диалогами. Авторы сценариев уже наперед знают, какие сцены в фильме будут «ударными». А ведь режиссер только в процессе работы над фильмом может понять это, выявить из подсознательных слоев. У нас этого не понимают и пытаются тем самым надавить на режиссера. Конечно, если взяться за такой сценарий, можно сделать хороший фильм, который широкая аудитория воспримет на «ура!», но для режиссера это будет лишняя трата времени и не продвинет его профессионально. Я же хочу делать фильмы не по шаблону, пусть даже это будут и коммерческие ленты.

- У Вас есть авторитеты кинематографии?

- Мне очень много дал режиссер Сергей Соловьев, преподававший во ВГИКе. Его короткие замечания, умещающиеся в одну-две фразы, давали понимание всей работы, которую я делал. А из мировых классиков - Микеланджело Антониони, говоривший со зрителем через визуальные образы о невозможности любви в наше время, о забвении чувств, об одиночестве. Кшиштоф Кесьлевский, чьи фильмы очень просты и ненавязчивы, как беседа со старым другом. И конечно, Ингмар Бергман, потому что гений. Они заставляли людей задуматься.

- В Ваших фильмах во главе угла часто стоят взаимоотношения мужчины и женщины. Это дань излюбленной теме или возможность сказать в этом вопросе что-то новое?

- Вопрос любви  всегда был и остается очень сложным. Все мои персонажи с трудом находят общий язык с противоположным полом, поначалу вовсе отрицают любовь. В мужчинах упрямое желание «не любить» продиктовано жизненным опытом, перенесённой когда-то психологической травмой. В «Юрте» сын главного героя, пастуха и последнего джадида в одном лице, упрекает отца в малодушии, который из жалости женился на немой девушке и пошел на поводу условностей. В «Поздней жизни» неожиданно возникают отношения между, казалось бы, абсолютно разными по духу людьми - редактором известной газеты и продавцом мяса, скрывающим, кстати, свою тягу к чтению книг. Сценарии со спорным отношением к любви меня всегда привлекают, как и недосказанность. Вообще, если режиссер твердо знает, что и как он хочет сказать зрителю, то становится предсказуемым, а это уже неинтересно. Когда Антониони спросили, почему он не снимает историческое кино, хотя вполне мог
бы это делать, мэтр ответил: «Я в себе и в настоящем еще не разобрался». Вот и я пытаюсь, каждый раз снимая фильм, разобраться в сути вещей, а любовь - это благодатная почва для поиска.

- А Вы сами верите в любовь?

- Идеальной любви не существует, но всегда есть место крепкому, не сиюминутному чувству. Из многочисленных жизненных наблюдений могу сказать, что чем мужчина образованнее, чем шире у него кругозор, тем с большим трепетом он относится к женщине. Нет потребительского «хочу». В «Затмении» того же Антониони главная героиня Виктория так определяет свое чувство: «Я желала бы не любить или любить тебя слишком сильно». При этом она объясняет, что когда люди сильно любят друг друга, то понимать им нечего. Они - единое целое, ни тот, ни другой просто не представляют себя в отдельности. Страсть ли это, либо настоящие чувства - для обоих должны оставаться загадкой максимально долго.

-  Феллини однажды сказал, что любое искусство автобиографично. Согласны с этим утверждением?

- Вполне. Если фильм снят качественно, с полной самоотдачей, то потом, пересматривая его спустя несколько лет, ты видишь себя со стороны. Это не биография в полном смысле этого слова, это летопись метафизическая. Каждый фильм как страничка личного дневника, куда ты записываешь свои мысли, переживания. Все свои снятые ролики, учебные фильмы или телевизионные передачи я сохраняю, чтобы потом их заново пересмотреть и понять себя прежнего.

- На днях Вы завершили съемки очередного фильма. О чем на этот раз хотите поговорить со зрителем?

- О красоте. Действие нового фильма с рабочим названием «Паризода» («Гурия») разворачивается на фоне сельского быта. Молодой человек, житель кишлака, неожиданно
встречает странного вида девушку, непонятно откуда взявшуюся. Ей дают кров, но впоследствии она начинает всем мешать, и девушку каждый раз вынуждены передавать из рук в руки. Этот фильм о неумении видеть прекрасное, воспринимать его в качестве духовного наполнителя. В нашей жизни, к сожалению, часто можно наблюдать, как красота становится либо объектом вожделения, либо используется в корыстных целях, становясь порой тяжким бременем для самого носителя красоты. История, показанная в фильме, хотя в ней и присутствуют мистические нотки, взята из жизни. В реальности главная героиня, оказавшись в похожей ситуации, покончила жизнь самоубийством. У нас несколько иная концовка.

- Как относитесь к критике, наградам, славе?

- Спокойно. Просто нужно делать честно свою работу, и здесь следует ставить вопрос не о том, что ты получишь за нее, а насколько справишься с поставленной задачей. Фестивали в биографии режиссера просто так не появляются. А насчет критики, если она профессиональная, то я всегда прислушиваюсь, пытаясь посмотреть на свой фильм другими глазами.

- Работа над каким фильмом принесла Вам наибольшее удовлетворение?

- Больше всего труда было вложено в «Юрту», но и моральное удовлетворение, и
признание критиков я получил от нее же. Съемки со скудным бюджетом проходили в горах Сурхандарьи, можно сказать, фильм сделали из минимализма. С самого начала был подобран хороший ансамбль актеров. Рискнули взять Назима Туляходжаева, хотя раздавались мнения, что, мол, у него не совсем азиатская внешность, слишком интеллигентный вид для чабана. Но по ходу развития событий в фильме все это оправдывается, ведь он наследник джадидов, человек-загадка, а не обычный пастух.
Прямолинейную и яркую коммерческую картину «Иной» после «Юрты» было снимать легче. Но здесь я получил другого рода удовлетворение в виде хорошего отклика у обычного зрителя.

- Всегда ли зритель оправдывает Ваши ожидания?

- Отечественный зритель в этом плане очень отзывчив, хотя это касается, в основном, коммерческого игрового кино. Например, «Иного» я смотрел вместе с полным зрительным залом и слышал комментарии людей, пусть иногда грубоватые, но достаточно меткие. «Юрту», к сожалению, я с отечественным зрителем не смотрел - среди десяти-пятнадцати человек, сидящих в зале, режиссера сразу заметят (смеется). А вот в Анапе, на «Киношоке», пока сидел в зале, аж весь вспотел от напряжения. Зритель там очень сдержанный. Моя лента была показана в последний день фестиваля, подумал,
что фильм вообще не понравился, а потом, когда вышел в фойе, подходили люди и поздравляли. Если при демонстрации коммерческого фильма зал будет молчать, то продюсеры посчитают это провальным проектом. Но коммерческое кино - это
тоже кино.
Взять хотя бы американские блокбастеры, которые собирают огромные кассы, но при этом многие из них несут определенную идею. Пусть она будет заключена всего в одной небольшой фразе, но ради нее создадут массу спецэффектов, как в «Титанике». В Голливуде налажен процесс поиска и воплощения идеи. У нас хорошая идея не всегда может воплотиться, а в хорошем воплощении она не всегда видна. К сожалению, узбекского кино, как явления, в мировой практике пока не существует. Мы только на подступах к этому. Узбекское кино еще ждет неординарных людей и, конечно, новых идей. Думается, что первый Ташкентский кинофорум будет способствовать этому.






Факты
• Аюб Шахобиддинов родился 26 мая 1977 года.
• В 1999 году окончил Ташкентский государственный театрально-художественный институт (режиссерский факультет).
• В 2002 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (режиссер игрового кино). С 2002 года режиссер киностудии «Узбекфильм».
• В 2008 году получил звание «Заслуженный деятель культуры Республики Узбекистан».
ФИЛЬМОГРАФИЯ:
• «Тюльпан в снегу» (2004) - режиссер-постановщик, Гран-при молодежного кинофестиваля «Ижодий парвоз», информационный показ на Каннском Международном кинофестивале в 2005 году.
• «Кургилик» (2005) - режиссер-постановщик. Диплом молодежного кинофестиваля «Ижодий парвоз», информационный показ на МКФ Start в Баку (2005).
• «Юрта» (2007) - режиссер-постановщик (картина удостоена приза за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Киношок» (Россия), приза МКФ «Звезды Шакена» (Казахстан), приза жюри МКФ в Турции).
• «Телба» (2008) - режиссер-постановщик (приз M&TV в 5 номинациях)
• «Поздняя жизнь» (2011) - режиссер-постановщик.



Статья опубликована в 2011 году.