Воспоминания о театре. Часть первая

Татьяна Гармаш
           К Международному дню театра.

   После моего переезда с Севера в Тольятти (произошло это в январе 1973 года), я первым делом принялась осваивать город. Помню, как нас, сотрудников кинотеатра «Авангард», куда я устроилась работать киномехаником, возили на экскурсию на Автозавод. Это было незабываемое впечатление! Такие площади, такой размах! Мы ходили с разинутыми ртами. Всё было интересно, а особенно – конвейер, где собирались новенькие автомобили "Жигули".

   В общежитии, куда меня устроили знакомые, я подружилась с девушкой Зоей. Вместе с ней мы ходили в кино, на танцы. Был тогда в городе и свой театр оперетты. Однажды мы смотрели там оперетту про Гарибальди, которая называлась «Чёрный дракон».

   Когда наступило лето, мы стали ездить загорать на Волгу. Как-то вечером, гуляя в городском парке, познакомились с интересными ребятами. Они потом пригласили нас прокатиться на другой берег Волги на «Омике». Это была очень романтичная поездка: с песнями у костра и ночёвкой в палатке.

   А осенью мы с подругой Зоей записались в танцевальную группу известного в городе ансамбля песни и пляски «Жигули». Находился он во Дворце Культуры им. 50-летия Октября. Из-за моей посменной работы я не могла посещать все занятия, поэтому обучение танцам шло медленно и до выступления на сцене дело так и не дошло. А так хотелось научиться легко двигаться! Но я не оставляла надежды и продолжала ходить на занятия. На всю жизнь запомнилась мне мелодия и слова песни, под которую мы отплясывали в репетиционном зале – «Кнопочки баянные». Но однажды, во время короткого перерыва, я заглянула в большой зал Дворца. Там шла репетиция спектакля Народного драматического театра. Увиденное перевернуло всю мою жизнь.

   Помню, что Новогодний праздник я ещё встречала в танцевальном коллективе, а в январе 1974 года мы с Зоей решили перейти в Народный театр. Там с радостью принимали всех желающих в молодёжную студию. Первое время мы, разумеется, никаких ролей не получали и нигде не участвовали. Мы просто ходили по вечерам на занятия студийцев и слушали нашего молодого режиссёра. Звали его - Анатолий Анатольевич Берладин.
 
   Надо сказать, что первое время нас сильно смущал его весьма неопрятный и затрапезный вид. Длинные нечесаные волосы, мятые брюки, какие-то немыслимо широкие вязаные джемпера и жилеты чуть не до колен. По дороге домой мы с Зойкой частенько хихикали, вспоминая нашего режиссёра.

   Но прошло немного времени, и мы просто перестали обращать на это внимание. Мы весь вечер могли просидеть, разинув рот и настроив уши, как локаторы. Поскольку всё, что он нам рассказывал, было очень интересно!

   Мы открывали для себя неизвестных нам прежде поэтов, драматургов, художников. Я до сих пор помню репродукции картин литовского музыканта и художника Чюрлёниса, которые он нам показывал. Благодаря ему, я на всю жизнь полюбила стихи Евгения Евтушенко, рассказы Михаила Зощенко. Я познакомилась с драматургией Арбузова и Вампилова. Невозможно перечислить всего, что он смог нам передать.

   Весной 1974 года моя подруга по общежитию Зоя решила с театром завязать. Она поставила себе цель - выйти замуж. И она действительно уже осенью удачно вышла замуж и переехала жить к мужу в город Жигулёвск. Я была у неё свидетелем на свадьбе. К тому времени мы уже обменяли жилье с Севера и всей семьёй жили в Тольятти. По просьбе Зои в день свадьбы жених забирал невесту не из общежития, а из нашей квартиры. А потом, дабы сохранить своё семейное счастье, Зоя решила завязать и с нашей дружбой, ибо муж стал интересоваться - почему Таня продолжает заниматься в театре, а Зоя нет? Для меня театр оказался важнее замужества.

***

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/27/1201