Шахноза Ганиева то, что осталось за кадром

Анастасия Павленко
Имя Шахнозы Ганиевой, автора и ведущей программы «Звездо¬пад» на узбекском телеканале «ТВ-Марказ», давно стало этало¬ном профессионализма в журналистике. Вот уже третий год ее передачи о людях-легендах прошлого и настояще¬го республики волнуют наши сердца. Но Шахноза Ганиева сама живая легенда. На протяжении долгого времени именно она, будучи корреспондентом информационной программы «Время» на первом российском канале, вела на 250-миллонную аудиторию стран СНГ репортажи из зоны военных конфликтов в Цент-ральной Азии, поднимала острые социальные проблемы, делала сюжеты об интересных людях и событиях нашей страны. И в преддверии профессионального праздника журналистов у нас есть возможность пообщаться с этой удивительной женщиной.

- У вас огромный опыт работы в журналистике, поэтому хотелось бы узнать ваше мнение о том, в чем заключена главная миссия журналиста в обществе?

- Рассказывать людям о фактах. А вот как - все зависит от жанра, в котором работает журналист - информационном, аналитическом или художественно-публицистическом. Одним из сложных всегда считался жанр информации. В мире существует понятие, что об уровне масс-медиа можно судить по количеству новостных выпусков, как они делаются, насколько оперативны, объективны и так далее. Поэтому человек, который работает в жанре информации, должен быть вездесущим, «всеядным». 15 лет я посвятила информационной программе первого российского канала - «Время», где большей частью делала сюжеты, связанные с политикой, экономикой, социальной и культурной жизнью стран Среднеазиатского региона и, прежде всего, Узбекистана. Но то, что интересно и хорошо воспринимается местным населением, не всегда вызывает особые эмоции у 250-миллионной аудитории в другой части света. И с этим нельзя не считаться.

-Но сегодня вы, делая программу «Звездопад», работаете в совершенно ином жанре.

- И я счастлива. Я с большой радостью делаю то, что мне очень близко и дорого: об известных людях и явлениях в культурной жизни Узбекистана, без которых невозможно представить развитие страны. Конечно, время не стоит на месте, и приоритеты меняются, но в «Звездопаде» я пытаюсь показать непреходящие ценности.

- Ну а как вы относитесь к тому, что некоторые журналисты пытаются манипулировать фактами ради сенсации?

- Ни при каких обстоятельствах нельзя жертвовать правдой. Такое кредо когда-то во мне воспитала программа «Время», где всегда требовались полная самоотдача и честный труд. Поэтому для меня неприемлема подтасовка фактов ради сенсации. А острые проблемы в СМИ в том или ином аспекте нужно вскрывать обязательно. Это для того, чтобы в обществе намечался прогресс.

- Однако здесь имеется опасность, что информация может вызвать панику среди людей, грань-то очень тонкая...

- Все это зависит от совести и профессионализма журналиста, который должен поставить перед собой вопрос, что он хочет: сделать сенсацию, а заодно порой и имя, или помочь решить проблему, обратив на нее внимание общественности? Я не поддерживаю некоторых своих коллег, которые ради «кричащего» материала жертвуют правдой, не считаются с людьми, приукрашивают события или, наоборот, сгущают краски.

- Первая ваша специальность - искусствовед. Что же привлекло вас в профессии журналиста?

- Это дело случая. На телевидении моя деятельность началась с того, что я подготовила пару передач из Государственного музея искусств, после которых в студию поступило немало звонков от зрителей. Ведь для журналиста всегда очень важно иметь обратную связь с аудиторией, это большой стимул для дальнейшей работы, появляется желание совершенствоваться. И в тот момент меня поддержал заместитель председателя Гостелерадио Узбекистана Убай Бурханов, который пригласил в литературную редакцию телевидения, где я проработала 10 лет. Иногда по делам приходилось бывать на Центральном телевидении в Москве, там меня заметили и предложили стать корреспондентом в программе «Время». Три месяца я упорно отказывалась, мне казалось нереальным видеть себя в сюжетах посреди хлопковых полей или со спортивных мероприятий. Но со временем пришли и эти навыки. Говорят же, «искусство - это дитя требований», вот и я всегда подтягивалась к этому уровню. Тем более со мной рядом работали такие профессионалы, как оператор Дмитрий Коробкин. Я горжусь своим коллегой, который сегодня известен не только как оператор Среднеазиатского бюро программы «Время», но и кинорежиссер. Например, он снял интересную историческую ленту «Ярослав. Тысячу лет назад», а также работал с Людмилой Марковной Гурченко над фильмом «Пестрые сумерки».

- Наверняка помните каждый свой сюжет. Были особо любимые?

- Каждый сюжет - история для журналиста. Где только бывать ни приходилось благодаря своей профессии. Иран, Киргизия, Афганистан, Китай... Работала в Будапеште, Сеуле, Джидде, Сиэтле, вела репортаж из Люксембургского дворца в Париже, из Иерусалима на Рождество Христово, дважды освещала сессию ООН в Нью-Йорке... Всего не перечислишь. Порой материал делался на ходу, не было времени на долгие раздумья. Текст писался в самолете, потом в служебной машине, которая гнала от аэропорта до телецентра 100 километров в час, потому что до передачи на спутник нужно было успеть сделать монтаж и наговорить текст.

- Хорошо помним вас в камуфляжной форме, ведущей репортажи из «горячих» точек Центральноазиатского региона. На это не каждый мужчина решится, а тем более восточная женщина. Не испытывали страха во время этих съемок?

- Первый раз с подобным чувством я столкнулась в 1992 году в Таджикистане во время гражданской войны. Обстановка была крайне нестабильная. Помню, приходилось выезжать не одну неделю в четыре часа утра в Ходжент, чтобы взять последнюю информацию с места событий. Тогда я поняла, что наша профессия небезопасна, потому что как только я появлялась с микрофоном в руке, меня окружала плотная толпа незнакомых людей. Записываю интервью, а сама не знаю, кто стоит за моей спиной и
что будет в следующую минуту. Подобное испытала и в Киргизии, и у нас в Бричмулле, когда проводилась военная операция по зачистке боевиков. Мы, конечно, не производили съемки прямо во время боевых действий – нас попросту никто туда и не пустил бы. Но мы шли нога в ногу за военными, и  все-таки в тот момент я не испытывала страха, главное было - сделать материал. Это сейчас думаю, Боже мой, как я выдерживала? Все эти переезды, перелеты, вертолеты, самолеты... Как это мы на лодках через Амударью переправлялись из Афганистана с таджикскими репатриантами? А сколько с талибами было сложных ситуаций? Но я вспоминаю те моменты с благодарностью, потому что не жила как Премудрый пескарь в норке, а увидела мир таким, какой он есть, познакомилась с огромным количеством удивительных личностей. Вообще, величайшей привилегией для человека я считаю возможность трезво оценивать жизнь. Не витать в облаках, а быть адекватным тому, что происходит вокруг. И профессия журналиста дает такую возможность.

- Но журналист Шахноза Ганиева сегодня сильно отличается от Шахнозы Ганиевой,  которая работала в программе «Время».

- У каждого жанра свои правила. Было бы нелепо вести «Звездопад», чеканя каждое слово, как в репортажах, где все должно быть четким, ясным, тут же доходить до сознания зрителей. В сегодняшних моих передачах совсем другая стилистика.

- Бытует мнение, что профессиональный журналист должен быть универсальным. Согласны ли с этим суждением?

- Знаете, все зависит от того, в какую среду попадает журналист. Я попала в программу «Время», где нужно было быть универсальным. А сейчас я вновь в той стихии, откуда, собственно, и пришла.

- Как подбираете героев для своих программ?

- В истории Узбекистана было столько выдающихся личностей, и когда обладаешь огромным количеством информации, то хочется ею поделиться. А цикл «Звездопад» показывает самое «настоящее» - не во времени, а в качестве. Не могу пройти мимо уникальных явлений и людей. Ну, разве не заслуживает внимания замечательный художник-постановщик Зебо Насырова, работающая не только в отечественном кинематографе, но и с известными зарубежными режиссерами?

- Свойственно ли вам недовольство своей работой?

- Я редко остаюсь довольной своей работой, часто, пересматривая уже вышедшую в эфир передачу, вижу свои ошибки. Идет постоянный анализ. Иногда смотрю и думаю - вот здесь надо было сказать так, монтаж сделать несколько иначе. Я считаю, что у творческого человека вообще не должно быть успокоения, самодовольства. А если оно вдруг появится, то уже надо ставить точку на профессии.

-  А как вы относитесь к критике «со стороны»?

- Спокойно. Каждый человек имеет право на свое мнение. Когда мне его честно высказывают, то внутри не поднимается никакого протеста. Конечно, не совсем приятно слышать критику в свой адрес за спиной, но и этих людей я понимаю. Вообще, если критика аргументирована, а не сказана «мимоходом», лишь бы поругать, если она идет на пользу твоему делу, я всегда готова ее выслушать.

- Можете отпарировать замечание?

- В крайних случаях, когда задеваются личностные принципы, когда говорят, а зачем вы сделали передачу об этом человеке, мол, это неинтересно. Вот тогда я докажу этим людям, в чем интерес и почему они не поняли меня.

- Существует понятие - рейтинговые программы. Что, по-вашему, сегодня способно поднять передаче рейтинг?

- Я никогда не думаю о рейтинге во время работы, только о профессиональном долге. Мне важно вложить свою душу, а будет передача рейтинговой или нет - решать зрителю. Когда меня останавливают на улице и спрашивают, а где можно посмотреть спектакль, фильм или выставку, о которых упоминалось в программе, - вот это для меня лучше всякого рейтинга. Это настоящий праздник.

- Должна ли «духовность» в век рыночных отношений быть товаром и приносить прибыль?

- Это сложный вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Допустим, если проводятся какие-нибудь значительные фестивали, куда вкладываются внушительные средства, то замечательно, когда они окупаются. А культура всегда была такой сферой жизни, в которую нужно вкладывать, и не факт, что это сразу вернется. Из истории мы знаем много выдающихся личностей, которых не понимали современники. Только спустя десятилетия приходило осознание того, что это были гении, опередившие свое время.

- Вот и Ван Гога признали только после его смерти...

- Мы как-то одновременно о нем подумали. Он действительно не мог продать при жизни ни одной своей работы. Даже когда однажды некто захотел купить его «Красные виноградники», Ван Гог, потрясенный этим фактом, просто взял и подарил свою картину. А взять художников эпохи Возрождения, которых часто обманывали и не платили за их титанический труд ни копейки. Я в душе до сих пор не могу смириться с тем, что Моцарт был похоронен в общей могиле... Но важно помнить, что у каждого периода свои приоритеты, и только время  расставляет все по своим местам.

- И напоследок, что могли бы пожелать своим почитателям и коллегам?
- Ничего не бывает просто так в этой жизни, для достижения высот в профессии нужно сильно потрудиться. И большое счастье, когда труд доставляет удовольствие. А вообще, я часто желаю людям душевного равновесия. Старайтесь жить в ладу с самим собой, чтобы потом сказать, как Франсуа Виньон: «Трещит мороз, а я вижу розы мая!»


Факты
• Шахноза Ганиева - внучка Наби Ганиева, основоположника узбекского кино, со-здавшего такие хрестоматийные фильмы, как «Тахир и Зухра», «Похождения Насреддина».
• С 1988-го по 2003 годы Ш. Ганиева ра¬ботала корреспондентом информацион¬ной программы «Время» первого россий¬ского канала.
• В 2009 году Ш. Ганиева стала лауреа¬том премии M&TV Awards за лучший теле-визионный проект года - авторскую пере¬дачу на «ТВ-Марказе» «Звездопад».

Опубликовано в 2010 году. Фото muloqot.uz