Ешшо чего!

Татьяна Александровна Андреева
Недавно я побывала на презентации Альманаха грязовецких (город Грязовец - районный центр Вологодской области) самодеятельных поэтов, выступала с отзывом. 

Очень нелегко отзываться о стихотворных трудах людей, мало знакомых с правилами стихосложения, но пишущих от всей души, вдохновенно воспаряющих над обыденностью и стремящихся постичь тайны творчества. 

Чтобы подбодрить их и не обидеть, я процитировала слова Михаила Веллера о том, как надо работать над текстом, чтобы он приобретал грамотный и художественный вид.  М. Веллер советует всем без исключения авторам, опытным и неопытным,  упорно и долго работать над текстами – «писать, читать, перечитывать» свои произведения и «править, пока не треснет!»  Я и сама так делаю.  И тут мне вспомнился давнишний случай из собственной практики, который я немедленно поведала аудитории. 

Как-то раз, я, по приглашению, приехала в один районный центр нашей области, послушать стихи местных поэтов и почитать им свои.  Меня принимала подруга, учительница русского языка и литературы, и очень просила уговорить поэтов больше работать над стихом, исправлять ошибки, придерживаться правил стихосложения, изучать эти правила, прислушиваться к специалистам.  Подруге часто приходилось редактировать их творения. 

В районном центре, где постоянно живёт три тысячи человек, в то время было тридцать самодеятельных поэтов!  Они регулярно собирались и читали друг другу свои произведения.  Как это водится в подобных объединениях, если в них нет разбирающегося в поэзии человека, да ещё с твёрдой позицией критика, то все, главным образом, восхищаются талантом друг друга и не видят недостатков и промахов.  При этом они начинают свято верить в свою непогрешимость и талантливость.  Я уже знала этих милых людей, не хотелось обижать их, хотя я твёрдо обещала подруге выполнить её просьбу, и придумала оригинальный, как мне казалось, ход.  На встречу я взяла три варианта одного своего стихотворения, решив на собственном примере показать, как надо работать над стихом.  При полном сборе поэтов, в мёртвой тишине я изложила свои доводы и прочла все три варианта своего стиха. 

Выступил только один поэт, бывший тракторист и механизатор, но, как я поняла, он говорил за всех:

- Переделывать стихи?  Ешшо чего, пусть читают, как вышло, ведь я от души писал!  А из ваших стихов мне всё равно первый вариант больше нравится, он простой и не заумный! 

Тогда я не нашла что ответить и с неприятным ощущением подпорченного авторитета вернулась к подруге. 

Русский человек задним умом крепок – уж потом я поняла, что надо было ответить поэту-механизатору.  В стихе и сердце, и ум должны присутствовать, а слушателей и читателей, а тем более поэтов, уважать надобно, вот так.

Грязовецким поэтам история понравилась, они обещали изо всех сил работать над своими стихами.

14.03.2017