Сказание о стенке болгарской

Константин Крюгер
        В пору юношеского взросления и позже я активно поддруживал с молодыми продавщицами. От них я узнал много интересного из торгового «закулисья», что очень помогло в дальнейшем и существенно облегчило жизнь в стране тотального дефицита. Именно на этом этапе  совершенно развеялась моя  наивная  газетно-книжная вера в равнодоступную для всех граждан возможность купить любой товар, появляющийся в продаже.  «Соцреализм» нашей торговли базировался на  новых  для меня терминах  - «телефонное право», «гешефтмахер» и, наконец, «по блату». Но именно история приобретения  болгарской стенки особенно запомнилась мне как первое проникновение в неизведанный и полный загадок  Мир Советской Торговли.

         Подаренные на бурно отпразднованную свадьбу деньги мы с Галкой решили потратить на обустройство нашего жилища.  Мечта и идея-фикс моей юной жены - импортная стенка - на тот момент выглядела для нас призрачной и недостижимой  химерой. Близкий приятель тестя, он же  зам.директора известного на всю Москву мебельного магазина на Нагорной на дружескую просьбу отреагировал немедленно: «Я бы с радостью, но мой магазин постоянно пасёт ОБХСС на предмет «левых» продаж, да и на импортные стенки у меня разнарядок не бывает, не тот уровень! Я поговорю с коллегами из центральных точек, может они чем-нибудь помогут».
         Уже через пару дней он перезвонил: «На все импортные гарнитуры запись по открыткам минимум на полгода вперёд! Но есть один вариант!».  О варианте опытный  специалист по торговле мебелью рассказал только при личной встрече. «Про мебельные магазины можно забыть! Во всех, без исключения, на стенки  запись, особенно, на импортные. Никто из продавцов подставляться не будет:  место денежное и, как правило, покупное! Но изредка мебельные гарнитуры продаются в хозяйственных, им подкидывают для выполнения плана. Там на мебель очередей нет, нужно только подгадать момент!», - просвещал профессионал, сидя у нас на кухне и с удовольствием употребляя выставленный тестем импортный коньяк.
         Тесть значился обычным сотрудником  Внешторга, как  по малолетству и неопытности я и полагал какой-то период .  Но спустя некоторое время, сложив известные факты: безвылазное проживание на территории торгпредства в течение двух лет командировки и работа начальником первого отдела в различных объединениях Министерства между командировками, я понял, что к внешней торговле и торговле вообще мой старший родственник имеет весьма отдалённое отношение. И, вообще, всеми видами покупок в семье занималась тёща, более сведущая в реалиях повседневной жизни. Её житейской смекалке мог бы позавидовать любой толкач-снабженец, и именно она определила будущий  триумф всего предприятия.
         По наущению жены любимый тестюшка, служивший на тот момент в ВТО «ЭкспортЛес»,  отзвонился своему коллеге – начальнику первого отдела объединения «МебельИнторг» и провёл с ним искусно подготовленные ушлым приятелем-мебельщиком переговоры.
        Через пару недель тёща  вечером вызвала меня на кухню для сугубо «мужского» разговора: «Константин! Тебе необходимо завтра быть с деньгами  к открытию магазина «Хозтовары»  на Коломенской!  Подойдёшь к директору и скажешь, что ты от Замарайского. Дальше он тебе расскажет, что делать!».
         К девяти утра я «как штык» стоял у входа в магазин на Судостроительной. После открытия предприятия торговли я около часа  барражировал по почти пустому торговому залу, осматривая выставленные образцы. Отдел мебели представляли невзрачная кухонная тумбочка, складной деревянный стул и убогая трёхногая табуретка. Внезапно ко мне приблизился местный подсобник в синем халате и совершенно невежливо поинтересовался : «Какого … ты тут отираешься?!». Выглядел он дохловатым недоростком, и немедленно был отправлен по известному адресу. Второй подход он осуществил уже в компании рослого приятеля, по внешнему виду - неоднократно отсидевшего грузчика. Из-под расстёгнутого, надетого на голое тело халата виднелась мощная грудная клетка, плотно расписанная монохромными рисунками направления «шансон»: «У тебя чего, здоровья лишок? Сказали – вали отсюда!». Этого персонажа посылать было чревато. «Проводите меня, пожалуйста, к директору магазина!», - вежливо, но твёрдо настоял я.
        В глубинах магазина в небольшом скудно обставленном кабинете за видавшим виды канцелярским столом восседал интеллигентный мужчина средних лет. Сразу бросались в глаза дорогие японские часы на тонком запястье.  Серые импортные брюки, неяркий пуловер с вырезом и белая сорочка с галстуком дополняли незапоминающийся облик  директора. «Какие проблемы?», - без всякого энтузиазма поинтересовался он. Я чётко отрапортовался. В глазах моего vis-;-vis зажёгся огонёк понимания, и он сразу перешёл к делу: «Как только мне позвонят, что машина с мебелью на подходе, я выйду в торговый зал и заменю кассиршу. Ты сразу же станешь  первым в кассу и подашь мне в окошко этот товарный чек!», - с этими словами директор  вручил мне заранее выписанный документ, в котором чёрным по белому было начертано каллиграфическим почерком «Стенка мебельная. Производство - Болгария. Цена 650 руб.». Мой последующий вопрос  «Как же я её домой отвезу?» изрядно повеселил руководителя торгового предприятия: «Мебель здесь даже не будет выгружаться! Ты заполнишь документы на доставку, и вам привезут её прямо домой!». «А посмотреть? Чтобы без брака и царапин!». «Не волнуйся, лично всё проверю! Что я, не понимаю! Останетесь довольны», - заверил меня «хозяин» магазина.
       Через полчаса томления в торговом зале я заметил, как кассирша втихомолку покинула застеклённую будку, и её место занял директор в накинутом поверх цивильной одёжки синем халате. Я, как и было велено, стремительно приблизился к кассе, у окошка которой уже находился представительный гражданин в строгом костюме. По знаку из окошка гражданин пропустил меня вперёд, заняв место за мной, а за ним тут же пристроилась пышная дама министерской наружности. В этот момент, как по мановению волшебной палочки, за окнами магазина припарковалась длинная фура, и уже знакомая пара грузчиков приоткрыла бортовые двери. Одновременно к кассе подошёл шофёр – экспедитор и просунул в дверь сбоку товарно-транспортные накладные. Сразу же в зале началась непонятная суета, раздались выкрики «Мебель привезли!», и очередь выстроилась «отсюда  и до завтра».
         После «обилечивания» трёх первых покупателей директор громко объявил: «Кто за мебелью, можете не стоять! Товар распродан!» и покинул будку, незамедлительно занятую кассиршей. Поднявшийся шум и крики в зале резали уши, слышались отдельные возгласы  «Тут ловить, вообще, нечего!  Всё давно распродано по блату!» и «Всех торгашей давно пересажать надо!». Кассирша, абсолютно не реагируя на внешние раздражители (видимо, привычная), быстро и деловито  оформила мне доставку и сборку.  Выяснив, что мебель привезут в течение двух дней, я покинул гостеприимный «Хозяйственный», по-дружески кивнув на выходе грузчикам.
         Вечером, обмывая в кругу семьи удавшееся мероприятие, тесть раскрыл внутренний механизм сделки: «МебельИнторг» пообещал поставить три Болгарских мебельных гарнитура Пролетарскому ХозТоргу на условии, что один комплект будет отгружен  сотруднику ВТО. Районный Торг отправил весь груз в «Хозяйственные Товары» на Судостроительной, добавив к уже имеющемуся обязательному условию своё пожелание отпустить ещё одну стенку их доверенному лицу, а уж третий гарнитур директор волен реализовывать самостоятельно». Из озвученной схемы я понял, что крупный гражданин за мной представлял собой ХозТорг, а «министерша»  - интересы невыразительного директора. 
        Через день тройка разбитных молодцов споро и умело осуществила монтаж импортного гарнитура, всячески нахваливая производителя за полную комплектность составляющих, а также винтов, шурупов и прочего крепления, отгруженных с запасом.
         Директор магазина сдержал слово: ни малейшего брака, ни единой царапины - собранная стенка смотрелась потрясающе. Восторгу Галки не было предела, но больше всех радовалась тёща, принимая заслуженные похвалы за успешное руководство всей операцией.

         Замечательная болгарская стенка простояла ещё много лет. Наша дочь, родившаяся спустя четыре года после запомнившейся покупки, успела даже подрасти настолько, что дотянулась  до выдвижных ящиков с документами и от души разрисовала мой диплом о высшем образовании зелёным фломастером.  Эта зелень в дальнейшем вызывала регулярные нарекания кадровиков  при каждом моём трудоустройстве.