Сотвори радость очерк

Светлана Ким 3
    «ВСЕ, ГОТОВЯЩИЕСЯ СТАТЬ  ПОЛЕЗНЫМИ ГРАЖДАНАМИ, ДОЛЖНЫ СНАЧАЛА  НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ЛЮДЬМИ.» Эту мысль высказал около ста двадцати лет назад отец русской хирургии Николай Иванович Пирогов.
     Она вспомнилась мне невольно, когда я познакомилась в Альметьевске с воспитательницей дворовой детской комнаты №4 Галиной Михайловной Шабановой.
    Есть такая категория людей, которые несут в себе заряд преобразования.  И неважно, в какой сфере деятельности их труд будет приложен. Везде они вносят свой оттенок  отношений, свою «изюминку», как мы привыкли говорить.
    По сути  дела, с нуля пришлось начинать Галине Михайловне, когда она  четыре года назад пришла в детскую комнату. Специфика работы исключала почти полностью какое-либо заимствование. Нужно было опираться  на свой прошлый опыт и чутье искателя-новатора. В школе все было ясно. Планы к урокам, занятия, подготовка к ним, проверка знаний учащихся, апробированная методика.
    А здесь, в детской комнате?  Определена лишь цель: создать для детей наиболее рациональный досуг, тем самым заметно убрав дозу губительного бездельничания, последствия которого принимают иногда угрожающие формы…
    Зона ее действия – сто два дома. Внушительно, ничего не скажешь. Тут уже количество подопечных исчисляется не десятками. Подворные обходы почти каждый день. Пяти рабочих дней недели явно не хватает. Галина Михайловна выделяет для этого и субботу.
    Мне повезло. Была как раз суббота. На скамейке – пожилая женщина. Галина Михайловна издали приветствует её, называя по имени и отчеству:
    - Как вы себя чувствуете? Выглядите просто отлично!
    - Да вот ездила в Среднюю Азию, отдыхала.
    - Прекрасно! Придите к нам, расскажите ребятишкам, что видели.
    Шабанова отлично понимает, как важны встречи подростков с людьми старшего поколения, чей жизненный опыт и знания расширяют и углубляют мир ребенка, укрепляют авторитет взрослых в ребячьих сердцах. Ценно то, что дети убеждаются: героическое не где-то там за романтическими далями или в кино и книгах, но и здесь, в твоем же или соседнем доме, а, может быть, и на одной площадке.
    Сколько взволнованных слов появилось, например, в тетради отзывов после разговора с пенсионеркой  Валентиной  Степановной Козловой! О счастье жить в Советской стране, о патриотическом долге, о преклонении перед женщинами-матерями, великими труженицами. А ведь тема беседы была гораздо уже – «О хлебе насущном». Но Галина Михайловна сумела так преподнести  его непреходящую ценность, так внушить уважение к благородному  труду хлеборобов, что, как признается Аня Илюхина, «подняла хлеб в наших глазах до небывалой высоты».
    Своеобразную школу для мам и пап, бабушек и дедушек открыла Галина Ивановна. «Занятия» здесь проходят рано утром, до начала рабочего дня. Сто пятьдесят человек – явление обычное. Беседы носят не абстрактный, теоретический характер, а построены на конкретных фактах, наблюдениях и выводах вдумчивого педагога.
    На рабочем столе Галины Михайловны я нашла дюжину толстых тетрадей, альбомов, блокнотов.
    Меня заинтересовала книга-анкета, авторами которой являются сами ребята.
   На первом листе Шабанова написала тридцать тщательно продуманных вопросов. Цитирую некоторые: «Задумывался ли ты над тем, какую пользу приносишь людям или можешь принести? Можешь ли назвать человека, которого очень уважаешь, всегда прислушиваешься к его мнению, кто -  он? Есть ли у тебя друзья? Что больше всего ценишь в них? Что тебе нравится  в самом себе, а что – нет? Умеешь ли ты творить радость для других? Знаешь ли ты пенсионеров-одиночек, которым нужна твоя забота и ласка?»
    Листаю еще несколько страниц. Там уже - ребячьи почерки. Это ответы.  Может быть, первая в жизни попытка подростка заглянуть в самого себя и сформулировать свое отношение к окружающим…
    Ринат Трофимов: "Радость для других, я думаю, творить умею. Ценю в людях честность, доброту и человеколюбие. В самом себе нравится то, что я не останавливаюсь на достигнутом, не боюсь трудностей, ценю время, люблю дело довести до конца."
    Галя Тряпочкина: "Больше всего ценю  в людях те черты характера, которые позволяют сохранять и укреплять  дружбу в любых условиях. В самой себе  мне нравится то, что я не могу спокойно пройти мимо человека, который отчего-то страдает. Не нравится моя вспыльчивость. Пытаюсь преодолеть."
    Лилия Фахрутдинова: "В себе нахожу немало недостатков. Особенно много борюсь со своей несдержанностью, но пока сдвиги небольшие. Наверное, что-то неправильно делаю."
    Короткие, нескладные порой исповеди. Но как они дороги воспитателю!
    Галина Михайловна работает летом с детьми по большому плану, который составляется вместе с ними. По пунктам можно определить разнообразие интересов и разносторонность детских увлечений, которым пытается дать целенаправленность их чуткий старший товарищ. Здесь и туристические походы по родному краю, клуб любителей кино, дежурство «зеленого патруля», экскурсии на предприятия, поездки в Бугульму, Набережные Челны, на озеро за коллекциями, поход в лес с проведением конкурса на лучший букет, конференция по прочитанным  книгам, спортивные соревнования.
    Поистине нужно быть «стрелочником», как любит говорить Галина Михайловна. Суметь распознать в любом подростке его индивидуальные наклонности и попытаться развить их до уровня глубокого увлечения.
    Галина Михайловна уверена, что иной раз подростки поступают дурно не только потому, что они не знают, как правильно поступать в той или иной ситуации. Этому надобно учить. Быть сильным и богатым душой, любить людей и думать о них. Свои педагогические раздумья она обобщает так:
   - Миссия школы, воспитателей и общественности - очень тонкая, деликатная. Мы должны соблюдать чувство меры, когда говорим об отрицательных поступках ребенка, чтобы не подвергать инфляции наше слово. Пусть подросток сам думает о своем поступке. Когда я вижу в глазах детей мысль, слышу их размышления, начинаю чувствовать биение пульса их духовной жизни.
    Дети в присутствии Шабановой чувствуют себя совершенно раскованно. Это то счастливое ощущение свободы, когда нет уродующей застенчивости, когда реализуются самые лучшие эмоции, когда человек на деле пробует быть таким, каким он хочет быть.
    Помню, был один из обычных летних дней. Дверь детской комнаты  то и дело открывалась. Возле порога без всякого предупреждения оставлялись тапочки, туфли, босоножки. Девочки проходили в зал, где стояло пианино. Подыгрывая себе, начинали петь.
    Мое внимание привлекла маленькая длинноногая девочка. Было такое впечатление, что внутри нее звенит, не стихая, веселая мелодия, не давая ей присесть ни на минутку. Она выплясывала то с одной, то с другой девочкой,  то обнимала в порыве подруг, то подбегала к пианино и, аккомпанируя себе,пела. Аниса Камаева, так ее зовут, остановилась среди комнаты, широко раскинула руки, желая обнять что-то невидимое, и с неподражаемым детским восторгом воскликнула:»Вы знаете, бывают такие моменты, когда хочется петь перед всем земным шаром!»
    Семьи, где приходится бывать  Шабановой, действительно, из тех, что требуют особого внимания.
   … Из последней квартиры Галина Михайловна выходила заметно помрачневшей. Двенадцатилетний мальчик находился в колонии. Отец его только что вылил на Шабанову весь поток раздражения и горечи.
    -Давно тревожит меня эта семья. Отец сам не однажды был судим. Мальчишку жаль. Я с ним много раз вот в этой комнате разговаривала. Долго не открывался, а потом привязался ко мне. Чувствую, как будто родным стал. Мы с мужем его даже усыновить мечтали. Да вот сорвался и попал в колонию...
    Лето – в разгаре. Насыщенной делами жизнью живет дворовая детская комната №4 в  Альметьевске. В две смены дежурят пионервожатые – комсомолки старших классов. Действуют тимуровцы, согревая своей заботой пожилых людей. Регулярно заполняются дневники, вносятся наблюдения, размышления.
    А когда придет сентябрь, комната по-прежнему будет оживленной, так как здесь на учебное время по расписанию обоснуется продленка, где  приобретать жизненную мудрость  поможет  чуткий воспитатель Галина Михайловна Шабанова.
                Светлана КИМ. Газета «Советская Татария». 1973 г.