Мой путь к Розанову

Семенов Сергей Александрович
 В жизни каждого человека есть люди, оказавшие на него огромное влияние. Для меня одним из таких людей стал Василий Розанов, русский писатель, мыслитель, публицист. Интересно проследить, как мы приходим к таким людям, как мы находим их? Мое знакомство с Розановым началось с "Уединенного". Вернее с вечера в Доме Лосева, посвященного 100-летию со дня издания книги Розанова "Уединенное" (1912 г.). К тому времени я уже несколько лет ходил на лекции в библиотеку истории русской философии и культуры "Дом А.Ф.Лосева" на Арбате. Меня всегда привлекала философия, и с течением времени все больше. Разумеется, был интерес и к западной философии, но так сложились обстоятельства, что в Москве я не нашел пути к учреждению культуры, которое специализировалось бы на западной философии. Поэтому пришлось довольствоваться философией русской. При этом я не хочу сказать, какая философия лучше или хуже. Есть достойные представители философской мысли как на западе, так и у нас.
 
  До этого я уже слышал имя Розанова, и мне захотелось узнать о нем, в том числе и об этой книге, поподробнее. Книгой "Уединенное" Розанов создал новый жанр - жанр жизни мысли. Чтобы создать что-либо новое, необходимо как раз создать новый жанр. Не следует загонять мысль в определенные жанровые рамки. Язык Розанова, которым была написана эта книга, оказался настолько своеобразен и оригинален, что Брюсов потребовал создать институт по изучению его языка. По глубине произведений Розанова, в том числе и "Уединенного", не было ему равных не только в России, но и в мировом масштабе. Говоря о Розанове, нельзя не упомянуть о нем как пророке. Он, утверждая, что крушение Советской власти произойдет через 3-4 поколения, предсказал это событие с точностью до года.
 
  Тайная беда Розанова состояла в том, что он очень хотел стать философом, старался быть умнее, чем есть на самом деле. Но лишь написав книгу "Уединенное", можно сказать, что он нашел самого себя. Эта книга взорвала русское общество. Розанов, любил дом, всю свою жизнь пытался построить его, но дома своего фактически не имел. Все дети, родившиеся у Розанова, оказались вне закона, так как он не состоял в законном браке со своей второй женой В.Д.Бутягиной. Поэтому, создание "Уединенного" можно расценивать как создание Розановым некоего идеального дома. Книги, вышедшие после, явились продолжением "Уединенного".

  Жанр "Уединенного" представляет собой жанр философского эссе. Издание этой книги было событием, и Розанова можно рассматривать как следующую вершину после Пушкина. Книгу "Уединенное" ждала непростая судьба: вскоре после издания книга была арестована, часть тиража уничтожили.
 
  В ХХ веке в рамках модернизма появилась литература "потока сознания", связанная в основном с именами Фолкнера, Джойса. В "Улиссе" Джойс конструирует свой текст. У Розанова же возникает "органика". Он воспринимал мир, как его воспринимали в архаике.
 
  Естественно, что после этого вечера у меня возникло желание прочитать "Уединенное". Читать я привык бумажные книги. Поиск печатного варианта "Уединенного" привел меня в "Библио-Глобус". В результате я стал обладателем книги-миниатюры издательства "Фолио", Харьков, 2010.

  После прочтения "Уединенного" я вспомнил, что в 2001 г. купил, но читать не стал и поставил на полку книгу: Василий Розанов. Листва (из рукописного наследия. М.: "Лаком-книга", 2001 - 368 с. Серия "Золотая проза серебряного века". Как пишет составитель этой книги А.Н.Николюкин, в издание была включена выборка наиболее интересных и значительных записей из вновь обретенных текстов, которые семь десятилетий хранились под спудом запертых архивов: "Сахарна" (написанная в 1913 году), "Мимолетное" 1914 и 1915 годов, "Последние листья" 1916 и 1917 годов, новые страницы "Апокалипсиса нашего времени", неоконченная книга "Возрождающийся Египет". Разумеется, я эту книгу также прочел.

  В 2015 году одна знакомая моего сына, бывшая в то время аспиранткой на философском факультете МГУ, подарила ему на день рождения "Опавшие листья" Василия Розанова в 2-х томах. Первый том включал в себя собственно "Опавшие листья", второй - комментарии к первому тому, причем объем комментариев был больше объема оригинального произведения (В.Розанов. "Опавшие листья". Санкт-Петербург: Издательство "Пушкинский дом", 2015). Комментарии (автор В.Ю.Шведов) были интересны тем, что включали в себя выдержки из писем Розанова и других произведений, относящихся к затрагиваемой проблеме, и они были, пожалуй, даже интереснее самих "Опавших листьев", т.к. в письмах Розанов высказывался по тем или иным вопросам более откровенно, чем в произведении, предназначавшимся для печати.
 
  Когда сын показал мне это издание, сопроводив словами "что мне с этим делать, может кому-нибудь подарить?", глаза мои загорелись, и я сказал ему: "Подари мне", - что и было сделано. Так я на два года был обеспечен высокоинтеллектуальным чтением.
 
  Конечно, нельзя сказать, что я ознакомился со всем творчеством Розанова. Будем считать, что этот процесс только начался и подарит мне еще много волнующих и запоминающихся минут прикосновения к творчеству выдающегося русского мыслителя конца XIX - начала ХХ века.