Перед Полем Куликовым. Глава 1 из 4 раздела книги

Николай Прокофьевич Скуратов
                Николай Скуратов
  Историческая монография «Свет забытой Непрядвы - 2023» содержит 3 Приложения и 4 Раздела:
   Оглавление
  Рецензия: «Где ты, Поле Куликово?
  Введение в книгу
  Предисловие к пятому изданию
  Раздел 1. Два Каменных Коня
    1.1. Лебедянский Каменный Конь
    1.2. Ефремовский Конь-камень
    1.3. Мифология Красного холма
  Раздел 2. Древние дороги Верхнего Подонья
    2.1. Донской водный путь и Столповая дорога
    2.2. Турмышская дорога на Старый Данков
    2.3. Дубок на Дрысинской дороге
    2.4. Сарматская дорога
    2.5. Ногайская дорога на Гусин брод
    2.6. Михайловская дорога
  Раздел 3. Древнее казачество
    3.1. Экскурс в историю казачества
    3.2. Сторожевая служба Лебедяно-Данковского края
    3.3. Междоусобица
    3.4. Основание нового Данкова
    3.5. Казачьи поселения Лебедянского края
    3.6. Большое Попово и Малое
  Приложение 1. Карты и фотографии
  Раздел 4. Свет забытой Непрядвы
    4.1. Перед Полем Куликовым
    4.2. Две Непрядвы
    4.3. Красный холм в Чуровом крае
    4.4. Кузьмина Гать
    4.5. Легендарный, летописный Березуй
    4.6. Дорожная карта Куликова поля
    4.7. Куликово Поле
    4.8. Последние бои Куликовской битвы
    4.9. Могилы Куликовской битвы
    4.10. Оружие Куликовской битвы
    4.11. Древнейшие памятники Куликовской битвы
 Приложение 2. Галилей на Куликовом Поле
    П2.1. Парад участников
    П2.2. Ольховой и Галилей на Куликовом Поле
    П2.3. Краткий анализ документов о Куликовом поле
    П2.4. Фильм о Куликовской битве
  Приложение 3. Падение Каменного Коня
    П3.1. Начало драмы и действующие лица
    П3.2. Лукавые недоучки
    П3.3. Достучаться до Президента
    П3.4. Краткая история Каменного Коня
    П3.5. Спасите Каменного Коня
    П3.6. Вандальный расцвет
  Примечания, источники информации

    Рецензия к третьему изданию: «Где ты, Поле Куликово?»
  Гипотез о месторасположении легендарного Куликова Поля, где произошло историческое сражение русского войска с Ордой, переломившее ход Истории, очень много. От категоричного отрицания битвы (всего лишь «стычка двух небольших отрядов»), до утверждения, что поле сражения располагалось на территории... Москвы. Литературы, исследований, статей читать, не перечитать.
  Две крупные претензии «предъявляются» сегодняшнему полю Куликову: небольшое количество археологических находок – следов битвы, и отсутствие мест захоронения павших воинов. Хотя ответ на одну из них вроде бы неплохо аргументируется: оружие собирали и уносили с собой. Однако обломки доспехов и оружия, предметы фурнитуры, крестики, наконечники стрел, тучей летавших между войсками, вряд ли были тщательно подобраны. А их тоже очень мало. Локализация захоронения павших – задача еще серьёзней. Ведь оно должно быть массовым, и расположено на достаточно обширной площади. А останков до сих пор не обнаружили.
  Наиболее доказательные факты исследователи пытаются отыскать в известных письменных источниках – русских летописях, монголо-татарских повествованиях, западных и ближневосточных хрониках. Сравнительный анализ их, между тем, точных ответов не дает, заставляя искать дополнительные сведения подтверждения той или иной гипотезы: в археологии, нумизматике и других науках. Передо мной две книги: «Загадки поля Куликова» историка и журналиста Юрия Звягина (2010 г.) и «Свет забытой Непрядвы» (2015 г.) нашего земляка, уроженца села Большое Попово Лебедянского района Николая Скуратова [37]. Выводы их скрупулезных и трудоёмких исследований, увы, разнятся. Но и подходы авторов – разные. Взгляды на уже известные доказательства у Юрия Звягина, скажем так, более ироничные и скептичные. Фундамент его гипотезы – огромный объём цитируемых источников, в том числе оригинальных, летописных, и странное толкование истока реки, вместо устья. Каков же окончательный вывод комплексного поиска? Реальное (не узаконенное историками) место битвы надо искать не в низовьях, а в верховьях рек Непрядвы и Мечи, близь тульского озера Волово, где проходил печально известный Муравский шлях – путь набегов татар на Русь.
  Работа Николая Скуратова по объёму привлеченных источников и оригиналь¬ности анализа, пожалуй, более интересна. В корпус источников вводятся бул¬гарские летописи, использован достаточно убедительный метод «наложения» далеких событий на конкретный территориальный ландшафт. Интересен и то¬понимический посыл: в результате набегов орд Тохтамыша и Тамерлана насе¬ление нынешнего Лебедянского и Данковского районов бежало поближе к Москве, «унося» с собой привычные названия. Так, по утверждению булгар, вместо Берёзовой реки в окрестностях нынешнего Куликова поля появилась река Непрядва. А на прежнем месте… именно так именовалась нынешняя речка Перехвалка. Смелые и весьма убедительные выводы, которые делает ав¬тор в результате анализа многочисленных источников, наблюдений и находок непосредственно на местности, внимательное и глубокое осмысление мифов и легенд края, прослеживание на основе этого путей передвижения войск приво¬дят к неожиданному результату:
  «Историческое Куликово Поле находится на южной околице села Пере¬хваль, километрах в трёх от речки Перехвалки (нижней Непрядвы), на возвы¬шенности с отметкой 199,3…».
  И далее:
 «Битва состоялась на окраине Куликова поля, в междуречье Мечи и Дона... На это забытое поле идеально ложатся все древние документы и подробно¬сти, которые проигнорировали многочисленные исследователи Куликовской битвы».
  Локализовал он и место захоронения павших русских воинов в селе Пере¬хваль. Самое важное доказательство – постоянное обнаружение костных останков при проведении земляных работ на обозначенной территории воен¬ных действий. По местам боёв, показанным в картах, с металлоискателем прошли самодеятельные поисковики и подобрали множество артефактов.
  Я не ставлю здесь цель подробно рассказать об уникальном труде земляка (докторской диссертации). Но вот что важно отметить: к работе этой следует отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, надо подумать об организа¬ции масштабной археологической экспедиции для изучения территории, обо¬значенной автором как «настоящее Поле Куликово». Обнаруженные арте¬факты наряду с авторскими аргументами могут радикально изменить пер¬спективу далекого исторического события. Обозначить его де-факто.
  Нет, это не «революция» в исторической науке, а лишь утверждение того, что Куликовская битва была. Поиск истинного места сражения – не только утверждение достоверности, а и возвращение к полю русской славы, поли¬тому кровью защитников Родины.
  Петров Владимир Михайлович, редактор отдела экономики «Липецкой га¬зеты», член Союза писателей России, академик ПАНИ.
 
    Введение в книгу
  Наша память слаба и век наш, людской – деревянный.
  Мир не помнит былое на тысячу лет.
  Время – хваткий могильщик, надёжный, туманный –
  Беспощадно к Героям, не пишет их славных побед.
  Не ходи, не зови, не пугай всех пронзительным ликом,
  Слушай стон тишины и пытливо назад посмотри,
  Подбери слабый, тлеющий в Поле забытом –
  Уголёчек последний, угасшей Зари.

  Регион Верхнего Подонья находился на южной окраине Руси, на перекрестии самых известных стратегических дорог древности, и регулярно подвергался атакам кочевников. В течение длительного исторического периода разорялась Рязанская украина: уничтожались крепостные города, людей угоняли в полон, терялись документы, прерывалась связь поколений в преданиях. Каждый из народов: киммерийцы, сарматы, скифы, хазары, половцы, татары – владели Диким полем по нескольку веков. Ценой великих усилий огромное пространство досталось русским. Естественный вопрос: за что боролись? За сказочно живописную зону обитания в лесостепи, изрезанную оврагами. Здесь умеренный климат, все блага от щедрой природы: леса с удачной охотой, ягодами, мёдом и дровами, густая сетка рек с обилием рыбы и с безмерным водопоем, обширные пастбища, плодородные почвы. Население постоянно множилось, земли-кормилицы не хватало. При первой возможности переселенцы занимали новые пространства или возвращались на выжженные исконные земли предков, а легенды и привычные топонимы носили за собой. Таким образом в массовом количестве возникали двойники в названиях, которые внесли хаос в русскую историю. Незаметно и постепенно, по мере заселения, географическое понятие Рязанской украины распространилось на дальние юго-западные земли и превратилось в имя собственное соседнего государства.
  Три первых раздела монографии раскрывают ситуацию, сложившуюся на Верхнем Подонье после Куликовской битвы. Первый раздел, посвящённый истории Каменного Коня, предваряет Второй, в котором заново открыты древние дороги Верхнего Подонья, по которым маневрировали противники. В Третьем разделе показаны элементы истории края, и объясняются причины потери исторического Куликова Поля.
  До сего момента никто не пытался распутать этот малоинтересный донской исторический узел. Чаще всего историки или краеведы выхватывали поверхностный эпизод, на котором выстраивали ошибочную версию и делали её доминирующей. Да и разбираться-то было некому. Лебедянский край во все века служил разменной монетой, входил в состав Рязанского княжества, Воронежской и Тамбовской губерний, Рязанской и Липецкой областей. Уровень квалификации учёных нарабатывается веками. Профессионалы высокого класса всегда оставались в насиженных губернских городах, а что досталось Липецку? Уровень липецких историков ярко высветился в их неспособности вникнуть в трагедию лебедянского Каменного Коня, в его историю, документально поданную автором на блюдечке. А уж, запутанная история Куликова поля... В 19 веке тамбовские учёные из Архивной Комиссии пытались в этих делах разобраться. Что они могли поделать, коли перечить царям не принято, а тягаться с блистательными Нечаевыми было не под силу. Историю междуречья Дона и Мечи туляки обокрали дважды. Всего лишь по одной фразе выхватили из контекста летописей о Куликовом поле и о Каменном Коне: Куликовская битва была на Дону у речки Непрядвы; Голохвастов грузился в суда на Мече у Каменного Коня. И постепенно развивали, и укрепляли свои позиции полтысячи лет. В результате получилась крупнейшая мифологизация в истории России. Версия Нечаева перешла в ранг веры, которая теперь не требует документальных подтверждений. Все дружно стали лукавить, яростно придумывать отговорки, зарабатывая на этом очки, но никто и никогда не сможет предъявить могилу воинов на ложном поле. Хотя, при желании или при необходимости сфальсифицировать можно всё.
  Русские княжества находились в вассальной зависимости от Булгарского царства, поэтому в междоусобной войне выступили против раскольника Мамая по приказу законного султана Тохтамыша. Надеялись пройти рейдом по развалинам Золотой Орды. Получилось наоборот: понесли катастрофические потери, а независимость не получили. Кровопролитной русской победой воспользовался Тохтамыш. Иго продолжалось ещё сто лет. Трубить о победе не имело смысла.
  После Куликовской битвы (1380) Рязанскую украину разорили Тохтамыш (1382) и Тамерлан (1395). Беженцы унесли славные исторические топонимы вверх по Дону и Мече на другую Непрядву. Верхняя Непрядва попала в документы о сторожевой службе в 1571 году и закрепилась в межевых. В опустевшей зоне на Славной реке историческое место Куликова Поля стало вызывать сомнения. Яркую победу на Куликовом поле вспомнил Иван Грозный и поднял на знамя волжских походов. Русское население вернулось в край нижней Непрядвы через 200 лет, к ещё незабытой могиле, а летописные имена речек и оврагов прижились и остались в Епифанском уезде, и послужили дополнительным указателем. Поле у верхней Непрядвы назначил Николай I, указом от 1836 года, с подачи обер-прокурора Священного Синода Степана Нечаева. Большинство людей в России положилось на непререкаемое мнение Церкви и волю Государя Императора. На первое ратное поле России легла самая грандиозная историческая ошибка. К пятисотлетнему юбилею битвы бороться с государственной версией стало бессмысленным. Народная память угасала. Время…
  Победа на Куликовом Поле обретена под христианским знаменем, поэтому религиозный аспект рассмотрен с особым вниманием. На рубеже 16-17 веков первый патриарх Русской Православной Церкви – Иов, с царского дозволения взялся увековечивать память о славной битве. Примерно в течение шестидесяти лет в зоне активных боевых действий и по трассе похода Дмитрия Донского в полном величии встала цепочка храмов-памятников, и в Москве – Донской монастырь. В период правления Алексея Михайловича и патриарха Никона мнение Церкви изменилось в пользу другой Непрядвы. Деревянная Рождественская церковь – памятник в честь Куликовской битвы, возобновлённая с 1613 года на поле главного сражения, к 400-летнему юбилею обветшала. На её месте устроили часовню, а новую построили в центре села Перехваль. После этих перестроек, северную часть площадки исторического Куликова Поля застроили. В завершение, прямо на братской могиле в 1991 году поставили новую сельскую улицу, а в наши дни при распашке огородов плуг выворачивает человеческие кости.
  Не менее удивительна судьба и история Каменного Коня – древнейшего памятника Руси, стоявшего в устьевой зоне Красивой Мечи, служившего языческим божеством и оригинальным ориентиром на Донском водно-сухопутном торговом пути. Его трагедия происходит от очередного разорения Лебедянского края в период Смуты. В этот раз лебедянцы утекли вверх по Мече от завоевателей Заруцкого, Сагайдачного и от карателей елецкого воеводы Одоевского, а диковинному казачьему символу подыскали дублёра – большой валун, стоявший на трёх камнях, будто на ногах. От этих коней казачьи патрули отмеряли свои маршруты: от лебедянского – до Смутного времени, а от ефремовского – после него.
  Главным ориентиром локализации поля сражения служит скромная Рождественская часовня, поставленная в наше время на фундаменте первой древней церкви, срубленной на Куликовом Поле по повелению Дмитрия Донского сразу же после битвы. Братская могила находится к востоку от часовни, а поле ратной славы – к западу. От этого ориентира и от следов ростовской дружины, бившейся в самой сече у Рыбного оврага, не следует отступать ни на сантиметр!
  Вопиющие нестыковки в официальной версии локализации Куликова поля вызвали жгучее желание разобраться. Все темы, заявленные в предисловии, к концу повествования объясняются исчерпывающим образом.

  Предисловие к пятому изданию
  Разработка темы Куликовской битвы начиналась в 2009-м году, на основе русских и булгарских летописей Куликовского цикла, с учётом местных легенд и преданий, под воздействием чудесной природы Лебедянского края. Первую книгу «Каменный Конь на Поле Куликовом» - 2012, можно считать рефератом. Материалы пополнялись, открылись новые факты, подтвердились предположения, пришли правильные мысли, нашлись ответы на вопросы, поставленные читателями.
  Не всё было сразу найдено, не всё быстро понято. Оппоненты сильно мешали, но, пытаясь опровергнуть или навредить, регулярно подбрасывали документы в правильную копилку, побуждая мыслительный процесс, мостили дорогу к истине.
  На каждого Моцарта есть свой Сальери. Открытия всегда вызывают зависть у коллег по цеху, обостряют их низменные инстинкты, открывают желание приклеиться к славе или войти в соавторы. Это касается практической инженерной или научной деятельности. А если ты пенсионер, свободно и независимо работающий в сети интернета? А если ты влез в исторический раздел науки, непрофильный твоему образованию или специальности? В таком варианте на тебя набрасывается всё убожество нашего мира, вопреки логике, отрицая документы, причём, всегда анонимно, чтобы не прослыть дураками. Самые глупые, для убедительности, вешают на тебя всех дохлых собак, выпячивают неудачи твоей судьбы, выискивают пороки твоего характера, строят подозрения в нездоровом стремлении к славе. Лично меня обвиняют в гордыне, и тут же радуются преклонному возрасту, надеясь на скорое избавление.
  Сам себе виноват! Меня никто не просил открывать древнейший исторический памятник России – не заставлял тревожить лебедянского Каменного Коня, дремавшего в мифологической конюшне, не требовал поднимать из забвения историческое Куликово Поле, потерянное на Лебедянских полях. Кто-то должен был это сделать.
  Вовсе не жалуюсь. Так устроен человеческий мир. Изменить его не могу – принимаю, как данность. Я работал с восторгом, со слезами на глазах, честно и предельно открыто, на собственные средства.
  Моя цель: открыть любознательным людям некоторые моменты нашей истории.
  Тема истории Каменного Коня наполнилась самыми важными документами из архива РГАДА, в которых однозначно говорится о Коне из устья Красивой Мечи, у которого грузилась экспедиция Голохвастова в 1499 году. Истина: все документы периода до Смутного времени относятся только к лебедянскому Каменному Коню, а после него – к ефремовскому. Разгадать эту историческую головоломку к моменту первого издания было невозможно.
  До третьего издания, включительно, расстояния между сторожами ошибочно посчитаны с коэффициентом 1,063. До 1643 года применялся к = 1,6.
  В первых изданиях автор полагался на мнение академика Ф. Нурутдинова о переименовании Берёзовой реки в Непрядву после победы над Мамаем. Пристальное рассмотрение документов и логика говорят о том, что Непрядвы было две – верхняя и нижняя. Близнецы впадают в Дон с правого берега в семидесяти километрах друг от друга. В Берёзовке стоит поминальный Димитриевский храм и протекает Берёзовая река, которая путает карты. Татарская версия о переименовании Непрядвы в Славную реку логична, имеет право на существование. Именно о нижней Непрядве, отстоящей от лебедянского Гусина брода на дистанцию утреннего марш-броска, говорится во всех летописях. Парадокс! Мнение татарской стороны отсутствует в официальной версии.
  После выхода первых изданий, народные археологи пробежали по местам сражений Куликовской битвы и обнаружили россыпи оружия по всей зоне от села Перехваль до Красивой Мечи, и по её берегам от Дона до устья речки Птань. Найдены артефакты на площадке главного сражения в селе Перехваль. Обнаружены обильные россыпи оружия на приречных лугах Мечи. Подробно раскрыта ключевая роль Березуя и показана его точка под Скопиным на реке Вёрде. Опровергнута ошибочная версия тамбовских историков 19 века о Кузьминой гати на Красивой Мече и документально обосновано её место на реке Цне под Тамбовом.
  Новые сведения регулярно вносились в электронный вариант книги, опубликованный на сайте «Каменный Конь», который с 2010 года посетило несколько миллионов читателей – это и есть настоящий тираж. Над темой работал огромный НИИ с названием «Россия», в котором автору выпала честь руководителя. Поверьте, очень непросто ориентироваться в безмерном мире документов, особенно, когда не знаешь, где их искать. Все авторы идей, которыми воспользовался автор, все добровольные помощники, подарившие документы, названы в текстах поимённо и по заслугам. Разработка сделана честно.
  Кроме дополнений и уточнений, в пятое издание 2023 года вошли два новых раздела, составленных из обращений читателей в поддержку моих разработок. Обратить внимание РАН на открытие Куликова Поля в селе Перехваль пытался Лев Ольховой. Функционеры формально отписались и остались на устоявшейся позиции Степана Нечаева. Переписка Льва Николаевича показана во Втором приложении, а деятельность «за Каменного Коня» Андрея Волокитина, Галины Перелыгиной, Натальи Снегирёвой – в Третьем.

  Раздел 4. Свет забытой Непрядвы
  4.1. Перед полем Куликовым
Я покоя не знал, и копил эту грусть,
Но, оставив сомненья, в конце своих дней,
Вышел в Поле, услышал: гудит моя Русь
Под копытами буйных татарских коней.
Храмы Поля в руинах, погашен их свет,
А глазницы пусты и черны от печали,
Шёл я к ним в глубь веков все 640 лет,
И дороги стелились, и реки встречали.
Помогали друзья, но скулили враги,
В подворотне готовя точёные вилы…
– Мудрый Сергий! Меня вразуми, помоги!
Укажи светлый путь до забытой могилы!
И не просто, не сразу, волна за волной,
Приходило прозренье, и множились силы,
Будто посох вручил русский Старец Святой,
И лампаду зажёг над Великой Россией!
Свет забытой Непрядвы – негаснущий свет,
Вспыхнул снова, но всуе – замечен едва ли.
Озаряет он Поле твоё, Пересвет,
И могилы, и храмы, что мы потеряли.
Над Красивой Мечой не растаял туман,
И над Гатью Кузьминской забвенья печаль,
Гусин брод потеряла моя Лебедянь,
Над забытой могилой стоит Перехваль.
Тускло светит луна над Победной рекой,
В Березуе святом благодатный покой.
Красный холм не остыл от татарской крови,
Камни в Чурове спят, что расскажут они?
  Рекомендуется, для полного понимания материалов 4-го раздела исторической монографии, ознакомиться с документальными материалами трёх предыдущих.
........
  О Куликовской битве написано много, и первое ратное поле России занимает в истории особое славное место. Однако на волнах недоуменных и острых вопросов качается его площадка, официально назначенная на Тульской земле. Вопросы встают при первом знакомстве с летописями, и хорошо известны из многочисленных публикаций. Где находится Березуй, Чуров, Гусин брод, Кузьмина Гать, братская могила, россыпи оружия? На нечаевское поле не вяжется топография, не сходится хронометраж событий. Историческая наука не даёт объяснений, для Красного холма, а роль Красивой Мечи принято замалчивать. Не найдя здесь истины, некоторые досужие исследователи стали утверждать, что Куликовской битвы не было, а другие – шутники, снизошли до откровенного сарказма и стали придумывать самые странные версии, чтобы наглядно показать несостоятельность официальных записных историков, указавших не на то место, не на ту речку. Все они правы в одном – битвы не было возле верхней Непрядвы.
  С самого начала моего расследования возьмите в толк: речек с именем «Непрядва» в российской действительности было две. После битвы осталась только верхняя, а нижняя – после переименования в Славную реку, потерялась географически, но упорно продолжает жить в летописях до настоящего времени. Хронометраж событий, описанных в русских и в булгарских источниках, и все параметры говорят: Куликовская битва произошла возле устья нижней Непрядвы – современной Перехвалки. Определение Куликова Поля на Лебедяно-Данковской земле с высокой точностью даёт ответы на все крупные и на многие мелкие вопросы. Сходимость параметров удивительная!
  В текстах данной книги встречаются похожие топонимы Куликово поле и Поле Куликово, имеющие близкий текст, но принципиально разный смысл. Выражение «Куликово поле», подразумевает обширную географическую территорию, а Поле Куликово или Куликово Поле – имя собственное площадки, на которой произошло главное сражение Куликовской битвы.
  Принято выпячивать личное мнение древних писцов, но ни один исследователь Куликовской битвы не приводит ключевые цитаты из летописей. Все историки голословно излагают собственное понимание ситуации. В чём тут дело? В вопиющем несоответствии летописных указаний ориентирам официального поля сражения. Недобросовестные историки не приняли в расчёт: современная Непрядва поднялась после битвы. Источники противной стороны – булгарские летописи, они дружно проигнорировали, вопреки принятой практике выслушивать все стороны, принимавшие участие в делах. Проскочили мимо главных отметок, будто студенты-недоучки, сдавшие курс истории по шпаргалкам. В архивы Западной Европы заглядывать пытались, но без толку.
  Туляки утащили историю Каменного Коня из устья Красивой Мечи и площадку Куликова Поля с нижней Непрядвы. Попробуйте процитировать и привязать хотя бы один географический ориентир… В оправдание, последователи Степана Нечаева объявили: все летописи написаны через столетия после битвы или неудачно отредактированы – поэтому им нельзя доверять. Отсюда возникла радикальная мысль: битва выдумана. Там же родилась версия о правке русских летописей и недостоверности булгарских, оттуда пошла высокая волна противоречий. Уверен, современные апологеты знают о Куликовской битве гораздо хуже летописцев. А тогда, чему доверять?! На какие источники опирается официальная версия? На эмоции и домыслы древних летописцев и на мнение Нечаева, ставшее верой.
  Нечаевская версия не позволяет объяснить манёвры русских и татарских войск до и после битвы, и их расстановку, даже с большой натяжкой, не совпадают с летописными показаниями расстояния и хронометраж. Расчет сделан «на русский авось», на то, что простые читатели комплексно перепроверять подтасовку не станут – у них раньше не было такой возможности. С появлением в электронных средствах документов и летописей, разрозненных отрывочных публикаций недоумевающих оппонентов, истина обнажилась, трепещет, ищет выхода из вязкого и клейкого лабиринта, требует объективного разбирательства и просит подвести всеобъемлющие итоги.
  Данное расследование построено на основе фактического материала из русских и булгарских летописей: Задонщина, Сказание о Мамаевом побоище, Летописная повесть о Куликовской битве, Ростовская летопись, Нариман тарихы, Джагфар тарихы. Такой подход позволяет говорить о месте Куликова Поля прямо, без предположений и условностей.
  Уже шесть столетий висит главный вопрос: где похоронены павшие? До сей поры не найдено никаких останков у верхней Непрядвы, а ведь погибли десятки тысяч. Тела не могли раствориться в кислой почве, согласно версии услужливых экспертов. Это сколько ж надо кислоты употребить? Костные останки древних людей сохранились в местных курганах и захоронениях через тысячелетия – значит, не там искали. Не дали результатов многолетние энергичные раскопки археологов Михаила Гоняного и Олега Двуреченского. Нечаевцы придумали массу наивных уловок и занизили численность русской армии до нескольких тысяч бойцов. Это дало им право говорить всего лишь о сотнях погибших, которых местные крестьяне без проблем схоронили на обычных погостах, а других, более знатных, якобы увезли и похоронили в своих княжествах.
  В 2014 году ответственные археологи, руководимые М.И. Гоняным, перекопали кладбище села Монастырщино, пересчитали всех покойников, самых ранних датировали семнадцатым веком, а нужных – так и не нашли.
  В 2015 году готовая на всё экспедиция Олега Двуреченского прошла через официальное поле битвы по дороге в сторону слияния верхней Непрядвы с Доном и нашла две точки скоплений небольшого количества обломков старинного оружия, недалеко от устья. Обрадованные археологи сошлись во мнении, что нашли место битвы и определили численность участников в несколько тысяч бойцов. Напрасно радуетесь! Вы нашли место стычки русских князей между собой, или площадку их заурядного боя с кочевниками. Об этом чётко говорит малое число участников, определённое вами же, точно соответствующее численному составу обыкновенной княжеской дружины древности. Если исследовать все древние дороги пограничной зоны Рязанской украины, список подобных точек локальных боёв выйдет за десяток.
  В результате исследования документов и опроса очевидцев, братская могила найдена автором в селе Перехваль к востоку от площадки сражения и от места старой Рождественской церкви \37/. Её координаты N 53 градуса 07.794 минуты и E 039 градусов 06.227 минут. На точке первой древней церкви устроена часовня, а прямо на костях героев Куликовской битвы стоят жилые дома, построенные в 1991 году, и распаханы огороды.
В лето 2015 года, после выхода второго издания книги, народные поисковики нашли россыпи оружия в местах боёв от Перехвали до Красивой Мечи. Летописная истина, взращённая дилетантом, у государственных археологов реакции не вызвала. Поддерживать чужие открытия – бессмысленно, а чужую крамолу – глупо вдвойне! Ордена здесь не светят, а лишиться должности можно реально. В настоящий момент все историки заняты устройством музейного комплекса на ложном поле и выдумыванием новых объяснений.
  Почему Дмитрий Иванович собирал огромное войско в Коломне? Почему битва состоялась на Дону, а не в другом месте? Зачем ушли так далеко от Москвы? Мир и в наше время делится на военные блоки, на союзников и вассалов, исполняющих волю сильного. Есть большая принципиальная разница: союзники выступают на помощь добровольно, а вассалы – по принуждению. Дань платили завоевателям – тоже по принуждению, и пробовали откупиться от Мамая, и посылали Захария Тютчева с большими дарами. Причина столь дальнего похода объясняется зависимостью Руси от Золотой Орды. В булгарских летописях прямо говорится о приказе верховного султана Тохтамыша: великому князю Московскому Дмитрию, совместно выступить против раскольника Мамая (157). Лютая ненависть к поработителям и волна эйфории по случаю чистой победы смыли этот факт из русской истории. Как бы ни славили победу, а независимость не получили, и даже борьба с Мамаем на Куликовом поле не закончилась, пришлось добивать его на Калке в 1381-м. Этот факт объективно отразился в «Сказании» (158):
  «И встретились на Калке, и был между ними бой большой. И царь Тохтамыш, победив царя Мамая, прогнал его, Мамаевы же князья и союзники, и есаулы, и бояре били челом царю Тохтамышу. И принял тот их, и захватил Орду, и сел на царстве. Мамай же бежал в Кафу один; утаив своё имя, скрывался здесь, и опознан был каким-то купцом, и тут убит был итальянцами, и так зло потерял свою жизнь».
  Скрывать этот факт летописцы не стали по понятной причине...
  О бое на донском берегу рассказывает и булгарская летопись (159):
  «Потом тот же Астей настиг у Шира Чаллы-Мохаммеда и, когда бек нечаянно упал с лошади, растоптал его».
  Русская дружина воевала на стороне Тохтамыша, по его приказу. На протяжении всей Куликовской военной кампании, и даже перед ней громила мамаевцев на реке Воже. Без признания данного факта, невозможно понять политическую обстановку вокруг этих сражений.
  Что за такая была война, в которой всё перемешалось? Татары против татар, литовцы против литовцев, русские против русских. Ответ заключается в самом вопросе: была всеобщая междоусобица. Каждый из князей, будь то литовский, рязанский или московский старался избежать гнева верховного правителя. Лучше выставить дружину, чем, в случае отказа, обречь княжество на карательные меры и разграбление. В период усобицы ярлык на княжение выдавали оба ордынских соперника. Но вставал вопрос: на кого сделать ставку? В зависимости от царства находилось полмира, и в той военной кампании с обеих сторон участвовали воины разных национальностей и разного вероисповедания, поэтому Мамай сугэшэ (война Мамая) не была религиозной или националистической. Приказы Тохтамыш отдавал в устной форме через послов, поэтому они остались тайными. На их основе нельзя было развивать концепцию христианского патриотизма, бурно отражённую в летописях. Подскажите, где можно видеть ярлыки (грамоты), выданные татарскими ханами на княжение Александру Невскому, Дмитрию Донскому…? Отгадайте, какова судьба подобных исторических документов позорного для Руси ордынского периода?
  В древнерусской терминологии утвердилось ёмкое определение – «татары», объединяющее прочие национальности, которые имели зависимость от Золотой Орды. Иначе пришлось бы при каждом упоминании темы прикладывать их длинный список, как в наше время к понятию «кавказцы».
  Военную кампанию 1380 года следует считать попыткой завоевания независимости Русью в благоприятный исторический момент. Булгарское царство ослабло в междоусобной смуте, начавшейся в 1357 году. Противоречия в царстве обострились с принятием ислама. Языческая религия, основанная на поклонении природе, объединившая разные народы в составе Монгольской империи, была порушена ханом Берке в 1367-м. Новая религия вызвала раздоры в стане врагов, ослабила Золотую Орду накануне Куликовской битвы, и через 100 лет привела к падению.
  Раскольник Мамай воевал за престол с султаном Тохтамышем. У князей появилась возможность объединить Русь, легально собрать большую силу и сбросить ненавистное иго. А иначе, чем можно объяснить такое яростное рвение русских князей? Все летописи кричат с точки зрения национализма. Через 141 год после нашествия хана Батыя, через два года после яркой победы в Вожской битве, блеснул первый лучик свободы. Войско Мамая, которым командовал Бегич, топили в Воже эти же русские полководцы: Дмитрий Московский, Андрей Полоцкий... Светилась реальная возможность разбить каждую группировку по-отдельности, а ещё лучше – добить последнего правителя Орды, оставшегося после междоусобной схватки. Хорошо известно из летописей: Мамай позвал на помощь Ягайло и Олега, а на реке Цне у Кузьминой гати его поджидал Багун. Кроме мамаевских, существовали две группировки у Тохтамыша, которыми командовали Бахта-Мохаммед и Эдигей. Первая, нацеленная с юга на Красный холм, стояла в районе Задонска, а вторая – следила за Багуном \95/.
  После победы над Мамаем, от доблестного войска русичей уцелело слишком мало воинов, чтобы оказать сопротивление Тохтамышу. Султан воспользовался плодами жертвенной русской победы, для укрепления армии и Булгарского царства. За что же он карал Русь в 1382-м? По одной из версий, Тохтамыш приходил усмирять смутьянов, совершивших дворцовый переворот в Кремле. Мятежников возглавлял вездесущий Астей (Андрей Полоцкий), набравший большой авторитет в дружине. Князь Дмитрий потерял власть и скрылся в Костроме. Андрей Полоцкий организовал оборону Кремля, но в итоге был убит. Султан вернул престол Дмитрию Ивановичу и покинул столицу. Дмитрий Донской оставался великим князем Московским до своей кончины в 1389-м.
  Огромная территория на правой стороне Волги входила в сферу управления темника Мамая, который, не будучи чингизидом по прямой мужской линии, взялся претендовать на престол (160). Крупное сражение произошло в июле 1380 года за Волгой близ Сарачина (около Волгограда). В тяжкой трехдневной битве Тохтамыш победил с трудом, при этом татарская воинская элита истребила себя, что прибавило уверенности Дмитрию Ивановичу, и позволило одержать блистательную победу на Куликовом поле в сентябре. После поражения за Волгой, остатки мамаевского войска разделились на две части. Меньшую, 14-ти тысячную, Багун увёл в Тамбовские земли через Самарский перевоз. Её преследовал Эдигей, посланный султаном. С большей частью армии Мамай ушёл в Алмыш (Донецк). Здесь царь пополнил войско до 60-ти тысяч разным сбродом из южных земель и вдоль берега Дона поднялся к устью Мечи на Красный холм (161):
  «Набежали серые волки с устьев Дона и Днепра, воют, притаившись на реке Мече, хотят ринуться на Русскую землю» (162).
  В оригинальном варианте писано:
  «И прекоша серые волки от уст Дону и Непра и ставши, воют на реке, на Мечи, хотят наступати на Русскую землю» (163).
  Следом за группировкой Мамая шёл Бахта-Мохаммед, которого Тохтамыш назначил командующим всеми войсками. Бахта не решился на атаку до подхода русских, потому что темник имел численное превосходство. Русские князья и литовские привели до 40 тысяч элитных, отлично вооружённых бойцов, плюс столько же имели в сумме Бахта и Эдигей. В случае полного соединения с союзниками и вассалами, у каждой из сторон могло собраться до 80-ти тысяч воинов. Спорная численность войска прояснится при вскрытии братской могилы в селе Перехваль. Достаточно пересчитать покойников и принять в расчёт: в главном сражении на Поле Куликовом погибло более половины русских дружинников.
  В этот раз Мамай не собирался идти на Москву. Шла война за престол, а для этого нужна большая армия. Шесть группировок, кроме дружины Олега Рязанского, начали движение в сторону Верхнего Дона по Татарской сакме, по стратегическим дорогам Дрысинской, Столповой и Ногайской, которые перекрещивались в районе Лебедяни. Место «между Чуровым и Михайловым» расположено на оптимальном удалении от всех столиц, выбрано удачно, как в стратегическом плане, так и в географическом. Темник встал на Красном холме посередине между Рязанью и Литвой и ждал литовского князя Ягайло и рязанского Олега – об этом прямо говорят все летописи. А если бы русская армия не пришла? Просматривается только один вариант действий Мамая: поход на Сарай-Берке объединённого войска по Ногайской дороге, соединение с Багуном в Тамбовских землях, опрокидывание Эдигея, и … силовой захват власти в столице. Бахта оставался за Доном, а Сарай – неприкрытым войсками. Но, всё пошло не так. Русские выиграли гонку и первыми ступили на землю междуречья Дона и Мечи. В данной ситуации Мамай сделал тактический выбор: сначала разбить русских, потом разделаться с Тохтамышем. Объективный подход нисколько не умаляет доблесть русской победы, а наоборот, вносит полную ясность и возвеличивает её. Вызывают восхищение умные профессиональные действия русских полководцев, которые поддаются логическому анализу.
  Сразу после Куликовской битвы наступил период тотального разорения Лебедянского края. Беженцы покинули опасную зону и унесли топонимы с нижней Непрядвы на верхнюю. Современная государственная версия зацепилась за другую Непрядву в 16 веке, в момент становления сторожевой службы в 1571 году и, постепенно укрепляясь, перешла в категорию слепой веры. В межевых книгах Андрея Щепотева от 1670 года название Куликова поля имеется в каждой фразе. На карте Епифанского уезда 1780 года основные ориентиры ошибочного места были показаны. Если вы обратитесь к межевым книгам начала 17 века, то поймёте, откуда пошло ложное Куликово поле:
  «За епифанцы за Федьком да за Ивашком да за Игнатком Агеевыми детми Ишутина в поместье по ввозной грамоте за приписью дьяка Гарасима Мартемьянова 122-го году жеребей пустоши Буйцы, Куликово поле тож на речке на Непрядве. Пашни перелогом и дикого поля добрые земли дватцать четыре чети в поле, а в дву потому же. Сена сорок копен. Лес дубровы вверх по Непрядве с Коробьиньскими помещики вопче. А сошного писма в пусте полполполчети сохи и не дошло в сошное писмо одной чети. Да за ним же поместье в Шевыревской слободе» (164).
  Речь идёт о владениях Ишутиных у села Буйцы около деревни Куликовки. Оба поселения стоят рядышком на левом (!) берегу Непрядвы \35/. На тот момент под понятие «Куликово поле тож» подпадали земли деревни Куликовки, а вовсе не историческое поле битвы!
  На карте Стрельбицкого 1871 года в регионе официального Поля отмечены ещё три Куликовки, а самая ближняя к памятнику, на карте Шуберта 1874 года, значится под двойным именем Куликовка (Телятинка) \36/. Через двести лет после межевания, в довесок к ней, Степан Нечаев добавил свою Куликовку (Шаховскую), расположенную к юго-западу от памятника и, «согласно историческим преданиям», представил, как главный аргумент, для установки памятника. Сработало. Версия утверждалась постепенно, в три этапа с интервалами лет по двести.
  Как рождаются исторические мифы? Покажу вам на примере ещё одной донской Куликовки, отстоящей на три версты от устья Красивой Мечи, известной с 1780 года – опоздавшей к раздаче ровно на четыре века. Автор устал объяснять местным патриотам, что Куликовок у нас великое множество, что лебедянская, основанная Куликовыми, не имеет никакого отношения к Куликовской битве. Попробуй, опровергни! Формально всё к ней сходится: Дон, Меча, Красный холм, Гусин брод, Кузьмина Гать... Рядом, ещё один «аргумент» – село Дон-Избищи, название которого они выводят от древнего выражения «избиши татар», не разглядев на карте Шуберта 1821 года изначальные «Донские Избицы», синоним русского – «избушки». Осталось переназвать Непрядвой речку Плющанку, на берегах которой легендарные семь братьев бились с татарами, и … пошли к государю…
  И ещё... Встречаются в Лебедяни древние фамилии Ишутиных и Оболешиных, которых новая волна заселения вернула к нам из Епифанского края, с берегов верхней Непрядвы и с берегов новой Смолки, из деревни Оболешинки (Смолка тож), которой владел секунд-майор Оболешин. В межевых документах 1670 года здесь многократно значится речка Смолкочь.
  Степан Нечаев подхватил народную топонимику края, вошедшую в региональные документы, и самозабвенно отстаивал всю жизнь, используя заслуженный авторитет своего рода и высокое должностное положение. Читайте, что он писал Тульскому губернатору В.Ф. Васильеву в 1820 году:
  «Приемлю смелость предварить Ваше сиятельство донесением моим, что счастливейшим случаем в жизни моей почту, ежели драгоценный для каждого русского памятник, согласно историческим преданиям сооружён будет в дачах поместья моего, сохраняющего предпочтительно перед другими окрестными название самой битвы, именно при сельце Куликове» (165).
  Заметен осторожный подход Степана Дмитриевича, побуждаемого высокими патриотическими чувствами, мечтающего о счастливом воплощении задумки в своём поместье. Он руководствовался преданиями, а не документами, и вовсе не утверждал, что Куликово поле находится «при сельце Куликове».
  Степан Нечаев в 1833-м году занял пост обер-прокурора Священного Синода и слегка подзависший проект продавил у царя. Николай I удовлетворил ходатайство губернатора Васильева в 1836 году и назначил поле битвы у верхней Непрядвы окончательно. На собственных землях помещика, возле бывшей Телятинки, 8 сентября 1850 года встал чугунный памятник в виде колонны. Ошибка стала глобальной, когда историки второго ряда приняли место поклонения за непоколебимую истину. Одновременно происходило обратное переименование старых топонимов, массовое перепосвящение храмов, связанных с достоверными местами событий. Красивая Меча потерялась в тумане веков.
  Согласно завещанию отца, Юрий Степанович Нечаев-Мальцов в конце 19 века построил церковь в Берёзовке, чтобы в Дмитриев день поминать погибших, а в 1918 году открыл храм Сергия Радонежского на ложном поле. Только мифы, и никаких подтверждений, что сражение произошло в данном месте. Священная память кричала! Что было делать, если братскую могилу не нашли, а старую – уже позабыли?
  Историки первого ряда Соловьёв, Миллер и другие по локализации Куликова Поля высказывались осторожно и кратко, формально повторяли два главных летописных ориентира: Дон и Непрядва. Видно сомневались: место у верхней Непрядвы нисколько неподходящее – ни по документам, ни по ландшафту. Всех сбивали с толку здешние топонимы, схожие с летописными.
  Постановление Правительства от 1996 года утвердило проект мемориального комплекса на Куликовом поле у деревни Моховое. В обоснование, в 2005 году состоялась конференция. Историки, представлявшие города России, единогласно решили считать нечаевское поле истинным и прекратить все споры. Казалось бы, поставили последнюю точку. Сразу же вспоминается Галилей, осужденный кардиналами. А Земля-то всё равно крутится! Эффект получился обратным – поднялась новая волна недоумений.
  Локомотивом для данного исследования стала информация из булгарских летописей, введённых в научный оборот академиками Бегуновым и Нурутдиновым (166). Не имеет значения, чьи и какие летописи появились раньше. При копировании, в русские тексты вносились приписки и дополнения, относящиеся к отдельным персонажам, которые не влияют на локализацию Куликова Поля, тем более, на ход истории. Булгарские источники дополняют русские и дают много новых подробностей, прямо и конкретно указывают поле сражения у реки Нимряд-Непрядвы – у современной Перехвалки. Другую Непрядву в момент битвы никто не брал в расчёт. Русские войска обошли её восточней, через Березуй у Скопина. По русским летописям, битва случилась в устье Непрядвы у Дона. Но! Почему-то, площадку главного сражения эти историки отнесли в верховья Непрядвы-Перехвалки, а Засадный полк поставили у реки Птань? Возможно, эти моменты послужили дополнительным поводом придраться и объявить булгарские летописи фальшивкой. Главный фактор их неприятия следует искать в политической ситуации, которая сложилась на Руси после битвы, после карательного рейда Тохтамыша в 1382-м году. В течение нескольких столетий татары восточные и крымские были врагами Руси. По этой причине роль Булгарского царства тщательно вытерли из памяти, видно опасались, что смысл и значение славной победы поблекнут. Все твердили только о противостоянии Руси и Золотой Орды. Официальная версия находится в плену старой идеологии. Булгарские летописи – это неформат, ей противоречащий. Русским досталось не меньше. По причине несоответствия ложному полю, их объявили поправленными.
  Кроме историка Татарстана, профессора Казанского университета Ф.Г.-Х. Нурутдинова, с татарской стороны никто не выступал. Или не давали слово?
  В булгарской летописи «Нариман тарихы» говорится о договоре «Хэлэк джэртык», а фактически, о перечне правил, по которым существовала Русь под протекторатом Булгарского царства. В пересказе Нурутдинова:
  «Думается, что великий князь Московский участвовал в борьбе против узурпатора Мамая на стороне законного царя Тохтамыша главным образом для того, чтобы получить легальную возможность объединить русские силы и выявить реальную мощь московского войска. Помимо того, великого Московского князя Димитрия Ивановича в предстоящей войне с Мамаем не могло не привлекать и то обстоятельство, что Тохтамыш разрешил всем своим войскам, в том числе и булгарским, и московским, переходить в борьбе с мамаевцами «Хэлэк джэртык», ту линию или черту «Хэлэк» отделявшую собственно московские и рязанские земли от кочевий сарайских ханов и князей; до 1380 года пересекать эту линию можно было только сарайским войскам. Она как будто бы проходила возле Куликова поля, по левому берегу Дона, и от донских переправ шла к бассейну реки Пьяны. Об этом сообщает летописный свод Даиша Карачая аль-Булгари и его продолжателя Юсуфа аль-Булгари «Нариман тарихы» (167).
  Черту Хэлэк джертык – Гибельную линию, в рассматриваемом регионе можно провести по левому берегу Дона, начиная от устья реки Воронеж, потом по Кочуровке и Ранове, а иначе невозможно пользоваться водным путём и Донской переволокой \2/. Под понятие Саснак Кыры (Куликово поле) у булгар подпадала территория к северу от Быстрой Сосны, включающая низовья Красивой Мечи, до реки Нимряд-Непрядвы. Река называлась Саснак – болотный кулик. Отсюда происходит Куликово поле за рекой Сосной. По-татарски битва называлась Саснак сугэшэ – Саснакская битва, а в некоторых источниках Мамай сугэшэ – война Мамая (168). Бассейн Верхнего Дона называли Ширбеш. Всё просто: Шир – это Дон, беш – верхний (169).
  Обратите внимание! Куликово Поле показано на дистанции до переправ под Старым Данковом. На этом участке с правого берега, с русской территории, в Дон вливается Непрядва-Перехвалка. Нечаевское поле и верхняя Непрядва расположены далеко от пограничной линии Хэлэк, не «возле Куликова Поля», поэтому были не при делах во все эпохи.
  О распоряжениях Тохтамыша накануне Куликовской военной кампании известно из «Нариман тарихы»:
  «Когда царю (Тохтамышу) стало известно о зловещем намерении Мамая напасть на столицу (Сарай-Берке) совместно со своими друзьями в Алане (из Алании), то он велел Газану Абдалу и Бахта-Мохаммеду оторвать от Мамая артанцев (литовцев), кортджакцев (москвитян), кисанцев (рязанцев) и Коч-Кумык – кубанских алан-карачайцев.
  Прибыв к москаулыйцам (москалям), Бахта-Мухаммед увидел их приготовления к войне и сказал улубию ак-балынцев (великому князю Московскому): «Мы загородим Мамаю путь в Артан (Литовское великое княжество) и Кортджак (Московию). Если ты не поможешь, или станешь мешать, то мои булгары и туркмены перевернут в Ак-Балыне (в Северо-Восточной Руси) все вверх ногами».
  Манёвры войск происходили на огромной территории Верхнего Подонья, на которой в древних русских документах встречаются названия четырёх полей. Первое – Куликово поле, расположенное в междуречье Быстрой Сосны и Дона, включая нижнее течение Красивой Мечи. В той войне русская армия Сосны не коснулась, поэтому она не попала в документы. Таким образом, у историков появилась возможность отрезать южную часть географического Куликова поля. Второе – Рясное поле, располагавшееся восточней Куликова, на левобережье Дона, на котором несколько речек носит название Ряса с добавлением прилагательного определяющего типа: Становая, Ягодная, Гущина. Причём, Рясное поле лежало за чертой Хэлэк, а Куликово – в её пределах, на русской территории. Третье – Всполье, надполье, простиралось к северу от второго, севернее реки Рановы. И четвёртое – Дикое поле, к югу от первого и второго, подразумевалось чисто формально там, где ещё не успело появиться русское население \95/. Причём условные границы полей менялись от века к веку, а понятие «Куликово поле» распространили на север, вплоть до Оки.
  Карта устьевой зоны Мечи многократно перекраивалась. Междуречье побывало в составе Московского и Рязанского княжеств, Воронежской и Тамбовской губерний, Рязанской и Липецкой областей, что привело к расчленению исторического узла Дон – Меча – Непрядва, разрыву куликовской истины в клочья, затаптыванию преданий.
  Грандиозная работа установки памятных храмов начиналась Дмитрием Донским лично; возобновилась с новой волной заселения Верхнего Подонья при Иване Грозном и патриархе Иове; продолжалась при Фёдоре Ивановиче, Михаиле Фёдоровиче и патриархе Филарете; завершалась вплоть до эпохи Алексея Михайловича, до Раскола Церкви в 1653-56 годах. На рубеже 16 – 17 веков, примерно в течение 60-ти лет, в местах прохождения боевых действий встали храмы-памятники, одновременно с другими храмами и монастырями в самых знаковых точках. И не подумайте! Не в Епифанском уезде. Даже через двести лет, в эпоху Ивана Грозного, народная память о Куликовом Поле была свежа и объективна, не исковеркана никакими печатными выводами авторитетных историков. После Раскола историческая память стала угасать и в церковной среде, она не могла бесконечно противиться государственной политике. Истина пробивает дорогу только при поддержке прозорливого правителя, что бывает весьма редко. С правления Алексея Михайловича, процесс увековечивания памяти Куликовской битвы стал административным, антинаучным.
  Мне повезло родиться и жить в самом центре исторического узла, в котором разыгрались главные события той военной кампании. Слышу зов предков, всегда служивших и пахавших землю на Рязанской украине, и помню местные предания о Куликовской битве на лебедянских полях. Хорошее знание ландшафтов способствовало умножению интереса исследователя. Кому, как не мне, поднимать это тяжёлое знамя?
  Виталий Тихонович Донцов, простой школьный учитель села Большое Попово, прямо из школьного окна направил указку на Красный холм и высек искру, рассказав на уроке истории о великой битве с татарами рядом с Лебедянью у Гусина брода, о жестокой сече на Красивой Мече. За полвека искра не погасла. На исходе моих лет, я обращаюсь к Вам. Люди русские! Поднимите истину!
  Ключом к разгадке тайны Куликовской битвы послужил Каменный Конь, заново мною открытый в 2009 году \1/. Лебедянский Конь, стоявший в эпицентре военных действий, в устье Красивой Мечи, отмечен во многих исторических документах древности, которые постелили дорожную сетку Верхнего Подонья и привели на забытую Непрядву, на Поле Куликово в селе Перехваль.
  Все финальные события Куликовской военной кампании сходятся на Лебедяно-Данковской земле. Думаете, армия зомбированных учёных прозреет и покается в заблуждениях, и сложит дипломы к подножию Храма Науки? Не дождётесь! Кривят душой уже полтысячи лет!

  Список примечаний и источников информации смотрите на сайте «Каменный Конь» -
Полный комплект карт смотрите на сайте «Каменный Конь» "Куликовская битва карты. Части 1 и 2".  
Полный комплект фотографий смотрите "Фотоальбомы" http://kamenny-con.narod.ru/photo/
Историческая монография "Свет забытой Непрядвы" в полном объёме опубликована на сайте "Каменный Конь" -
  Для продолжения, перейдите во 2-ю главу «Две Непрядвы» http://www.proza.ru/2017/03/27/674
  Последняя правка текста в сентябре 2023 года.
  Николай СКУРАТОВ