1. Тропинки пока ещё ведут к Москве

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ А. Усова (ЗНВС №15 12 апреля 1966 г.): ученица профсоюзной музыкальной школы учится играть на скрипке.


…Она долго пыталась сыграть эту фразу, но пальцы не слушались, и мелодия не получалась. Тогда преподаватель взял свой альт и показал, как надо играть. Теперь понятно?

Девочка, которая играет на скрипке, да и десятки её сверстников, обучающихся в музыкальной школе при Доме культуры СО АН, совсем не обязательно станут в будущем знаменитыми музыкантами, певцами, композиторами.

В Доме культуры считают, что самодеятельность и вся кружковая работа могут успешно развиваться, если поставить целью не подготовку профессиональных исполнителей, а развитие способностей человека для удовлетворения его внутренней тяги к искусству, к прекрасному. По этому принципу и строится работа.

Дети учатся в музыкальной школе, занимаются в театральной студии «Ровесник», хореографическом кружке и струнном ансамбле.

Ну а для взрослых есть симфонический оркестр и оркестр народных инструментов, ансамбль современного бального танца и драматический коллектив, ансамбль баянистов, два вокальных коллектива и т.д.

Кроме 11 кружков, в которых занимается 400 самодеятельных артистов, Дом культуры «Академия» объединяет около полутора тысяч человек в различных массовых организациях, таких, как широко известные кафе-клуб «Под интегралом» и киноклуб «Сигма, клуб иностранного языка «Вавилон», школа танцев и др.

Конечно, этого ещё далеко недостаточно для такого города, как наш. Но можно надеяться, что с завершением строительства Дома учёных культурная жизнь в научном центре значительно оживится.

Бюро районного комитета партии рассмотрело вопрос о работе Дома культуры СО АН СССР и отметило большую работу, которая здесь проводится. Однако в ней есть и серьёзные просчёты.

Дом культуры должен стать центром идеологической работы, на службу которой должны быть поставлены мощные средства искусства и широкая лекционная пропаганда.

Ведь все мы знаем, как много значит для нас Дом культуры. Вспомните о тропинках, которые протоптаны к нему зимой со всех сторон…».

                ***

Эта статья была написана Евгением Комарских (под псевдонимом К. Марский), главным редактором газеты «За науку в Сибири», после заседания бюро Советского райкома, обсудившего работу Дома культуры «Академия.

С докладом там выступил Владимир Иванович Немировский, директор ДК. И, конечно выступал и я, причём не один раз.

Обсуждение в целом было доброжелательным. Всем было видно, какой огромный скачок в работе был сделан Домом культуры, какое место он стал занимать в культурной жизни Академгородка, какими разнообразными стали методы его работы, каким центром притяжения для тысяч людей он стал.

Особое внимание было уделено работе детского сектора ДК. Нина Михайловна Козлова тоже была на этом бюро и тоже выступала. Ей было о чём сказать. Она стала работать многопланово, уверенно, привлекая широкий актив взрослых и опираясь на созданный ею актив детей.

Разумеется, были высказаны и замечания. Разумеется, была масса предложений. Но всё это не смазало общей картины того, что перед присутствующими отчитывается мощный центр культуры, начинающий свой взлёт в будущее. По крайней мере, у меня, знавшего всё о нём до деталей, возникло именно такое ощущение.

Упрекнули нас за просчёты в идеологической работе: «средства искусства и лекционная пропаганда должны быть поставлены на службу идеологической работе».

Мои попытка доказать, что это уже сделано, потому что всё, что делает Дом культуры, и есть часть идеологической работы, поскольку каждое его достижение является достижением нашего общества, показывает, что только оно может дать такой результат, – к успеху не привели.

Видимо, эти фразы-штампы райкому нужно было обязательно вписать в своё решение.

Так или иначе, мы считали решение РК КПСС нашей победой. Никого не сняли, никому не указали, никого не предупредили.

Но для себя я отметил, что это было первое вмешательство райкома партии в профсоюзные дела. Правда, на их идеологическом поле. Где последнее слово осталось за ними.

Женя Комарских этого не понял, поэтому и написал, что все тропинки ведут к «Москве».

Поэтому и написал вначале о Детской музыкальной школе, а не о важности идеологической работы в Новосибирском научном центре.

Скоро, очень скоро и он, и все мы убедимся в том, что тропинки стали вести в райком КПСС, а идеологическая работа станет знаменем борьбы с искусством, поднявшим было голову.

И с нами тоже.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/26/459