У защитника

Александр Венгеровский
                У защитника
    (два рассказа бабушки)

         1. «Орлик, тю!»

Это было сразу после войны. Мы с мужем жили в землянке и жилось нам очень, очень плохо. Хотя война кончилась больше года назад, наша дочь ещё не вернулась из трудармии, её не отпускали, а когда отпустят – Бог весть.
От сына уже пять лет не было вестей. Последнее письмо было помечено вторым июля 1941 года. Он писал: «Дорогие родители и сестра! Пишу вам из эшелона. Мы едем на фронт. Над нами уже летают вражеские самолёты». С каждым днём надежд на то, что он жив, становилось всё меньше и меньше. Еды было в обрез. Корову у нас отобрали ещё в 1942 году за якобы не уплаченный военный налог, заработать хоть что-нибудь в колхозе было вообще невозможно, и главным нашим пропитанием было немного картошки, которую мы сажали на своём огороде.
Но однажды пришёл к нам мужчина в хорошем костюме и сказал:
-Я хотел бы нанять женщину ухаживать за моим хозяйством. Не можете ли вы немного поработать у меня, пока жена не приедет из города? Я оплачу вашу работу продуктами и дам немного денег. С колхозом я договорюсь – вас отпустят.
Конечно, я была согласна.
Фамилия мужчины была Ребриков. Он был прислан в наш район адвокатом. Но «адвокат» слово мудрёное, и все звали его просто защитником.
Он уже получил квартиру, приобрёл корову. Однако, как я могла понять, его жена не торопилась из города в деревню.
Каждый день я должна была приходить, доить корову, пока ещё было лето – отгонять её в стадо и встречать из него, зимой кормить её, поить, топить печь, и обязательно каждое утро мыть пол, и, наконец, варить обед.
Вообще Ребриков был очень хорошим человеком. Он давал мне хлеб и молоко, да и питалась я у него. Он был охотником, и была у него удивительно умная овчарка, которую звали Орликом.
В начале августа мы – мой муж, защитник и я – заготавливали для коровы сено. Когда стог был готов, Ребриков взял в колхозе лошадь, запряжённую в большую телегу, и мы поехали в поле за сеном. Орлик тоже был с нами. Как только он очутился на свободе, он как взбесился, стал носиться туда-сюда, громко лая от избытка чувств. Когда мы нагрузили телегу, на поле села стая ворон. Орлик кинулся за ними и уже ни на кого не обращал внимания.
-Орлик, ко мне, - закричал защитник, но Орлик ничего не слышал.
-Орлик, сюда! – всё напрасно. Орлик заливался лаем, поднял стаю в воздух, и стал носиться за ней.
Ребриков побежал за ним, щёлкнул кнутом. Тут только Орлик протрезвел и понял, что провинился перед хозяином. Он завилял хвостом, пригнулся к земле и пополз к нему. Ребриков огрел Орлика кнутом по рёбрам, но Орлик даже не шелохнулся. Потом в наказание защитник дал ему вилы в зубы, и Орлик должен был тащить их домой. Из пасти Орлика капала пена, но он дотащил вилы до ворот – такая умная была собака.
Лето прошло, началась зима, а защитникова жена всё не приезжала. Однажды Ребриков сказал мне:
-Я на три дня уеду в город. Вы живите у меня. Но! Я вам уже давно хотел это сказать, обязательно запирайте за собой двери. Господи сохрани и помилуй, если сюда кто войдёт.
Я сказала:
-Я не боюсь. Орлик же со мной.
-На Орлика не надейтесь. Вы сами должны быть очень осторожны и закрывать двери на засов. Я вам это приказываю.
Прошло два дня, и я ещё не ждала Ребрикова. Был вечер, я затопила печь, принесла дров и угля. А запереть дверь опять забыла. Поставила на печь воду, чтобы вскипятить чай. Орлик лежал здесь же на кухне под лавкой и ловил блох.
Внезапно дверь растворилась, и страшный человек ворвался в дом. На нём была косматая шуба, а лицо скрывалось под низко надвинутой чёрной шапкой. В руке у него был кол, и он угрожающе пошёл на меня. Ужас парализовал меня. Но Орлик вылез из под лавки, зарычал и залаял на страшного человека. Это вернуло мне утраченное мужество, и я закричала дрожащим голосом:
-Орлик, тю!
Орлик кинулся, но, приблизившись к человеку, отпрыгнул, завизжал и завилял хвостом от страха.
-Орлик, тю! – закричала я снова в полном отчаянии.
И вновь Орлик кинулся и отлетел назад, словно ударившись о стену.
Ужасный человек стоял уже передо мной. Он поднял руку. Я пятилась назад, ощупывая за собою пространство: не попадётся ли чего, чем защищаться – ничего не попадалось.
Вдруг мужчина сорвал с головы шапку… Передо мной стоял Ребриков.
-Ну видите, что могло случиться, если бы это был не я, а настоящий разбойник. Да будет это вам уроком. Ну ладно, оставим это, - сказал защитник, выворачивая шубу на правую сторону. Садитесь пить со мной чай. Я привёз из города чудесную рыбу.
-Нет, возразила я, - у меня трясутся руки и ноги. Я не хочу есть, я лучше пойду домой, - и с этими словами я пошла одеваться.
Но этот случай, действительно, стал мне уроком. С тех пор я всегда запирала за собой двери.


                2. Заботы о волке


Защитник был охотником. Однажды он принёс из леса маленького волчонка.
Он сказал мне:
-Ухаживайте за этим зверьком получше. Я хочу посмотреть, что из него выйдет, может я смогу ходить с ним на охоту, когда он вырастет.
Итак, три раза в день я должна была кормить волка. Он сидел в одном из углов двора, привязанным на цепь. Я очень боялась волка. Еду я клала в чашку и подвигала ему лопатой. Волчонок становился всё больше. Осенью это был уже молодой волк. Когда он прыгал передо мной на цепи, волосы у меня становились дыбом.
Защитник занимался с волком каждый день, но всё бесполезно. Когда Ребриков гладил его, он лежал тихо, недвижно, бросая испуганно-злобные взгляды. Никакого расположения к хозяину. Однажды Ребриков сказал:
-Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит.
-А немцы ещё говорят: «Волк теряет старую шерсть, но не старые повадки». Сегодня он задрал двух соседских кур. Сосед, наверное, скоро придёт.
Наступила зима. Волк был уже совсем большой. Однажды защитник снова собрался в город и сказал мне:
-Смотрите, чтобы волк не причинил себе вреда. Всё таки интересно посмотреть что из него выйдет.
Ночью волк выл так страшно, что все собаки в селе лаяли как бешенные. Утром, когда я подошла к нему со своей чашкой он так кинулся, что я испугалась, оставила чашку и пошла за мужем. Когда мы через полчаса вернулись, волк висел на заборе, с намотанной на горло цепью. Он был мёртв. Видно бесился вокруг цепи и повесился. Тут меня прожёг ещё больший страх: «Что я скажу защитнику? Он же меня просил сохранить волка».
Ночью я не могла уснуть. Всё думала, что я скажу защитнику и ничего не могла придумать. Защитник был так добр ко мне, а я не исполнила его просьбу.
«Боже мой, - думала я, - могла ли я себе представить, чтобы на старость лет у меня из-за волка было столько забот!»
Не могу описать, как ёкнуло моё сердце, когда дверь открылась, и в комнату вошёл Ребриков. Слёзы сами собой навернулись на глаза. Плача, я рассказала Ребрикову всё. Но он был в хорошем настроении.
-Не плачьте. Что же сейчас делать, - сказал он, - конечно мне его жалко, но это был всего лишь волк. Вряд ли мне удалось бы выучить его ходить со мной на охоту. У меня есть новость получше: ко мне приезжает жена.
Через неделю, действительно, приехала его жена, и моя служба у защитника закончилась.