Бабушкин сундук. 1. Батаня

Вероника Сухоцкая
   1. Батаня.


   Лидия Николаевна укладывала спать свою внучку Анечку, которой недавно исполнилось шесть лет. У этой белокурой, смышлёной девчушки всегда была масса вопросов, на которые она ждала подробных ответов от родителей и бабушки.

   Вот и сейчас, прослушав очередную сказку из книжки, которую прочитала перед сном ей бабушка Лида, Анечка попросила рассказать ещё какую-нибудь историю из жизни.

   Лидия Николаевна призадумалась, а потом сказала: "Сейчас я расскажу тебе, внучка, про бабушкин сундук".
   "Про сундук?" - переспросила Анечка.
   "Да, да - про бабушкин сундук. Вот, слушай. Когда мне было столько же лет, как тебе сейчас, у меня тоже была бабушка. Звали её Татьяна Васильевна, а мы - внуки - должны были называть её баба Таня. Когда я была совсем маленькая и ещё не очень хорошо говорила, то стала называть её Ба Таня, а если быстро говорить, то получалось - Батаня. Все смеялись, конечно, но постепенно и другие, даже взрослые, стали её тоже звать Батаней.

   Бабушка моя жила в деревне, в своём доме. Это был небольшой деревянный домик, летом весь утопающий в зелени, а зимой - в снегу. Вокруг него росли яблони и вишни, а в огороде, возле забора - смородина, крыжовник и малина. На грядках, летом, зеленели кусты картошки, росли помидоры, морковка, свёкла, лук. А в парнике - огурцы.

   Нас с братом Мишей родители часто привозили к Батане, оставляли на недельку-другую, а когда мы стали учиться в школе, то все каникулы проводили у неё.

   Вот я сама сейчас бабушка, а помню всё очень хорошо. Особенно, в памяти остался бабушкин сундук. Он был таких размеров, что на нём можно было не только сидеть, но и лежать. Стоял он в углу, в прихожей, на нём всегда лежало пестрое одеяло и небольшая подушка - Батаня отдыхала там после огородных дел. Рядом с сундуком, в простенке между окнами, стоял большой стол, а на нём - в красивом горшке рос куст жасмина, который почти всегда цвёл, и в прихожей был аромат жасмина. Ещё на столе стоял самовар и на большом блюде - блюдца и чайные кружки, красиво уложенные горкой".

   "Бабушка Лида! - прервала её рассказ Анечка. "Сундук - я знаю что это, а что такое - простенок?" - спросила она.
   "Простенок - это часть стены дома между окнами" - объяснила ей Лидия Николаевна.
   "А жасмин как пахнет?" - не унималась внучка.
   "О, у него особенный запах - и приятный, и немного резкий. Он и сейчас у меня в носу появился! Помню его хорошо."
   "Хорошо, давай дальше рассказывай!" - разрешила Анечка.

   Лидия Николаевна продолжила: "За этим столом угощали обычно гостей. Батаня всех приглашала к столу, кто к ней заходил и по делу, и просто поговорить по душам".

   "А что такое - по душам?" - снова спросила внучка.
   " По душам - значит - доверительно, душевно. Чтобы от беседы на душе становилось тепло и приятно!" - ответила бабушка.
   "Ааа, поняла!" - радостно воскликнула Анечка.

   "Батаня очень любила, когда у неё в доме были люди, она усаживала всех за свой большой стол, придвинув к нему табуретки, расставляла кружки с блюдцами, наливала ароматный чай на травах, выставляла варенье и ватрушки собственного изготовления. А за чаем и велись эти душевные беседы.

   Дедушки в то время у нас уже не было - он умер еще до моего рождения, а Мише не было тогда и годика. Батаня жила одна, но одинокой она никогда не была - её всегда окружали люди. Все каникулы мы с Мишей проводили у бабушки, наши родители тоже часто её навещали, да и отпуска свои тратили на отдых и труд в деревне. А ещё наша Батаня в деревне слыла хорошей певуньей. К ней часто, особенно зимними вечерами, собирались друзья и подруги, и тогда по всей округе слышны были их красивые песни.

   "Бабушка! А что значит - слыла?" - снова прервала рассказ внучка.
   "Слыла - значит прославилась, все о ней говорили, что она хорошо поёт!" - ответила Лидия Николаевна.
  "А Батаня на сундуке сидела, когда пела?"
  "Да, конечно! Это было её место! Но мы тоже могли на нём посидеть или полежать. Что лежало в этом сундуке, мы могли только догадываться - на нём всегда висел большой замок. Батаня открывала его только тогда, когда мы с Мишей появлялись на пороге, чтобы провести здесь каникулы. Тогда она открывала ключом замок, поднимала крышку, склонялась над сундуком, опускала внутрь свою руку и доставала оттуда гостинцы - конфетки или печенье. Потом снова его закрывала до следующего нашего приезда. Мы только мельком могли заметить там какие-то простыни и кружева. Это угощение казалось нам таким вкусным, наверное потому, что оно было из волшебного бабушкиного сундука."

   Воспоминания о детстве так захватили Лидию Николаевну, что она не заметила, как уснула её внучка. Когда она обнаружила, что продолжает рассказывать самой себе, улыбнулась, поправила одеяло, поцеловала Анечку,  и, пожелав ей доброй ночи, тихо вышла из комнаты.

   В следующий раз она доскажет своей любимой Анечке эту историю, а сегодня ещё долго не уснёт, и будет вспоминать, и вспоминать своё счастливое детство. Детство рядом с Батаней! Царство ей Небесное!

 Великое всё таки дело - наша память!