Гори, гори, моя звезда. Сергей Лемешев

Любовь Кирсанова
Даю ссылку на романс "Гoри, гори, моя звезда" в исполнении Сергея Лемешева.
https://www.youtube.com/watch?v=f2jXaZhmx2w

Народный артист СССР, оперный певец, режиссёр и педагог Сергей Яковлевич Лемешев родился 10-го июля 1902-го года в селе Старое Князево, Тверской губернии.

О Сергее Лемешеве можно найти и прочитать огромное количество статей. Мне не хочется пересказывать его подробную биографию, не хочется повторять сколько у него было официальных жён, сколько неофициальных романов. Не буду я рассказывать и о лемешистках, которые преследовали Сергея Яковлевича долгие годы. Моё личное мнение, что это не самое главное в жизни. Главным для него было искусство.

С теплотой вспоминает Сергей Яковлевич в своей книге «Путь к искусству» о матери, Акулине Сергеевне: «Мне запомнились долгие зимние вечера, когда мать со своими подругами сидела за пряжей, и они пели согласным, стройным хором. Тонкий, инструментально ровный голос матери поднимался над другими, звучал грустно и нежно».

А вот что он пишет об отце, Якове Степановиче: «Без песни я его не представляю. Пел отец всегда охотно, с большой душой. Голос у него был звонкий, красивый, да и сам он был, как теперь понимаю, очень красив. Выше среднего роста, широкий в плечах, с густыми русыми и пышными усами, он привлекал той открытой ясной красотой, которая так часто встречается в русском народе».

Однажды Сергей вместе с младшим братом Алексеем поехали в ночное, пасти коней. Развели костер, пели песни. Проезжавший мимо инженер Николай Александрович Квашнин сказал: “Ребята, да вы — тенора! Это же Божий дар, вам учиться надо! Приходите-ка завтра к моей жене, она вами займется”.

Евгения Николаевна Квашнина, окончившая когда-то Саратовскую консерваторию, прослушав пение братьев, сказала, что у Алексея голос сильный, настоящий драматический тенор, а у Сергея послабее, но зато своеобразнее, лиричнее и обаятельнее. А главное, Сергей действительно хотел освоить певческое мастерство. И вскоре он уже пел арию Ленского из оперы "Евгений Онегин". А его брат Алексей учиться не захотел и вернулся домой.

В декабре 1919-го года Сергей пешком направился в Тверь. В городе он переночевал у знакомых, а утром направился в клуб, рассказал, что пришёл из деревни и спросил нельзя ли ему выступить на концерте. И его мечта исполнилась. Он спел со сцены нескольких оперных арий и русские народные песни. Публика долго не отпускала его со сцены и просила спеть еще.

Культурная жизнь Твери была насыщенной. Здесь Лемешев впервые услышал выдающегося русского певца Леонида Витальевича Собинова, побывал на концерте Антонины Васильевны Неждановой. Время было трудное, шла гражданская война. На учёбу в Москву его направили только в 1921-ом году. Конкурс был огромный. Заниматься в Московской консерватории было нелегко, но он был влюблен в свою будущую профессию певца, которая казалась ему самой лучшей на свете, и продолжал упорно трудиться.

Мне было интересно узнать, что в это же время у Лемешева зародилась мысль о сольном концерте. Изба, в которой жила мать Лемешева, быстро становилась ветхой и непригодной для жилья. Концертный зал удалось получить бесплатно, а товарищи помогли распродать билеты. Концерт получился успешным, и Сергей построил новую избу для своей матери.

В 1925-ом году Лемешев окончил консерваторию, на экзамене он пел свою любимую партию Ленского. О том, что было дальше рассказывал он сам: «После консерватории я был принят в студию Станиславского. Под непосредственным руководством великого мастера русской сцены я приступил к изучению своей первой роли — Ленского. Полные юношеского горения, напутствуемые указаниями Станиславского, поощряемые его дружеским вниманием и заботой, мы начали изучение клавира Чайковского и романа Пушкина. Конечно, всю пушкинскую характеристику Ленского, как, впрочем, и весь роман, я знал наизусть и, мысленно твердя его, непрестанно вызывал в своем представлении, в своих чувствах ощущение образа юного поэта».

Именно эта роль принесла Лемешеву широкую известность и любовь зрителей. Он говорил: «Ленский целиком заполнил мою жизнь. Из моих более чем тридцати ролей эта — самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества». А певица Людмила Зыкина рассказывала: «В сознание людей моего поколения Сергей Яковлевич вошел прежде всего неповторимым по своей задушевности и чистоте образом Ленского из оперы Чайковского „Евгений Онегин“. Его Ленский — натура открытая и искренняя, вобравшая в себя характерные черты русского национального характера».

Я нашла в интернете много фотографий артиста. Долго думала, какую из них выбрать в качестве иллюстрации к этому рассказу. Решила взять фото Сергея Лемешева в образе его любимого героя - Ленского.

В 1931-ом году Сергей Лемешев получил приглашение в Большой театр на ведущий репертуар. Дирижёр Большого театра
Б. Хайкин рассказывал: «Я встречался и выступал со многими выдающимися артистами разных поколений. Но среди них есть только один, которого я особенно люблю — и не только как товарища по искусству, но прежде всего как артиста, озаряющего счастьем! Это Сергей Яковлевич Лемешев. Его глубокое искусство, драгоценный сплав голоса и высокого мастерства, результат большой и упорной работы... Где бы ни появилась афиша, извещающая о концерте Лемешева, заведомо известно, что зал будет переполнен и наэлектризован...».

С интересом прочитала, что став солистом Большого театра, Лемешев попытался устроить судьбу своего брата Алексея.
В Большой театр, даже в хор, не принимали без специального образования. Однако незаурядные певческие данные Алексея Яковлевича Лемешева впечатлили дирекцию театра и его приняли в хор. К сожалению, будучи равным своему брату Сергею по природной одаренности, Алексей не обладал ни его целеустремленностью, ни его трудолюбием, ни его одержимостью искусством. Работая в Большом театре, Алексей тосковал, много пил, а потом взял и вернулся в деревню Князево.
Сергей Лемешев никогда не забывал своих родных и всю свою жизнь до самой смерти материально им помогал.

Кроме пения в оперных спектаклях Большого театра, Лемешев много трудился над исполнением камерного репертуара.
Он с гордостью отмечал, что ему удалось спеть все 100 романсов П. И. Чайковского, романсы М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова и других композиторов. С большим удовольствием, задушевно и сердечно пел Лемешев русские народные песни. Выступал он и как эстрадный певец, исполняя песни М. И. Блантера, Т. Н. Хренникова, Б. А. Мокроусова, А. Г. Новикова,
Н. В. Богословского...

На вопрос журналиста, в чем секрет его популярности, Лемешев ответил: «Конечно же, в народной песне. Меня, как певца воспитала народная песня, в которой отразились богатейшие черты русского народа, огромный мир его мыслей и чувств».

«С детства понятия «Родина» и «Лемешев» были для меня неразрывными - за ними вставали певец и жизнь его народа, наша русская культура… он пел душой народа, и народ признавал за ним право на эту высокую честь».
(Солист Большого театра Юрий Гуляев).

Сергей Яковлевич Лемешев умер 26-го июня 1977-го года в Москве.
В 1978-ом году в его честь был назван астероид (4561 Сергей Лемешев).

P.S. В мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает о Сергее Лемешеве и о его творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось рассказать о своих личных впечатлениях. Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное.