Надо нучиться говорить правду

Михаил Мороз
               
В день 7 ноября мне случился разговор. Знакомая привела свою дочь, ученицу, – помочь ликвидировать пробелы в знаниях  по грамматике, накопившиеся в результате длительной  болезни девочки. Очень не глупая, с вострой памятью, она быстро справилась с предложенными заданиями. Таким смышленым и трудолюбивым детям я всегда дарю свою книжку – на память от автора с тщеславной  надеждой, что мои писания им когда-нибудь понадобятся. «И в честь сегодняшней великой даты и праздника», - добавляю я.

- Какого праздника? – изумляется девочка, десятиклассница.
Про четвертого ноября им, правда, что-то говорили, куда-то водили, чтобы вручить неимущим подарки, сувениры – для единства. А тут какое-то 7 ноября…


- Нет, нам про 7 ноября ничего не говорили, и  мы его не проходили по истории, - смущенно лопочет девочка, вовсе не оправдываясь из-за обнаруженного у неё невольного невежества.

- Аааа! Это какая-то революция. Мы сейчас шли, а старички возле памятника Ленину её красными флагами отмечали, - догадалась она

- Это не какая-нибудь, а Великая Октябрьская социалистическая революция, - говорю ей я, изо всех сил стараясь скрыть раздражение. Я понимаю, что не она виновата в своём незнании отечественной истории. – Неужели вам ничего не говорили об этом дне на уроках  истории?

- Может, и говорили, но всё так скучно и не интересно, что в памяти ничего не осталось, - был ответ. – И вообще, история – это такое скучное занятие для детей. Пусть взрослые в ней сначала разберутся как следует, потом нам впаривают всякие исторические причины и следствия…

 Дети справедливо ухватили суть проблемы: не разобрались взрослые люди, историки-профессионалы, с исторической правдой. Теперь мучаются сами и заставляют мучиться ученикам. Поэтому им, детям, скучно учить историю.

Кто повинен? При любых объяснениях вина в первую очередь ляжет на учителя. Потому что дети – точнейший барометр правды и лжи. Почувствуют ложь – не простят ему, учителю, флюгерных колебаний: в зависимости от политического ветра менять убеждения и принципы. Такой учитель представляется ученикам «продавцом подержанных идей» в зависимости от политических обстоятельств. Он в их глазах – прохиндей, ловкач, беспринципный человек, которому веры нет и не может быть. И история   уже кажется детям набором безнравственных фактов – прохиндиадой, неким мошенничеством в угоду господствующему классу. Если дети её и учат, то только из прагматических соображений – чтобы сдать пресловутый ЕГЭ.

Правда, есть ещё немногие ребята, которые изучают историю по «велению сердца». Но это счастливое исключение. Но часть и из этих «исключений» вполне может пополнить, совершенно того не замечая, лагерь лжеисториков,  искажающих историческую правду по идейным или конъюктурным соображениям, под влиянием дезинформации, потоком льющейся из кинескопной трубы.

А замалчивать историю Великого Октября, его значение для мира, его благотворного влияния на жизнь народов планеты – подло и опасно.

Ведь и капитализм, вопреки  желанию, вынужден был под влиянием Октября (перефразирую Маяковского)  «себя под Лениным чистить». Но не для того, «чтоб плыть в революцию дальше», а чтобы выглядеть перед трудящимися  не слишком хищным динозавром. Он делился с трудовым народом, чтобы совершенно сбить социальное напряжение. Это ему удавалось, пока существовал СССР. После разгрома уникальной советской цивилизации капитализм спешным порядком ликвидирует все социальные  завоевания народа, которые он получил под влиянием Октября.

Эту правду надо говорить детям, ибо ложь приведет к такому переоснащению сознания молодых людей, когда стрельба отечественного «брейвика» на основании собственных нигилистических манифестов покажется всем нам необычайно легкой шуткой. Поэтому роль учителя-историка, благотворное влияние его на молодых людей вырастает до огромных размеров.

Но для этого надо научиться говорить правду. Только правду.