Русский ноль. глава 8. дополнение 7

Виктор Прудников
Приложение


Заключение специалистов ЦАГИ
на обращение Прудникова В.А. по вопросу общего положения в сфере обороны в части, ка-сающейся авиационной промышленности


В обращении автора можно выделить три предложения, касающиеся:
­ использования водорода в качестве топлива, в том числе в авиации;
­ силовой конструкции элементов самолета, в частности крыла, кессон которого выполнен из труб, армированных по наружной поверхности волокнами из углеродных нанотрубок (ВУН);
­ помещение летчика в кабину с водой с целью преодоления больших перегрузок – до 30 g и выше.
Даны примеры использования этих предложений в ряде прикладных задач.

Идея использования водорода в качестве авиационного топлива, как известно автору, не нова и успешно апробирована, однако на современном уровне технологической готовности встречает ряд серьезных проблем: большой объем топливных баков, необходимость высокока-чественной теплоизоляции, неготовность производства для получения дешевого водородного топлива в промышленных масштабах путем электролиза воды.

Упомянутые автором газовые топлива, получаемые из нефти и природного газа, реализо-ваны в виде авиационного сконденсированного топлива (АСКТ) на основе пропан-бутанового ряда, которым были заправлены баки вертолета на жидком газовом топливе Ми-8ТГ, успешно прошедшем испытания в 1967 г.

Вторая инновация автора, связанная с заменой традиционного кессона цилиндрическими конструкциями, в принципе известна. Особенности предлагаемой конструкции ; связка труб (стальных, титановых), армированных волокнами из углеродных нанотрубок. Осуществляется предварительная натяжка волокон за счет удлинения труб вследствие создаваемого в замкнутых трубах избыточного давления путем накачки в них газа или жидкости. Однако вызывает сомнение в соблюдении условий по прочности трубы (диаметр трубы 100 мм, толщина стенки 1 – 3 мм, давление в трубе 800 атм. и более), поскольку алгоритм расчета не приводится. Поверочный расчет показывает, что при данных значениях параметров усилия, возникающие в стенках труб, значительно превышают допустимые эксплуатационные нагрузки. Кроме того, технология «обмотки» труб «суперволокном» находится в развитии и нуждается в решении ряда важных вопросов: совместимости по разнонаправленным деформациям связующего (эпоксидной, полиамидной и др. смол) и нановолокон, соответствия направления волокон вектору действующих на них сил, устойчивость к периодическим перепадам атмосферных параметров, циклическим знакопеременным нагрузкам и др.

Третья инновация по управлению самолетом и боевыми операциями летчиком, помещен-ным в кабину, наполненную водой, скорее относится к области фантастики. Трудности, возни-кающие при этом на современном уровне готовности технологий непреодолимы.

Автор излагает собственное видение перспектив развития военной авиации и концепции его боевого применения. Предлагаемый им проект пилотируемого истребителя под названием «Стриж» относится к 6-му поколению с пролонгацией на 7-е поколение данного типа самоле-тов. Приведены основные геометрические и весовые характеристики самолета: максимальное число М=4 – 5, высота полета 35 – 37 км, допустимая перегрузка 30 g (с учетом заполнения ка-бины водой). Ракетно-пушечное вооружение с учетом акцента на ближний бой. Указывается, что «Стриж» способен вести ближний (в зоне видимости противника не более 3,5 км) прицель-ный бой с применением пушек на сверхзвуковой скорости (М=1,7) с перегрузкой 18 g и угловой скоростью 18 град/сек, что однозначно представляется невозможным.

Вообще говоря, облик, условия и задачи применения летательных аппаратов военного на-значения определяются на основе прогнозных исследований, исходя из мировых тенденций развития военно-политической обстановки, военной доктрины страны, концепции ведения войны, научно-технических достижений и др. Необходимо также учитывать новые факторы прогнозирования. Методы ведения войны постоянно меняются. На современном этапе на передний план выдвигаются беспилотные летательные аппараты ; как разведывательные, так и ударного типа различной размерности, гиперзвуковые платформы, способные доставлять средства поражения до пункта назначения уже через час после принятия политического решения. Совершенно очевидным стал переход от традиционных методов ведения войны к использованию глубоко структурированных террористических группировок, комплектуемых профессиональными боевиками-наемниками (обучаемыми в сети постоянно действующих террористических баз) и снабжаемых заинтересованными странами, напрямую не участвующими в военном конфликте.

Исходя из вышеприведенного, компетентные органы вооруженных сил формируют технические задания (ТЗ) на разработку образцов ЛА с указанием их летно-технических и боевых характеристик. На основании заданных характеристик научно-исследовательские организации и конструкторские бюро авиационной отрасли промышленности проводят большой объем проектных, расчетных многодисциплинарных и экспериментальных исследований по определению облика летательного аппарата военного назначения, отвечающего заявленным требованиям. Автор не в состоянии выполнить эту работу в одиночку ввиду отсутствия у него необходимых для этого возможностей. Нет необходимости проверки его расчетных выкладок по причине принятых им ошибочных предпосылок относительно целесообразности создания суперистребителя «Стриж», его назначения и применения, а также достоверности его летно-технических и боевых характеристик.

К изложенному в качестве замечаний добавим, что в материалах автора не приведены ссылки на публикации в научных изданиях или доклады (если они есть) и результаты обсужде-ния представленных разработок в научных кругах. Отсутствуют рисунки, на которые автор делает ссылки из текста.

С учетом ряда имеющихся в материалах автора ошибочных утверждений и расчетов счи-таем, что автору не хватает знаний в области проблем создания военной авиационной техники, хотя он обнаружил определенную осведомленность в некоторых вопросах этой тематики. Предлагаем прекратить обмен посланиями по рассматриваемому вопросу (о возможности соз-дания суперистребителя «Стриж» и соответствующих этому новаций), рекомендовать автору более глубокое освоение указанных проблем и представить новые заслуживающие внимания проекты.




И.о. начальника НИО-10                А.В. Шустов

Ст. научный сотрудник                А.П. Дьячевский