Мое последнее изобретение в СССР

Виталий Овчинников
 

Предисловие

Разговор изобретателя с начальником:

-- А почему вы думаете, что ваша установка будет работать?

-- Я вижу это!

-- А почему я этого не вижу?

-- Не знаю!

Таких разговоров у меня, изобретателя,  с начальством было много. Первым обычно вступал в диалог со мной наш  Главный сварщик завода,  потому что именно  он определял техническую политику и технический   уровень развития сварочного производства на заводе. И он  первым подписывал мою заявку на изобретение.  И он задавал такой вопрос даже тогда, когда заявка сопровождалась математическими расчетами, а задавал он его потому, что он действительно не видел работу моего изобретения.

Как говорит старинная мудрость: все смотрят в лужу, когда она попадается им на пути. Но одни видят в ней просто лужу, а кто-то видит отраженные в ней звезды. А звезды в луже  видят поэты и …  изобретатели.

 

Мое последнее изобретение в СССР

 

Я уже рассказывал о моих изобретениях при разработке технологии сварки клапанов горячего дутья или шиберных затворов для доменных печей, где наши заводские позиции сильно потеснил Китай, начав по нашим лицензиям выпускать эти клапана у себя. И они у них были долговечнее и дешевле.

Так вот, диски этих «шиберов» после  сварки облицовывались  огнеупорным бетоном.  А перед их облицовкой поверхность дисков с обеих сторон «ошиповывалась», то есть,  покрывалась болтами, приваренными к диску  своими торцами. На каждую поверхность шиберного диска приваривали чуть ли не по сотне болтов головкой вверх. Технология  приварки болтов  была примитивная, и пригодная лишь для  идиотов.

Судите сами. Места размещения  болтов на диске  сначала  размечались по шаблону, затем  они «накернивались»  вручную  керном   и  уже потом  к диску   приваривались   болты  сварочным  пистолетом дугоконтактым способом.

Раньше диски шиберов «алитировали» алюминием, то есть, насыщали их  рабочие поверхности   алюминием с целью повышения их прочности и термостойкости. И вроде бы эти диски стояли неплохо. Но кто-то где-то наверху решил  заменить  процесс алитирования процессом бетонирования специальным термостойким бетоном.

И вот теперь завод расхлебывал эту замену.  «Дорасхлебывался» до того, что Министерство вместе с институтом ЦНИИТМАШ   вынуждено было объявить  творческий  конкурс на разработку технологию приварки болтов к поверхности дисков шиберов.

Я уже участвовал в министерском конкурсе на торцевую сварку двух штампованных половинок диска, где моя сварочная головка с оригинальной системой слежения за положением сварочной дуги относительно кромок свариваемых заготовок, заняла первое место и работает в цехе до сих пор. Теперь вот придется еще раз заняться этим самым диском.

Я рассуждал  просто.  Сварочная установка должна быть автоматической. Потому что болтов было очень много.  А раз так, значит,   в сварочной установке должен быть какой-то накопитель   этих самых болтов. Из накопителя болты должны поступать к месту  приварки болтов на диске шибера головкой вверх.

Значит, в накопителе должно быть размещен механизм их рабочей ориентации и последующей их транспортировки  к сварочной головке или в саму сварочную  головку.  И все эти механизмы кинематически должны быть взаимосвязаны между собой. Я уж не говорю про  механизм прижатия торца болта к поверхности диска перед сваркой.

Короче, задача передо мной стояла  технически очень сложная. И решить ее будет мне  не просто. Даже очень непросто. Чем, собственно говоря,  меня эта задача и заинтересовала.

Но мне удалось решить эту задачу. Удалось все -таки  найти приемлемое техническое решение для  моей установки по «ошипованию»   болтами  поверхности диска шиберного затвора клапанов горячего дутья.  И решение это оказалось   на уровне эскизного проекта, и на уровне заявки на предполагаемое изобретения.

В накопитель болты  засыпались  россыпью  совершенно произвольно до верхней ограничительной планки.  А далее все шло автоматически. В  днище накопителя  был размещен механизм ориентирования болтов головкой вверх,  связанный с механизмом их подачи в сварочную головку через вращающийся  металлорукав. И так далее и тому подобное.  Я уж не буду здесь  говорить про сам процесс дугоконтактной  приварки болтов и шаговую систему управления перемещением сварочной головки над поверхностью диска. Это были уже  простенькие технические задачи.

Проект этой сварочной  установки  получил первую премию по конкурсу  за лучшее техническое решение поставленной Министерством и ЦНИИТМАШ-ем производственной  задачи. Причем, получил один автор, что в те времена было большой редкостью.  Далее уже были  разработаны   рабочие  чертежи и открыт заказ на изготовление установки. Но… шел уже  1991 год, год начала развала СССР и начало полной остановки нашего завода.

Хотя  на  эту сварочную установку мной все же было получено авторское свидетельство СССР  на изобретение за номером 1 660 893 класс B23k 9/20 от 8 марта 1991 года, где я  был единственным и, наверное,  последним или же одним из последним Советских  авторов  изобретателей. 

Потому что вскоре ВНИИГПЭ был закрыт  и обратился   в ФИПС, то есть,  в  Федеральный институт промышленной собственности, который превратил  изобретателя  в примитивного собственника, в  элементарного  торгаша,  бизнесмена,  и   высокое понятие «изобретатель СССР»  совсем исчезло из  лексикона российских инженеров.

***