Записки из блокнота 4

Елена Пацкина
***
В чем искусство диалога? В умении слышать собеседника и адекватно отвечать.
Мне кажется, что привычка слышать возникает от желания понять, отсюда же умение отвечать «впопад». «Невпопад» отвечают, когда думают о своем, не слушая собеседника. Так что искусство диалога предполагает прежде всего заинтересованность в собеседнике, в обмене мыслями, чувствами и впечатлениями с созвучным человеком. Или собеседник может быть совершенно несозвучный, но достойный беседы. А дальше, как сказал поэт, «постигается потом и опытом безотчетного неба игра».
Можно ли этому научить? Думаю, научить нельзя, но при желании можно многому научиться.

***
 Одна из опасностей досуга для творчества – неумение им правильно распорядиться.  Когда все время твое, трудно его не транжирить, не растрачивать по пустякам. Еще трудней усадить себя за работу, если ее от тебя  никто не ждет. Которая, возможно, никому не нужна, кроме тебя. Ведь с собой так легко договориться и вместо сочинения своих текстов, завалиться на диван с книгой любимого писателя. Или просто пойти на прогулку. Или поболтать по телефону. А дни летят. И что-то еще не сказано мной…

***
Мы стараемся делать выводы из допущенных ошибок и совершаем новые. Ведь неудачи и поражения часто не что иное, как результаты предыдущих ошибок. Важно это в конце концов понять, чтобы не становиться постоянно на одни и те же грабли.

***
Что есть вежливость как не имитация доброжелательности? Ее отсутствие мы воспринимаем как грубость или, по крайней мере, невоспитанность. Хоть внутри себя невоспитанный и грубоватый человек может быть и добрым, и даже самоотверженным. Только проявляются эти его свойства, когда они востребованы обстоятельствами.
А вежливые «доброжелатели» иногда могут  колоться и язвить. Точно сформулировал поэт: «и вежливо жалят, как змеи  в овсе». А могут и погубить с любезной улыбкой.
Тем не менее, всегда хочется иметь дело с вежливыми людьми. Если вас не уважают, пусть хоть притворятся, что уважают. А мы сделаем вид, что поверили.