Лондон. Трафальгарская площадь. Ч. 1

Борис Готман
   Boris S.Gotman,Ph.D

 
   Первое знакомство с достопримечательностями знаменитой Трафальгарской площади началось для нас не в Лондоне, а в Венеции, когда рядом с церковью Святого Георгия на островке Сан-Джорджо мы увидели гигантскую надувную фигуру обнаженной беременной женщины  без рук и с изуродованными обрубками ног.

   Это была копия скульптуры Элисон Лэппер работы Марка Куинна (см.репортаж "Элисон Лэппер в Венеции"  (http://www.proza.ru/2013/09/24/18) .
   
   Элисон Лэппер была рождена с изувеченным телом, но с поразительной силой духа, позволившей безрукой и безногой женщине стать не только известным художником, матерью замечательного сына, но  и общественным деятелем.
 
   Пока наш катер шёл мимо острова, гид напомнила, что на главной площади Лондона есть четыре пьедестала, три из которых уже заняты памятниками выдающимся людям Британии.

   На них установлены статуи короля Георга IV (George IV), генерала Генри Хэвлока (Henry Havelock) и генерала Чарльза Джеймса Нейпира (Charles James Napier).

   Четвёртый  постамент, по некоторым сведениям,  предназначен для увековечивания памяти Елизаветы II. А пока скульптуры на нём регулярно меняют, помещая новые работы, отобранные специальным жюри.

   В то время, естественно, все наши мысли были обращены к Венеции, а  поездка в Лондон если и предполагалась, то в весьма отдалённом будущем.

   Мы просто приняли к сведению, что мраморная скульптура безрукой и безногой от рождения Элисон Лэппер, одной из жертв так называемой "талидомидовой трагедии",  была какое-то время  экспонатом четвёртого пьедестала.

   Но через несколько лет попав, всё-таки, в британскую столицу, мы решили узнать больше о талидомидовой трагедии, чтобы понять, почему именно британский скульптор Марк Куинн выполнил эту скульптуру и почему её установили на Трафальгарской площади.

   История эта началась в 1954 году, когда немецкая фармацевтическая компания Chemie Grunenthal пыталась разработать недорогой способ производства антибиотиков из пептидов.
 
   В ходе исследований был получен препарат, названный талидомид (Thalidomid), после чего начались изучения его свойств для определения сферы его применения.
   
   Выяснилось, что применение  талидомида оказывает успокаивающий и снотворный эффект. Принимавшие препарат люди рассказывали, что они спят всю ночь глубоким  «естественным»   сном.
   
   Как отмечает Википедия,  действие препарата впечатлило многих терапевтов, безопасное успокаивающее и снотворное средство выделялось на фоне существующих снотворных препаратов.
 
   Безопасность передозировки (случайной или при попытке суицида) препарата особо отмечалась в дальнейшем при продвижении этого продукта на рынке.
   
   В 1957 году препарат был официально выпущен в продажу в ФРГ компанией Chemie Grunenthal (сейчас Grunenthal GmbH) под названием Contergan, в апреле 1958 года в Великобритании его выпустила фирма Distillers Company под названием Distaval.

   Кроме того, талидомид поставлялся на рынок в составе лекарственных средств для самых разных случаев, например, Asmaval — против астмы, Tensival — против повышенного кровяного давления, Valgraine — против мигрени.
 
   Талидомид поступил в продажу в 46 странах Европы, Скандинавии, Азии, Африки, Южной Америки, где он выпускался под 37 разными названиями
 
   В августе 1958 года компания Grunenthal направила письмо, в котором отмечалось, что «талидомид — лучшее лекарство для беременных и кормящих матерей».
 
   Эта рекомендация почти сразу же была отражена в рекламе средства в Великобритании компанией Distiller, хотя исследования влияния препарата на плод не проводились ни немецкой компанией Grunenthal, ни английской Distiller.
   
   Талидомид стал успешно применяться для устранения неприятных симптомов, связанных с беременностью, таких, как бессонница, беспокойство, утренняя тошнота…
   
   Единственной страной, счёвшей безвредность нового лекарства недостаточно доказанной и не допустившей его на свой рынок, оказались США. Заслуга в этом принадлежит доктору Фрэнсис О. Келси, не поддавшейся давлению  фармацевтических фирм и не одобрившей препарат.
   
   Через несколько лет в странах, где талидомид применялся, был отмечен рост врождённых уродств. Такие уродства встречались и раньше, поэтому их поначалу не связывали с действием нового снотворного.
    
   Но очень скоро, несмотря на противодействие немецкой и британской фирм-изготовителей, было доказано, что именно приём беременными  талидомида привёл к поражению плодов.
    
   Начались иски, попытки фармацевтических компаний избежать судебные разбирательства и прийти к компромиссам с потерпевшими, публикации в газетах и запреты в Великобритании этих публикаций.
   
   24 сентября 1972 года  газета «Санди Таймс» ( The Sunday Times) опубликовала статью «Наши талидомидные дети —национальный позор»  о действиях компании  Distillers, о том, что предлагаемые ею компенсации не сопоставимы с ущербом, нанесенным английским семьям.
   
   Кроме того, в статье указывалось, что размер компенсации в 3 250 000 фунтов стерлингов, по сравнению с годовым оборотом компании 64,8 миллионов фунтов стерлингов и активами в 421 миллион, ничтожно мал.
    
   Статья вызвала широкий резонанс, в прессе поднялась волна интереса к этой теме, в связи с чем Distillers увеличила предполагаемый размер фонда до 5 000 000 фунтов стерлингов.
      
   Кроме того, как пишет Википедия, представители Distillers обратились к Генеральному прокурору, заявив, что эта статья, а также прочие упоминания обстоятельств этого дела в прессе являются проявлением неуважения к суду, так как дело ещё не закончено, и подобные публикации способны подтолкнуть судей к принятию предвзятого решения.
      
   В ноябре 1972 года Верховный Суд по иску Генерального прокурора выдал официальный запрет на эти публикации.
      
   Компания Times Newspapers Ltd подала апелляцию, найдя запрет на выполнение прямых обязанностей журналистов несправедливым.
      
   Апелляционный суд отменил решение Верховного Суда, но 18 июля 1973 года Палата Лордов возобновила запрет на публикации, и он действовал до 23 июня 1976 года.
      
   Однако давление со стороны общественности уже в декабре 1972 года заставило компанию предложить новый проект трастового фонда в размере 20 000 000 фунтов стерлингов, предусматривающий выплаты в течение 7 лет.
      
   10 августа 1973 года был основан фонд Thalidomide Children’s Trust, в задачу которого входила поддержка детей-инвалидов, чьи матери принимали талидомид на ранних сроках беременности.

   Правительство Великобритании освободило выплаты детям-жертвам талидомидовой трагедии от налогообложения.
      
   Так как значительная часть исков была отозвана в связи с договорённостью о выплате компенсаций, уголовное дело не возбуждалось и ответственности за случившееся никто из представителей Distillers не понёс.
      
   Всего, по сведениям Википедии, в результате применения талидомида порядка 40 000 человек получили периферический неврит, от 8000 до 12 000 новорождённых родились с физическими уродствами, из них лишь около 5000 не погибли в раннем возрасте, оставшись инвалидами на всю жизнь.
      
   Все лекарства, содержавшие талидомид, были запрещены к применению и отозваны из аптечных сетей.
      
   Но оказалось, что ставить крест на этом препарате рано!
      
   Чтобы не лишать читателя очень интересной информации и не заставлять его искать её в интернете, приведу подробное изложение отрывка  из статьи в Википедии:
      
   В 1964 году в Иерусалимском госпитале Хадасса Яков Шескин искал препарат, способный помочь смертельно больному пациенту, страдающему от тяжёлых воспалительных процессов, вызванных проказой.
      
   Среди больничных запасов он обнаружил талидомид.
      
   Доктор знал о том, что в Израиле и США препарат запрещён, но, поскольку больной страдал от невыносимой боли, не мог нормально спать несколько недель и был фактически обречён, Шескин решил дать этот препарат больному.
      
   После 20 часов сна больной смог впервые сам встать на ноги, а после последующего приёма талидомида его здоровье начало улучшаться.
      
   Такой же эффект от приема препарата наблюдался и у шести других пациентов со сходными симптомами.
      
   Позже доктор провёл ряд исследований в Венесуэле, результаты которых показали, что из 173 пациентов, принимавших препарат, полностью излечились 92 %.
      
   Дальнейшие исследования Всемирной организации здравоохранения на 4552 больных проказой пациентов показали 99 % улучшений состояния здоровья.
    
   Таким образом, появились предпосылки для возвращения препарата на рынок.
    
   Американский учёный-цитолог Джуда Фолкман (Judah Folkman)  одним из первых понял, что для остановки развития злокачественной опухоли в организме необходимо прежде всего подавить её кровоснабжение.

   Профессор-офтальмолог Роберт Д’Амато (Robert D’Amato), работавший с 1992 по 1994 год в лаборатории Фолкмана в Гарвардском университете, предположил, что свойства талидомида позволят примененить препарат для лечения тяжёлых онкологических заболеваний.
   
   В 1997 году профессор Барт Барлоджи (Bart Barlogie) проверил, насколько талидомид эффективен против злокачественных опухолей.
   
   Он дал талидомид 169 пациентам Арканзасского Центра исследования рака, которым не помогала химиотерапия и пересадка костного мозга.
   
   У большинства пациентов замедлилось развитие злокачественных опухолей, через 18 месяцев после начала исследований половина этих пациентов были ещё живы, вопреки обычной статистике.
   
   После двухлетнего изучения препарата в 1999 году Барлоджи сделал официальное заявление о том, что талидомид способен помочь даже тем больным множественной миеломой, на которых не действуют стандартные методы лечения.
   
   В 1990-х исследованиями талидомида начали активно заниматься учёные лаборатории американского профессора Гиллы Каплан (Gilla Kaplan) совместно с доктором Дэвидом Стирлингом (David Stirling).
   
   Было установлено, что талидомид и открытые в ходе его изучения аналоги могут эффективно использоваться в лечении многих тяжелых заболеваний, в том числе туберкулёза и СПИДа.
   
   16 июля 1998 года Управление контроля качества продуктов и лекарств США (FDA)  утвердило талидомид в качестве лекарства для лечения проказы.
   
   Так как после талидомидовой эпидемии FDA ввело дополнительные условия лицензирования лекарственных препаратов, производителям пришлось разработать сложную систему безопасности и обучения, включающую в себя строгий контроль за прописывающими препарат врачами и пациентами. В частности, пациентам вменяется в обязанность использовать максимально усиленную контрацепцию и запрещается быть донорами крови и спермы.
   
   Но вернёмся к  Элисон Лэппер и её статуе на четвёртом пьедестале.
   
   Эта статуя на Трафальгарской площади изменила её жизнь. Ей помогли основать благотворительную организацию,  объединяющую художников-инвалидов.
   
   Элисон стала известна и востребована не только в Великобритании, но и в мире.   
   
   Вот какую информацию можно получить, заинтересовавшись только одним экспонатом четвёртого пьедестала главной площади британской столицы! 
   
   Продолжение следует…