Понять и простить

Игорь Жилин
В конце учебного года штурман полка сообщил, что ко мне в эскадрилью придёт новый штурман из третьего полка – капитан Ахметов. Особой радости у меня это известие не вызвало. Раньше он на Ту-134 не летал, предстояло с нуля переучивать его на новый тип. Записал фамилию в боевой расчёт в «безлошадный» экипаж без самолёта и забыл –и без него забот полный рот. В эскадрилье тогда числилось пятнадцать самолётов при восемнадцати экипажах.

Недели через три прибегает ко мне старший штурман третьего полка, штаб которого располагался над нами на третьем этаже, с вопросом:

– Игорь, где у тебя Ахметов?

– Здрасте вам! Валера, не у меня, а у тебя. Я его в глаза не видел, вот есть только фамилия в боевом расчёте, да и та без инициалов. Кстати, когда ты его отпустишь?

От удивления у гостя глаза округлились:

– Да, я же его ещё месяц назад направил в твое распоряжение!

– Значит, заблудился по дороге. Ты, когда ко мне на второй этаж спускался, его на лестничной площадке не встретил? – отвечаю ему спокойно.

– Всё шутишь? А мне не до шуток. Человек пропал. Где его теперь искать?

– К сожалению, ничем помочь не могу. Спроси у его бывшего штурмана эскадрильи данные этого Ахметова: домашний адрес или телефон, если есть. Ищите. Флаг вам в руки и барабан на шею!

На этом и разошлись. На следующий день меня приглашает мой вчерашний визави подняться к нему в кабинет. Захожу и вижу, стоит какой-то капитан с покрасневшими ушами. Видно ему уже досталось на орехи.

– Познакомься, пропавший капитан Ахметов собственной персоной, – представляет Валерий мне моего нового подчинённого: – Я тебя к себе позвал, чтобы без лишних ушей решить, что с ним делать.

– Понять и простить, – невольно вырвалось у меня.

Все улыбнулись. Обстановка потихоньку начала разряжаться.

– Ёшки - матрёшки! Хорошо же ты начинаешь службу на новом месте. Где же тебя носило, сердешный, что ты три недели спускался с третьего этажа на второй? – беззлобно спрашиваю капитана.

– Не три недели, а всего шестнадцать суток, – уточняет за него бывший начальник.

– Ну, это сильно меняет дело. Всё равно под статью УК попадает.

– Я уже ему устроил допрос с пристрастием. Говорит, что с частной квартиры выгнали. Пока искал новую, жена в больницу попала, сидел с маленьким ребёнком, – словно оправдывая Ахметова, говорит Валерий.

Замечаю у него на столе Уголовный кодекс с заложенной страницей.

– Смотрю, вы тут книжки интересные читаете, Что там по этому поводу написано?

   – «Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств», – открыв нужную страницу, цитирует Уголовный кодекс штурман полка: – Как считаешь, тянут его оправдания на тяжёлые обстоятельства?

Вижу, что ему не хочется раздувать это дело. Я тоже не кровожадный. Зачем парню на взлёте крылья подрезать? Решили, что пока наши командиры ничего не знают, не будем их расстраивать и выносить сор из избы.

– Ты хоть понял, от чего мы тебя спасли? – обращается подполковник к виновному.

– Так точно, запомню на всю жизнь. Спасибо вам большое, – с такими словами Ахметов достаёт из портфеля бутылку коньяка.

Видно, готовился, стервец. Не пощади мы его – сам бы с горя выпил.

– А вот это лишнее. Если это взятка, то много. А если подарок – мало. Нас ведь двое.

– Да я сейчас сбегаю, ещё принесу – лопочет счастливый виновник.

Решим так, – подводит итог штурман полка: – После рабочего дня собираемся этим же составом в моем кабинете, чтобы скрепить нашу тайну и штурманскую солидарность. И больше об этом никому ни слова!

А Юра Ахметов впоследствии оказался неплохим штурманом. Сейчас он летает в МЧС.