Не сотвори себе кумира

Борис Ляпахин
               

Недавно В.В.Путин наградил Наину Иосифовну Ельцину орденом святой великомученицы Екатерины. В связи с 85-летием и, должно быть, за большие заслуги. Наверное, по праву. Намучилась, горемычная, за столько-то лет, натерпелась от замечательного супруга своего. А Путин, он вообще, благодарный человек, добро помнит и не топчет предшественников своих, как у нас прежде водилось. Тем более, что от Бориса Николаевича, при всех его прочих привходящих, он путевку в жизнь получил. Можно ведь так сказать? И Ельцин-центр извести не собирается, при все непотребствах, которые там недавно Н.С.Михалков обнаружил. В смысле извращенного толкования российской истории для подрастающего поколения.
А еще Владимир Владимирович благоволит к фамилии (в смысле семейству) Солженицына и всему, что с ним связано.
Кстати, как вы, уважаемые сограждане к Александру Исаевичу относитесь? Именно к нему и его творчеству и всей его обширной деятельности? Тут почему-то о нем много разговоров слышно. Не понятно только, в какой связи. С юбилеем каким? Круглой датой? Но ведь столетие Солженицына только в следующем году случится. А тут чтой-то Наталью Дмитриевну то и дело с экранов показывают. Про оперы говорит - ставить где-то собираются. С названием "Один день Ивана Денисовича". Вот бы послушать...
 Помнится, году в 2009-м в бытность премьером государства Владимир Владимирович с Натальей Дмитриевной встречался по вопросу (так в википедии сказано) изучения творчества Солженицына в российской школе. Как там у нас нынче по программе, дают что-нибудь школярам от великого диссидента?
Я тут услышал, что Борис Акунин будто бы его (Солженицына) в столпы отечественной словесности вознес. Его да Льва Толстого, да Василия Аксенова. И не только словесности, а бери выше. Дескать, нам, недостойным, ниспослана была свыше этакая вроде святая троица, чтобы мы учились, как жизнь свою употребить. Правда, я засомневался малость: а где все остальные-то? Где Пушкин с Гоголем, например, где Лермонтов Михаил Юрьич? Да и сам Акунин не из последних, я чай.
Намедни еще такое совпадение случилось. Полез я на кой-то ляд в письменный стол, куда уж полгода не заглядывал. А на самом виду в верхнем ящике пожелтевшая от времени газетная вырезка с вопиющим таким заголовком: "Какое время на дворе - таков мессия". Так это ж моя статья-репортаж от 31 августа 1994 года о встрече народа с недавно вернувшимся вермонтским изгнанником.
Перечел я статью и хотел было вновь ее напоказ выложить - как свидетельство тех дней приснопамятных. Но просмотрел еще и подивился. Легковерию своему, простодушию. И не только своему.
Вот ведь в Заповедях сказано: не сотвори себе кумира. А как не сотворить, если зарплату на заводе (я тогда на электромеханическом на станке ралюшки крутил) по четыре месяца не дают, вместо сахара в бакалейке цветной горошек по талонам отвешивают, за водкой в очереди морды бьют и курева вообще нету. Хорошо, хоть нам прямо в цех по бартеру сигареты в полтора метра длиной завозили - то ли отходы табачного производства, то ли еще неликвид какой. Правда, я к тому времени уж лет пятнадцать как бросил, мужики мою долю меж собой делили. А Борис Николаич с бодуна никак не очухается, да и мы всем кагалом будто тоже от похмельного синдрома  отойти не можем. Безнадега, одним словом. И тут вдруг из краев заморских, из таинственного Вермонта прибывает тот, который еще за четыре года до того всю Расею обустроить обещался.
Кстати, я с Солженицыным познакомился (заочно, конечно) еще в присно памятном 62-м году, когда , не помню уж, каким манером, попала мне в руки махонькая такая книжоночка - "Один день Ивана Денисовича". Я тогда еще салага был, только в мореходку поступил, но книгочей был запойный. И хотя мало чего соображал, но и я тогда изумился: как это оно, такое вот на божий свет могло выйти?
Потом, уже в семидесятые, в бытность штурманом на китобазе "Владивосток" на ночных вахтах врубали втихарца радио "Свобода" которое настойчиво и долго выдавало для затерханной советской публики "Архипелаг ГУЛАГ". Флотилия блуждала за китами от Аляски до Калифорнии и обратно, радиоголоса глушить там некому было, даже китам - наслаждайся сколько угодно, только замполиту не попадись.  Правда, тогда что-то не очень впечатляло услышанное, верилось с трудом: "голоса"-то вражьи. А нас воспитывали сурово: сексоты даже среди раздельщиков водились.
Позже, году в девяностом, кажется, брошюрка такая серенькая вышла "Как нам обустроить Россию". Ее тогда "Литературка" с "Комсомолкой" опубликовали тиражом едва не в полсотни миллионов. Но, признаться, я мало что в том "Обустройстве" и понял. Все про земства какие-то, будто Россия вся - это большая такая сельская нива, засеянная благообразными крестьянами с окладистыми бородами.
Кстати, я к тому времени уже прочно на берегу осел: доктора этак вежливо попросили как негодного в плавсостав...
Возвращение Солженицына из ссылки было как шествие триумфатора после великой победы - от Дальнего Востока и через всю страну. И встречали его повсюду действительно как мессию. Как Спасителя. Помнится, его тогда даже в президенты прочили.
И я тоже встречал, преисполненный телячьего восторга и ожиданий... А ведь так недавно совсем ожидали чего-то от Б.Ельцина. 
Я вчера жену спросил, как она теперь насчет Солженицына думает. "Не говори мне про них ничего, - это она. Они мне теперь все на одно лицо - что Ельцин, что Солженицын. Хотя Наину Иосифовну уважаю. Я ее каждый год на кубке Кремля вижу, как она заботлива к детишкам, как награждает их, напутствует. А Солженицыны... Они все о каких-то диссидентах-изгнанниках радеют. Так ведь давно все, кто хотел, домой вернулись, а что остались, значит, им там хорошо - чего им гранты-то отправлять. Нечисто тут что-то."
Вот и я под сурдинку задумался: а каким все-таки образом вся деятельность и творчество Александра Исаевича на жизни нашей сказались при всем том, как он о ней печалился. На той встрече в 94-м он погоревал, что никто из выступавших (до него) не посочувствовал миллионам наших сограждан, которые в одночасье (при развале Союза) оказались изгоями, а где-то и негражданами. Хотя нам и самим тут - быть бы живу. Да и сам он на некоторые вопросы от публики не ответил, уклонился вроде. Кто-то назвавшийся рядовым инженером сказал, что: "Недавно Шафаревич (признаюсь, кто он такой, этот Шафаревич, я тогда не знал) сказал, что пройдет время и нынешний президент будет оценен как Гришка Отрепьев. Либо Распутин. А как бы вы его оценили?"
Не оценил Александр Исаевич, не ответил. Так настоящий Мессия вряд ли поступил. И думаю я себе (уже теперь), что вклад Солженицына мы явно недооценили. Вклад его творчества в развал Советского Союза, который был вряд ли меньше  вклада Бориса Николаевича, подписавшего сговор о расчленении государства. А что поддерживают они кого-то там, в забугорье, так то такие же ярые антисоветчики, каковым был, полагаю, до конца дней своих Александр Исаевич (наверное, имел на то право). А что мы взяли у него для обустройства России, чтой-то не видать. И я почитаю его как писателя (уже за "Один день.."), хотя вовсе не поставил бы вровень с Толстым или Гоголем, Шолоховым и, тем более, Булгаковым. А уж как созидатель и реформатор был он вовсе никакой. По-моему.
Так что в школе  его изучать, наверное, можно. Хотя и с оглядкой.
Не сотвори себе кумира.