Осознавай, сепарируйся, учи

Ольга Ермакова-Хмель
1. Осознавать.

Любая женщина приходит к феминизму, имея сформированное представление о том, что ее жизнь в социуме и репродуктивный труд, который она вкладывает в него - это скромная часть великих задач, которые решает все "наше" общество под предводительством мужчин.

Это может быть задача самовоспроизведения человечества, в комплекте к которой идут спекуляции о том, что если мужчины не получают обслуживания, отчуждая репродуктивный труд женщин, четыре всадника апокалипсиса немедленно разгонят затянувшуюся патриархальную вечеринку.

Это может быть национальная идея, эксплуатирующая репродуктивный труд женщин для репрезентации "этнического превосходства".

Наконец, это может быть постмодернистская попытка реорганизации патриархата за счет интеллектуального и творческого ресурса современных образованных женщин, с тем, чтобы улучшение положения дискриминируемых групп, гуманная и благородная задача, над которой бьются интерсекциональные феминистки, не мешало отчуждению репродуктивного труда женщин в пользу мужчин.

Здесь я веду речь о том, что на момент, в который женщина начинает осознавать основы феминизма, у нее уже имеется корпус ответов, отвечающих на вопросы о ее месте в мире, описание, пользуясь которым она прожила всю жизнь и общественные связи, сформированные в соответствии с этими ответами и представлениями. Часть этих связей невозможно реформировать без потерь в уровне жизни и социальном статусе.

Не говоря уже о том, что выход из соревнования "я - самая привлекательная и мой репродуктивный труд - самый качественный" влечет за собой горькое осознание того, что "мой репродуктивный труд обесценивается и отчуждается". Через это понимание "я - жертва репродуктивного принуждения, жертва патриархата" очень сложно переступить по психологическим причинам. За подробностями могу отослать к многочисленным прокламациям на тему "мы не жертвы" и "наоборот, у нас привилегии".

В период, когда мы начинаем видеть действие патриархата в повседневной жизни вокруг нас, в семье, на работе, в пропаганде культуры изнасилования, в сексизме и мизогинии тех, кого мы знаем лично, начинается становление феминистского мировоззрения. Это прекрасный период, очень творческий, время, когда мы начинаем задумываться о вещах, которые до сих пор выносили за грань восприятия. Мы очищаем стены темницы, сдерживающей наш дух и рассматриваем ловушки, в которые попадали, мы рефлексируем, пишем, общаемся в феминистской среде. Наконец мы понимаем, что готовы дезактивировать ловушки и разрушить стены.

2. Сепарироваться.

Я очень хорошо запомнила момент, в который решилась подписать первую петицию. Какую неловкость внутри себя пришлось для этого преодолеть, сколько заткнуть испуганных и сомневающихся голосов. В одном из архаичных уголков сознания я обнаружила даже страх возмездия за это действие, реализующее мои человеческие и гражданские права, абсолютно законное.

Я преодолела этот страх, но смогла ли я сделать следующий шаг? Могу ли я отказаться от работы на патриархат? Что означает "отказаться от работы на патриархат", и если этот отказ подразумевает, что я урежу свои личные потребности, доходы, не буду искать своей личной выгоды, чем это поможет феминизму? Поможет ли феминизму в целом осознание, что мои выгоды - это как бы "воровство" ресурса некоторых дискриминируемых групп, ограниченных расой местом происхождения, исповедуемой религией, здоровьем, гендерной самоидентификацией, некоторые из них, к слову, свободны от репродуктивного принуждения, или это очередная ловушка, цель которой - не помочь этим дискриминируемым группам, а обессилить меня, держать на голодном пайке, укоротить мой пыл?

Ответы, полученные нами на первом этапе осознания, породили целый спектр вопросов сепарации, и к сожалению, значительная часть внимания феминисток в этой сфере продолжает уходить на слежку за тем, насколько неправильно другие феминистки решают эти вопросы в собственной жизни. Требования к феминисткам "жить так, как учишь" раздаются из самых разных лагерей, и обычно такие требования, нарушающие границы, всплывают, когда у оппонирующей стороны (будь то сексисты и тролли или феминистки "соседнего сообщества") заканчиваются доводы по существу.

На этом этапе движение начинает терять тех участниц, которые оказываются не готовы к обвинениям со стороны своих и приобретать тех, кто отделяется от противостояния между группами, начиная собственные проекты (и собственные конфликты).

Завершение второго этапа осознания и принятия феминизма наступает тогда, когда индивидуальные возможности сепарации реализованы, а убеждения не страдают от факта существования несогласных и конфликтов с ними. Наше индивидуальное мировоззрение сформировано, пора нести истину.

3. Учить.

И страх осознавать, и страх соответствовать, которые мы уже преодолели, не идут ни в какое сравнение со страхом "учить". Мы уже написали свои лучшие тексты на этапе осознания, когда формировалось наше феминистское мировоззрение, это были прекрасные, искренние, горячие тексты, в которых мы заново открывали для себя мироустройство, делились своими открытиями с подругами. Мы искали почву для объединения (мой ответ на сегодня: фокус внимания на репродуктивное принуждение, касающееся всех женщин) и заботились о горизонтальных связях, но однажды приходит время не "говорить, открывая", а "говорить, зная".

И это по-настоящему сложная задача, на пути которой стоят самые злобные стражи патриархата - вера в то, что мы не имеем права учить, надежда на то, что можно меняться, не меняясь, и любовь к нетаким.

Оказавшись перед необходимостью учить, мы вновь встречаемся с тем, что ни те, кто нас слышат, ни сами мы, не давали и не дают нам ни единого шанса быть неидеальной. Право на ошибку, и без того достаточно эфемерное, исчезает в наших собственных глазах. Ужас от того, что, уча, мы рискуем заблуждаться и настаивать на своих заблуждениях, может лишать нас дара речи. Обостряются многочисленные проблемы, связанные с иерархией, смешиваются во всех мыслимых пропорциях функции учительствующие и надзирающие, ограничения и заблуждения, свойственные любой мыслящей персоне, мешают как изложению, так и восприятию.

Все эти обстоятельства, помимо прочих, мной не затронутых, порождают потребность феминистской среды в научном знании, матчасти, мировоззренческой базы, которая начинает потихоньку складываться в нескольких редакциях одновременно. Поскольку наше движение не является религией, простым вариантом для неофиток "выучи матчасть и стань одной из нас" мы не располагаем. Преодолевая свое, сформированное при патриархате мировоззрение, каждая женщина неминуемо встретится с осознанием проблемы угнетения, соответствием своей жизни убеждениям и необходимости передавать свои убеждения, учить.

Да здравствуют трудности, сестры, на нашем феминистском пути.