651 Прохождение глиссеров 28 07 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 651. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». День ВМФ в Ленинграде. Прохождение глиссеров. 28.07.1974.

Фотоиллюстрация из ДМБовского альбома автора: Ленинград. БПК «Свирепый». Прохождение спортивных глиссеров с флагами ВМФ, Ленинграда и Гюйса, флагами СССР, РСФСР и всех 15-ти союзных республик, флагами спортивных обществ. За ними пронеслись одноместные скутеры во главе с чемпионом СССР по гонкам на воде. Потом за мощными катерами на подводных крыльях на водных лыжах спортсмены – мужчины и девушки совершали акробатические прыжки на волнах, повороты, скольжение спиной вперёд, водный слалом и даже прыжки-сальто. Это было настоящее зрелище! 28.07.1974.


В предыдущем:

Вот и всё, что можно было знать и узнать в июле 1974 года, глядя на стремительно и мощно проносящийся мимо БПК «Свирепый» новейший артиллерийский катер (АКА) пр.1204 типа «Шмель». Правда, чудно было видеть танковую башню на палубе катера, а также странные пустые трубы ПТУР (ракетной установки) на корме, но мы были рады новинке и искренне думали, что этот катер - «лучше всех». При этом мы твёрдо, уверенно и спокойно знали – БПК «Свирепый» пр.1135 типа «Буревестник» - вот, кто действительно «лучше всех»!

Как во время визита в Польскую Народную Республику (ПНР), на сигнальном мостике правого борта БПК «Свирепый», подальше от крыла ходовой рубки и командира корабля, рядом с нами, сигнальщиками и мной, «визуальным разведчиком», - находились наш корабельный медик, старший лейтенант медицинской службы Л.Н. Кукуруза и незнакомый мне капитан 2 ранга. Этот «кап-два» обладал, вероятно, энциклопедическими знаниями, потому что он нам вполголоса комментировал происходящее на водном празднике в честь Дня ВМФ и рассказывал о ТТХ (тактико-технических характеристиках) проходящих мимо катеров и судов.

После прохождения артиллерийского катера (АКА) пр.1204 типа «Шмель» по Большой Неве мимо наших кораблей и набережных, на которых скопилось тысячи людей, прошли торпедные катера с флагами ВМФ, Ленинграда и Гюйса, флагами СССР, РСФСР и всех 15-ти союзных республик, флагами спортивных обществ (смотри фотоиллюстрацию – автор).

Издалека из-под сводов Дворцового моста бесшумно показались пенные буруны, которые стайкой стремительно приближались к нам. Кто-то из сигнальщиков сказал, что это «глиссеры», но незнакомый «кап-два» его поправил: «Это скутеры!».

- Скутер – это одноместная спортивная плоскодонная гоночная лодка с подвесным мотором и реданом, - сказал нам доброжелательный незнакомый «кап-два». – Я на таком скутере «гонял» по озеру Харку близ Таллина в Эстонии.

Я не стал спрашивать, что такое «редан», но смутно помнил (или догадывался – автор), что это острые уступы на днище гоночной моторной лодки, которые и создают эффект выталкивания корпуса лодки из воды – глиссирование - гидродинамической силы, возникающей при большой скорости лодки.

У нас производят гоночные катера и скутеры с гоночными моторами OJ, ОД, ОБ и ОС классов, - стал рассказывать нам «кап-два», скутеры национального класса ОВ и ОС, мотолодки SB и SC классов, глиссеры R1, R2 и R4 классов, а также, например, мотолодки SA и SB классов.

Нам эти «классы» ничего не говорили и не объясняли, но всё равно было интересно слушать знающего и весёлого человека. Глиссеры или катера тем временем уже прошли мимо дебаркадера Адмиралтейской набережной и неслись вдоль корпуса крейсера «Железняков».

Впереди нёсся на предельной скорости, подпрыгивая и даже опасно взлетая на волнах Большой Невы остроносый глиссер-скутер. Водитель скутера практически лежал головой вперёд за низеньким прозрачным козырьком и его нещадно колотило во время этих стремительных взлётов и падений. Диктор и ведущий водного праздника Ираклий Андроников сказал, что это «чемпион СССР по гонкам на глиссерах».

За ним веером, также на большой скорости, оглушительно ревя моторами, неслась группа одноместных скутеров. С невероятной скоростью они пронеслись мимо БПК «Свирепый», «пронзили» пролёты моста Лейтенанта Шмидта и унеслись вдаль…

За этими глиссерами и скутерами также стремительно «летели» и будоражили-пенили воду большой Невы относительно большие катера на подводных крыльях, за которыми на длинных фалах скользили на водных лыжах девушки-спортсменки и крепкие мужики, все они были одеты в разноцветные спасательные жилеты. Некоторые неслись на двух водных лыжах, а некоторые – на одной лыже.

Что эти лыжники только не вытворяли!?

Я сразу же азартно загорелся желанием тоже попробовать прокатиться на этих лыжах, а всезнающий «кап-два» тут же торопливо и тоже азартно стал нам рассказывать, как это делается…

- Сначала надо сгруппироваться, - сказал нам «кап-два» и показал на себе, как надо правильно вставать на лыжах на «твёрдую» воду за движущимся катером.

- Надо занять такое положение тела, чтобы центр тяжести тела опущен как можно ниже, для этого нужно сесть очень глубоко в воду так, чтобы бедра были расположены максимально близко к пяткам, а колени близко у груди.

- В этой позе берёте в руки фал и как бы повисаете на нём, немного откинувшись назад. Руки должны быть чуть согнуты в локтях, а высота положения ручки фала должна быть на уровне центра живота.

- Потом тянете ручку фала к себе, что бы перейти в позу полуприседа, при этом спина должна быть прямая, подбородок параллельно поверхности воды, ноги чуть согнуты в коленях, руки чуть согнуты в локтях, ручка фала на высоте центра живота.

- Лыжи нужно направить в сторону катера и держать их параллельно друг другу, расстояние между лыжами 10-15 сантиметров, носки лыж должны торчать из воды, сами лыжи должны быть расположены к поверхности воды под углом примерно 45 градусов. При этом фал пропускается между лыж, за ручку фала нужно браться как можно шире, руки должны быть чуть согнуты в локтях и находится перед коленями.

- Почувствовав натяжение фала, надо не торопиться вставать на ноги, - надо скользить в сидячем положении, пока катер не разгонится. Через несколько секунд вы почувствуете, что вода стала «твёрдой» и она поднимает вас над поверхностью. Плавно выпрямляем спину, встаём на ноги и выводим лыжи на поверхность воды. Спина прямая, смотрим только вперёд, не под ноги, ноги чуть согнуты в коленях, руки чуть согнуты в локтях, ручка фала на высоте центра живота. Всё – скользим…

- Страшно вот так на лыжах водных? – спросил Л.Н. Кукуруза этого азартного рассказчика.

- Не-е-е! – живо ответил «кап-два». - Наоборот, абсолютная уверенность в себе, в свои силы и восторг!

- Лучше всего кататься на одной широкой лыже, - сказал «кап-два». – Ноги не «разъезжаются»… Скользишь себе с поворотами, туда-сюда, туда-сюда…

- Смотрите, - вскричал «кап-два», когда катера с водными лыжниками поравнялись с нашим кораблём. – Они сначала двигались прямолинейно, в кильватере за катерами, потом начали плавно «рисовать змейку», то есть кататься от волны к волне, поворачивать вправо и влево с помощью плавного наклона тела внутрь поворота.

- Потом они увеличили амплитуду «серпантина» и начали переходить за волну от катера вправо и влево, Смотрите, они всё дальше и дальше начали уходить как можно дальше в сторону от катера!

Действительно, спортсмены синхронно уходили в стороны от кильватерной струи своих катеров настолько, что стали занимать места ушедших в сторону товарищей. Для этого катера увеличили скорость движения.

С каждым разом спортсмены увеличивали расстояние, на которое они отходили от волны, потом стали так резко поворачивать, чтобы вернуться обратно, что за ними начали возникать веера-фонтаны воды выше их роста, синхронные действия лыжников были очень эффектными.

Потом спортсмены – водные лыжники стали скачком пересекать кильватерные валы от катеров. Сначала они показали нам одиночные прыжки-пересечения волн, а потом начали показывать настоящий лыжный слалом. При каждом повороте они начали наклоняться как можно ниже, ближе к воде, а амплитуда и скорость их переходов с одной стороны катера на другую увеличивалась.

Потом за одним из милицейских катеров на подводных крыльях неслась на одной лыже девушка в ярко красном спасательном жилете и чёрных плавках. Эта чемпионка по водной акробатике начала показывать не только переходы-перескоки через волны от ватера, а настоящие акробатические номера.

Она вертелась на своей лыже, скользила спиной вперёд, подпрыгивала с кильватерной струи в воздух, делала оборот-сальто, переворачивалась в воздухе и приводнялась на лыжу, круто погружалась и задирала лыжу в воду так, что практически взлетала в воздух, как с трамплина, и всё это на скорости, как сказал нам наш товарищ «кап-два», - 60-70 км в час!

Мы по достоинству оценили мужество и мастерство этой девушки-спортсменки, а я вдруг вспомнил мою Фею красоты и страсти, с которой танцевал «наш танец» на свадьбе Ирины и Славки Евдокимовых…

Мы дружно ликовали и ором приветствовали спортсменов на глиссерах, скутерах и на водных лыжах. Мимо нас промчались также ликующие спортсмены - водные лыжники, помахивая нам ручками в ответ на наши одобрительные крики и свист.

От рёва моторов и ора в честь героев-спортсменов болели уши, сводило челюсти. Наступил перерыв, но это был не перерыв, а тот самый сюрприз, который обещал нам голос Ираклия Андроникова…