Красота и совершенство

Валерий Казанцев
На первый взгляд понятия о красоте и совершенстве могут показаться схожими по своей сути. Но, по внимательному рассуждению приходишь к выводу, что между ними лежит целая пропасть, которая собственно и есть самая жизнь. Ведь совершенство подразумевает законченный и целостный вид духовного или материального творчества, если мы рассматриваем область искусственных (сотворенных человеком или при его активном участии) превращений исследуемых предметов. В нем воплощена конечная цель любого развития, заявленная, так сказать, к исполнению в любом аспекте жизнедеятельности человека. Иногда мы приписываем данное свойство и материальным объектам, наделенным естественными (природными) качествами, подразумевая под совершенством его неподлежащий дальнейшему улучшению в пределах основных свойств оценочный результат.

Таким образом, совершенство носит на себе, если можно так выразиться, божественную печать высшего творения или его венца. Так, например, сознательную функцию человека можно считать сегодня вершиной творения реального мира вселенной. Не будем перегружать текст данного эссе сверхъестественными вещами, наделенными сакральными качествами, а потому и перейдем к краткому описанию второго элемента означенной конструкции – красоте. Данное понятие по всем приметам относится к эстетическому аспекту, который однозначно указывает на позитивное восприятие человеческим понятийным аппаратом. То есть, красота является прямым свидетельством того, что сущность, наделенная ей, имеет свойство гармонии с окружающим миром. Например, красивая женщина нравится мужчинам по принципу гендерной принадлежности (женщины же завистливо строят коварные планы – шутка от автора), тем самым создавая нужную тональность в ее близком окружении. Тоже самое касается и предметов искусства, архитектуры, природных объектов и проч.

Но, при внимательном рассмотрении можно наглядно убедиться, что женская красота не только не является совершенством, но и требует целого ряда очевидных доработок. Этому служит объективным доказательством и отсутствие симметрии (части тела и отдельные его детали – например, лицо: глаза разного размера, нос неидеальной формы, щеки, губы), и явные дефекты кожи в виде родинок, прыщей, расширенных пор и т. д., волос, ногтей и проч. Кстати, идеальность и безупречность в данном контексте являются понятиями тождественными совершенству, с той единственной оговоркой, что они с точки зрения литературного восприятия не так грандиозно выражают абсолютность сущностного порядка.

Другими словами, можно сказать, что красота тем и привлекательна, что имеет свои неидеальные изъяны, которые и придают ей некий человеческий характер. Ведь мы оцениваем все сущее исключительно с точки зрения своей вовсе не безупречной природы. Идеальность воспринимается нами как некий продукт или сверхъестественного порядка (абсолютный схематизм), или, на худой конец, если это касается человеческой деятельности, механического производства. То есть, высокоточное воспроизведение первоначального замысла приводит наше восприятие не в состояние восторга, а только лишь в осознание качественно выполненной работы, которая никогда не будет вызывать восторга, ограничиваясь лишь удовлетворением.

Пожалуй, здесь присутствует приземленное понятие возможности собственного соответствия. Если мы находимся в непосредственной близости к красоте (той, которая неидеальна), то и наша причастность к ней обретает совершенно реальный масштаб восприятия. Однако когда речь идет о чем-то совершенно безупречном (совершенном), то нам сразу же кажется, что здесь дело касается чего-то сверхъестественного, то есть, довольно сильно удаленного от нашей действительности, а потому и чужеродного. Но это все рассуждения, связанные с неосознанным восприятием действительности, то есть, на каком-то интуитивном уровне. А сейчас хочется именно пофилософствовать по данной теме с тем, чтобы привести структурную взаимосвязь «красота – совершенство» в строгую систему закономерностей, от которой можно строить совершенно осмысленные заключения.

Промежуточный вывод такой – совершенство является целью всего сущего и материального, включая энергетическую или духовную проекцию человека (достижимого только в аспекте Бога или Абсолюта, то есть, нереальной сущности высшего вселенского порядка), а красота имеет очень даже реальный вид, сопровождающийся позитивным восприятием. В связи с этим хочется отметить то, что красота может соотноситься с вестником совершенства в том смысле, что она как бы выстраивает траекторию достижения конечной цели. То есть, если мы находимся в «нулевом» цикле и ставим себе предельные цели (чем более нереальные и труднодостижимые, тем лучше) в качестве совершенства, то путь к их достижению будет проходить через знаковые места, отмеченные как раз красотой.

Без примера здесь не обойтись, но так как автор склонен к идеализации человека, то и примеры будут исключительно из глубокого духовного мира, а не из области физиологии или, как сейчас принято отмечать данный спектр жизнедеятельности человека, сферы «Красота и Здоровье». Итак, пример…. Некий среднестатистический член социума (не сильно блещет умом и приятным характером) решил-таки встать на путь истинный и усовершенствовать свою духовную и сознательную организации. Этот деятельный гражданин всеми силами борется с гневом, завистью, блудом, жадностью и проч. пороками своей испорченной генетикой и окружающей его с рождения внешней средой души. Он также записался в районную библиотеку и с усердием принялся осваивать те литературные труды, которые входят в ТОП-1000 для лучших представителей народонаселения Земли.

Через пять лет люди, хорошо знавшие его с детства, стали замечать, что человека просто изменили – «серая и злобная крыса» стала превращаться в прекрасного друга, коллегу, гражданина, родственника. Этому экспериментальному человеческому экземпляру никогда будет не суждено стать святым, на которых собственно он и стал равняться с самого начала своего пути исправления, но духовный рост и душевная красота явились миру со всей очевидностью. Этот результат мы сейчас и зафиксируем в качестве элемента красоты на пути достижения совершенства. То есть, вектор задало понятие «совершенство», а правильность прохождения маршрута была проверена тестами на «красоту».

На первый взгляд может показаться, что все эти тематические рассуждения имеют банальный характер и больше относятся к демагогии, чем к прогрессивной человеческой мысли. Но, давайте-ка разберемся более внимательно, что нам это дает в качестве инструмента для совершенствования своей жизни. Первое, без цели жить нельзя – это данность относится не к сложным умствованиям, а именно к рассуждениям со статусом математической аксиомы. Ведь бесцельная жизнь скатывается в скотскую плоскость, где и превращается в исключительную физиологию (полный дефицит духовности, отождествляющей человека с сущностью, наделенной сознательной функцией). Из этого вытекает второе условие на «правильные» жизненные ориентиры – цель должна соответствовать понятию «совершенство». То есть, не годится строить дом, рожать сына и сажать дерево, также как не подходит и паломничество в Иерусалим, например. В этих примерах полностью отсутствует аспект идеализма и безупречности совершенства. На мой взгляд, примером совершенства может служить такая цель как избавление от грехов (пороков), с одной стороны, и максимальное увеличение богоугодных (совесть в качестве первого оценочного механизма) дел. Достигнуть святости не получится, хотя бы по тому, что это исключено пожизненным порядком ее присвоения. А потому и духовный рост будет оцениваться на определенных этапах жизни методом причастности к красоте. Третье и последнее – красота будет питать человека энергией как некая благодать, чтобы он не остановился посреди пути, осознав его недостижимость, заложенную в самом принципе. Именно эта красота – благость – позитивная энергия и будет той сущностью, которая наполнит жизнь человека смыслом и желанием непрестанно развиваться.

В качестве резюме данного эссе хочется выделить именно смысл жизни, который многие наши современники утеряли и не могут найти, оправдывая свое унылое и депрессивное состояние фразами типа «Жизнь не имеет смысла, так как конечна». И еще…. Даже если вы в качестве некоего первоначального опыта будете ставить себе банальные цели из области образования, карьерного роста или финансового благополучия, то и тогда в процессе движения вперед питание энергией красоты будет дополнительно мотивировать. Другое дело, что по достижению цели человек почувствует опустошенность и дефицит дальнейшего желания развиваться, а переориентация на новые задачи и ценности никак не может отнестись к числу легких препятствий. Лично мне эта дуальная конструкция «красота – совершенство» очень напоминает нераздельную парочку «форма – содержание». Именно движение на пути к совершенству и составляет суть или содержание человека, а красота служит ему одеянием или формой в текущий момент развития. Вот и получается, что насколько человек красив (аспект каждый выбирает себе сам) – настолько он и эффективен!

Так как сегодня методология управления социумом использует, как правило, такой примитивный инструментарий как мода, тренды и тенденции развития, то и ожидать тяги к прекрасному со стороны зомбированных антигуманными идеологами от масс-медиа людей (особенно молодежи) не приходится. Конечно же, думающая часть населения всегда будет искать решения сущностных проблем за пределами искусственных шаблонов, ведущих в бездну деградации личности, но вот безвольные и ущербные людишки с пассивной душевной организацией попадут под пресс врага человеческого в первую очередь. Будьте бдительны, товарищи – атеисты и иже с ними! Все ваши депрессии и агрессии идут из понятного источника!