Экзамен на американское гражданство

Леонид Ейльман
 
 Моей матери было  92 года, когда возникла необходимость сдать ей экзамен для получения американского гражданства. Среди эмигрантов распространился слух о том, что только граждане США имеют право на получение социального пособия по старости. Конечно, выучить английский язык в 92 года уже не представляется возможным, поэтому американская иммиграционная служба предложила сдачу экзамена на родном языке при условии предоставлении справки от врача, указывающей на причину невозможности сдачи экзамена на английском языке для данной персoны.
Я с матерью отправился к русскоговорящему врачу за требуемой справкой и изложил ему нашу проблему.
- Как обосновать невозможность выучить английский язык в ее возрасте? Я попробую проверить ее память.  Мадам, запомните пару слов: автомобиль, фотограф.  Через три минуты я их cпрошу, а пока скажите мне где вы родились?
- Как где? На кровате, не в хлеву же!
- Я хотел Вас спросить  о стране рождения.
- Я родилась в Российской империи.
- В какой ee части?
- Я вся там родилась, а не по частям!
- Почему Вы оставили Россию?
- А разве ее можно взять с собой? Я даже шкаф “Болгарию” оставила, а ведь для  того, чтобы его купить я три недели ходила отмечаться в очереди при мебельном магазине .
- Теперь, пожалуйста, вспомните те слова, которые я просил Вас запомнить.
- Самопэр припер мордоляпу.
- Что, что? Это на каком языке?
- “Самопэр”-  это автомобиль, а “мордоляпа”- это фотограф. Эти слова Вы просили запомнить вот я их и запомнила мнемоническим приемом. Ведь я преподавала в украинской одесской школе русский язык. Тогда в двадцатых годах хотели избавить украинский народ от русских слов вот и изобретали новые слова.
- Доктор! Она почему- то хорошо помнит то, что было с ней в детстве и годы юности. Но она не помнит события сегодняшнего дня. Она вспоминает, как приветствовала царя, когда он посетил гимназию, в которой она училась или как ее наградили розовой лентой за игру на мандолине.
- Хорошо, мадам, пожалуйста объясните мне: как Вы будете действовать, если заблудитесь в нашем городе?
- Я обращусь к полицейскому.
- Но Вы не знаете английского языка и адреса проживания.
- Это проблема полиции.
- Вот видите доктор. Я прошу ее запомнить то, что наш адрес лежит в кармане ее кофты. Никак она не может эту посьбу выполнить.
 - Я не нахожу, что у Вашей матери есть сильная деменция, то есть старческое слабоумие, которая мешает ей выучить английский язык, но  есть склероз: поэтому она вспоминает наиболее яркие события молодости. Постепенно она перейдет к событиям юности, школьных лет,  потом детства. Но склероз в старости имеет положительные моменты.  Человек озабочен мелкими проблемами и не скучает. То он ищет очки, которые на его носу, то пытается вспомнить принял ли он лекарство или нет. Склеротик может читать один и тот же роман несколько раз с неослабевающим интересом. Склероз нельзя вылечить, но о нем можно склеротику забыть,  как о денежном долге. От склероза ничего не болит, а каждый день в новость. Как утверждают врачи склероз тяжел в лечении, но склеротику легко в раю - он грехов не помнит и каяться ему не приходится. Я поставлю в справке пятидесяти процентная потеря памяти поскольку она не помнит, где родилась в хлеву, как сын Бога или в кровати, как богатая леди.
 Эта справка дала нам возможность пойти на экзамен. Я и жена одели мою мать в нарядное платье и поехали на экзамен. Зал ожидания интервью был полон людей, ожидавших вызова к экзаменатору. Жена спросила мою мать: понимает ли она куда и зачем мы приехали?
- Я понимаю то, что мы на вокзале и ждем поезда. Но куда мы должны поехать я не знаю.
 - Мы никуда не едем. Сейчас тебя вызовут и будут задавать вопросы. Здесь проводят экзамен, который нужен для получение американского гражданства.
 Молодая симпатичная девушка представилась нам, как офицер иммиграционной службы.  Она взяла мою мать с собой. Я попросил ее разрешить мне присутствовать при экзамене. Она согласилась поскольку боялась того, что мое отсутствие испугает мать. Ведь девяносто два года это не шутка. В США есть приятный обычай. После достижения  девяностолетнего возраста  сам Президент поздравляет юбиляра с днем рождения по представлению ему данных институтом помощи старикам.
Девушка начала беседу с мамой с предупреждения о том, что она достигла такого возроста, что экзамен этот будет пустой формальностью.   
 - Почему Вы решили стать гражданкой США?
- Потому, чтоб не сняли социальное пособие.
Тут я вмешался: “Для того,чтоб участвовать жизни страны и поделиться с ней своим богатым житейским опытом!”
Девушка-oфицер остановила меня: “Вам запрещено отвечать за экзаменуемую!”
- Где находится Вашингтон? 
- Он давно умер. Честно скажу, что не знаю где его похоронили.
А кто Президент США теперь?
- Как кто? Рузвельт!
Девушка офицер сделала вид что не слыхала ответа.
- Вы обязуетесь поддерживать Конституцию США?
- А она падает? В России она никому не нужна и пусть спокойно лежит и ее никто не собирается поднимать. Не буди лиха пока оно тихо ! Как я могу ее поддерживать, когда сама еле стою: всегда стараюсь сесть.   
- Если на США нападет враг, то Вы согласны ли встать на защиту нашей станы?
- Конечно! Я так стара, что меня можно показывать из окопа, чтобы испугать врагов!

 - О’ кей. Благодарю вас. Вы успешно ответили на все вопросы.