Нелегалка-2016. Глава 22. Рим не отпускает

Наташа Лазарева
Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2017/03/21/1822


По утрам мы разлипаем веки и сонно наблюдаем за Любой. Наша койкосдатчица занимается гимнастикой, с гантелями, до седьмого пота, а потом идёт в душ.
          Мы спим на трёхспальном раскладном диване в гостиной. Здесь Люба и машет руками-ногами, приседает, наклоняется, и поругивает нас за лень. Мы зеваем, потягиваемся, отпускаем заслуженные комплименты физкультурнице.
          За завтраком Люба вдруг сказала: «А что, девчонки, оставайтесь! Работу найдём, зарплаты в Риме намного больше, чем вы на своём острове получали!» Мы переглянулись. Я нервно выдохнула: «Я – пас. Мне пенсию надо оформлять. И маме без году девяносто. Я должна вернуться». Тамара задумчиво выпила чай, вымыла посуду, вышла на балкон, закурила и сообщила: «А я согласна!» Я уставилась на неё: «Ты с ума сошла? Билет… Самолёт… Твои дети… Гостиница в Питере забронирована…» Тамара ответила совершенно серьёзно: «Разберу багаж, подарки и деньги передам с тобой. Дети не маленькие, по Питеру без меня отлично погуляют. А я всегда мечтала жить в Риме».
          Люба, бесстрастно наблюдавшая за диалогом, поддержала Тамару: «Правильно!» Я воскликнула: «Мы же без пермессо!» Люба загасила свою сигарету: «Ну и хрен с ним. Здесь так же без документов работают. Закона по всей Италии не было, а не только на вашей Сицилии». Я повернулась к Тамаре: «Ты серьёзно?» Она улыбнулась: «Да. Ты же не откажешься передать моим детям пакет?» Люба взглянула на меня: «Наташа, ты точно не хочешь остаться?» - «Хотела бы…» - «Оставайся!» - «Не трави душу…» Тамара повторила: «А я останусь!»

          После первомайской мессы в Ватикане и последующего ударного осмотра достопримечательностей, мы с удовольствием бы провалялись весь день в койке. Но у нас оставалось всего три дня на прогулки по Риму. Поэтому мы нарядились и отправились искать виллу Боргезе. Меня сводила с ума мысль о возможности увидеть галерею Боргезе, шедевры Караваджо, Рафаэля, Леонардо, Бернини… Манили Ван Гог, Дега, Сезан, Модильяни…
          Мы вышли из метро и смело вошли в парк. В лес. Огромный и пустой. Так неожиданно, посреди шумного города – заросли с дорожками, которые ведут неизвестно куда. Карту Рима мы не купили, как-то понадеялись, что сориентируемся, тем более, что Тамара уже не раз была здесь. Но мы не знали, что кроме карты Рима надо иметь карту Виллы Боргезе. 80 гектаров посадок, памятников, зданий на холме Пинчо. Ну, это я сейчас такая умная. После того, как прочувствовала масштабность Рима. В Питере тоже есть большие парки, и Приморский парк Победы, например, в два раза больше по площади. Но в нём не заблудишься, потому что там тебе и аттракционы, и стадион, и виды на залив и город, и выставки под открытым небом.
          Здесь на одной дороге мы нашли схему парка, сфотографировали. Пошли куда-то. И наткнулись на памятники Гоголю и Пушкину! Вот так, внезапно. Даже глазам не поверили. Однако, классики наши свободно рассиживали под небом Италии, и мы, посмеявшись немного нервно, как-то успокоились. Когда своего встречаешь на чужих землях, жить легче становится.
          Мы шли час. Обошли вокруг водоёма, по улице Озёрной (viale del Lago), посмотрели на уток, гусей и черепах, в изобилии копошащихся на мелководье, со стороны полюбовались на Храм Асклепия (Эскулапа).
           Потихоньку пришли к какому-то спуску, с фонтанами, внизу была дорога, остановки транспорта, за ней – дворец. Сходили туда, оказалось не то. Посмотрели какую-то выставку, вернулись в парк. Навстречу нам шагал молодой мужчина, разговаривая с кем-то по телефону. Я окликнула его, извинилась и спросила, не подскажет ли он дорогу к знаменитому дворцу. Итальянец извинился перед собеседником, отключился, открыл в интернете карту и показал нам дорогу.

          Теперь мы понимали, в каком направлении двигаться. По дороге зашли в музей Карло Билотти — галерею современного искусства, в которой представлены произведения живописи и скульптуры из собрания итало-американского коллекционера Карло Билотти (1934-2006). Вход бесплатный. Нам очень понравилось. Хоть отдохнули от поисков очага культуры среди леса. Насмотрелись на картины, скульптуры, сфотографировались на каменных львах, разлёгшихся перед заброшенным фонтаном.
          Дошли до дома-музея Пьетро Каноника (1869 – 1959), итальянского художника, скульптора и композитора. Экспозиция содержит не только знаменитые работы мастера, но включает в себя антикварную мебель, картины художников–пьемонтцев XIX века и экспозицию фламандских гобеленов.
          Здание, окружённое зубчатой стеной в средневековом стиле, город Рим подарил художнику в 1926 году. В конце жизни Пьетро вернул особняк городу с пожеланием, чтобы после его смерти здесь был открыт публичный музей. Посетителей встречают две бронзовые скульптуры работы Каноника, расположенные перед воротами: памятник «скромному герою» Первой мировой войны - мулу горной артиллерии Скуделе, награждённому золотой медалью «За воинскую доблесть», и памятник неизвестному альпийскому стрелку. Вход бесплатный.
          В музее нам понравилось всё. От и до. Ещё мне понравился урок рисования школьников средних классов, проходивший в одном из залов. Дети сидели и лежали на полу, рисовали, переговаривались, рассматривали скульптуры. Преподаватели не делали никому замечаний.
          От усадьбы дошли до фонтана Морских коней. Заметили среди деревьев и осмотрели памятник королю Умберто Первому. И, наконец, по улице Музео Боргезе дошли до искомого здания.
          И вот здесь нас ждало жесточайшее разочарование. Оказалось, что во дворец билеты распроданы на месяц вперёд!!! Если мы хотели туда попасть, надо было давно купить билеты через интернет. Делать нечего, мы пошли прочь, вдоль садов, зданий, статуй, наслаждаясь солнцем и тишиной, к метро, или на автобус. Ну, что увидим, на том и поедем. В конце концов, у нас безлимитный проезд в течение недели, мы хотим увидеть Рим со всех сторон!
          Мы доехали до фонтана Треви. Я не ожидала, что он до такой степени великолепен! Господи, как мне нравится Рим… Добрались до Испанской лестницы. Но она была закрыта на реставрацию. Площадь заполняли толпы, как на мессе в Ватикане. Мы ушли оттуда и до вечера гуляли по городу, заходили в магазины, отдыхали в церквях, перекусили в кафе.

          Дома Тамара и Люба договаривались о том, на каких условиях Тома будет жить здесь, какая работа её интересует, какой график, какая оплата.
          Я потягивала пиво, купленное в LIDL, жевала пиццу, из пекарни напротив нашей автобусной остановки, и восхищённо завидовала подруге: ну, надо же! Вот так просто, взять и поменять направление! Я, по сравнению с Тамарой – нерешительная перестраховщица.
          Мы уснули под какой-то длинный сериал. Телевизор тоже в гостиной. Отбой у Любы в 21-00, но она подсела на этот сериал. Названия не помню, фильм русский, страсти индийские, только без песен и плясок. Две сестры, куча денег, пластические операции, все друг от друга прячутся, друг другу завидуют, какой-то муж, по очереди обеих… Я быстро запуталась. Тамара отвернулась от экрана и моментально уснула. Мне не спалось, но телевизор не мешал. После нашей коммуналки в центре Питера я на звуки вообще не реагирую. Лежала и думала о Тамарином решении, представляя огромный Рим и её, маленькой точкой движущуюся по лабиринту улиц.

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/04/04/806