Пустоцвет. Глава 21. Пристанище

Ольга Резниченко
Глава 21. Пристанище

Памяти П. О. Ф., Р. О., Ж. А. Ф., А.
а также...
посвящается д. Дребск (Беларусь), д. В. Бобрык (Украина), д. Добровольск (Россия).

***
Скрипнули петли, дернулось полотно. Выскочил из дома Костя (одетый уже: темный свитер, серые спортивные штаны). Быстрые шаги ко мне ближе - и дернул на себя дверь. Протянул руку - поддаюсь, выбираюсь наружу.
Но едва поравнялась рядом, как тотчас ловкое движение - и подхватил меня себе на руки. Обвилась испуганно вокруг шеи.
- Это что еще? - нервически улыбнулась, заплясав взором от глаз его к губам и обратно.
- Земля холодная... - шепотом.
Робкая, едва заметная его ухмылка.
Разворот - и понес в сторону крыльца.
Шаги по ступенькам, движение, удар плечом - и поддалась дверь. Еще мгновение - и опустил, поставил меня на деревянный пол. Но все еще из объятий не выпускает.
Томные вздохи, сплетение взглядов, и вдруг приблизился, шепнул на ухо:
- Не бойся и не смущайся. Хорошая она. Присмотрит, пока меня не будет.
- В смысле, не будет? - отчаянно. Глаза округлились. Запекло в горле. И пусть знала, понимала, ожидала такой исход - согласиться с ним... уж никак не хотелось.
- Я потом приеду, как немного разгребу всё.
- Пожалуйста, Кость! - взмолившись, едва не плача.
- Лиза... это не обсуждается. Не сейчас. А теперь пошли в дом. Ты и так замерзла, не хватало еще заболеть. И вообще, мне еще ребят нужно вызвонить и сюда пригнать.
- Пахомов! - рычу злобно.
Но игнорирует. Отстраняется и едва ли не силой меня разворачивает к следующим дверям, ведущим уже из сеней... в сам дом.
Дернуть за ручку - и явить в нашу темень блаженный, но такой горький, сулящий скорое расставание, свет.

***
- Анна Федосеевна, - махнул рукой на пожилую женщину, старушку, в темно-бардовом вязаном свитере, в длинной, до пят, юбке из грубого сукна темно-коричневого цвета, и в белом платке, украшенном ярко-красными с блестками розами. - А это, - обернулся ко мне, - Лиза.
- Очень приятно, - смущенно прошептала я, пряча взор. Руки тут же невольно скрестила на груди, стыдливо прикрывая откровенно постыдный свой вид (благо, хоть застегнула эту... все еще влажную, местами грязную (после мусорных баков-то), зловонную... но любимую рубашку).
- И мне очень, внучка. Будь как дома, - встала с места та - и хоть медленно, неловко, а все же чувствовался ее задор и стремление быть куда собранней и участливее, нежели позволяла ей ее старость.
Пошаркала в комнату. Но на пороге неожиданно замерла. Полуоборот – и устремила на меня добрый, заботливый взгляд:
- Ходи сюда, - махнула рукой. - Я тут кое-что тебе нашла...
- Ладно, разбирайтесь. Я скоро буду, - вмиг, будто на разрыв меня пробуя, отозвался и Костя. Мягко, добро, виновато. - Если что, я во дворе.
- Только недолго, - недовольно буркнула женщина. - А то еда постынет. Эх... знала бы, чего добренького приготовила, вкусненького.
Улыбнулся как-то странно Пахомов. На миг показалось, будто вспыхнул в его глазах... детский, игривый огонек, взрываясь забавой и радостью, вторя чему-то потаенному, былому, давно забытому... но до безумия приятному и родному.
Ухмыльнулся:
- Постараюсь.

***
Из дальнего угла, аккуратно сложенные стопкой, достала и протянула мне несколько ситцевых платьев Анна Федосеевна. Всучила в руки, даже не желая слышать мое блеяние, смущенный, нелепый отказ.
- Бери, - добро так, улыбаясь, но с напором, гаркнула та. Взмахнула освободившейся рукой. - Всё равно... струхнут. Сколько времени и так пролежали... без дела. Куда они мне? От невестки осталось. В свое время, как приезжала, в прок запаслась да оставила. А потом и забирать отказалась: сказала, немодное более... и в городе так больше не ходят. Не знаю, модное - не модное: удобное, целое, опрятное - а что еще от одежины желать?
Невольно рассмеялась я столь странному, но четкому и верному суждению:
- Благодарю.
- А эту... снимай, - кивнула на меня. - Давай замочу, а завтра постираю - и будет, как новая.
- Да ладно Вам, - смущенно залилась я краской. - Я сама... Вы только покажите мне... что да где.
- Ой, ну полно, внучка. Чего ты... как не родная? - огорошила меня откровением, отчего я даже поперхнулась своей слюной.
- Не хочу быть обузой.
- Обузой? – удивленно, шумный вздох. - Нашлась мне... обуза.
Загадочно, добро как-то улыбнулась старушка:
- Ладно, не буду отвлекать. Если надо, ванная – там, - махнула куда-то в сторону сеней рукой. - А так… переодевайся - и в кухню иди. Накроем на стол - да хоть поужинаете. Правда, я ничего такого особого не делала. Но можно солонину открыть... Баночку помидоров... Пусть только в кладовку сходит, сам выберет и принесет. А вообще, сейчас по-быстрому лучше бульбу сварю. Да шкварок нажарю... Костик их очень любит, - забормотала задумчиво себе под нос, уже отвернувшись и пошагав в смежную (меж сенями и этой залой) комнату-кухню. - А то супа мало, макароны охололи давно... да и глизовые какие-то в этот раз получились…

***
- Во-от! - радостно хлопнула в ладони старушка, завидев меня на пороге в бежевом, цветастом (усеянном мелкими бледно-красными розочками) летнем платье (чуть ниже колен, с широкой юбкой-колокольчиком и скромным вырезом на груди). - Какая красота! Как влитое село! Еще завтра поищем, что там у меня схоронилось: туфельки тебе найдем, да сапожки. Да, может, еще что из ее вещей, или что из моего подойдет. А то... осень уже на дворе - как бы не застудиться. Хотя вон, моя куртка точно должна быть в пору - и чистая она, как новая, я в ней только в магазин и хожу, да и то редко. Так что... не переживай: оденем, обуем - и  всё: хоть на танцы смело!
Пристыжено рассмеялась я, пряча взор.
- Ладно, - ухмыльнулась Анна Федосеевна, - присаживайся. Чего стоять? Нет правды в ногах. Отдохни. Или хочешь – походи, осмотрись, али чаю завари. А я сейчас по-быстрому уже бульбу дочищу да варить поставлю.
- Давайте я лучше Вам помогу! - счастливая, что хоть какой-то толк от меня может быть, тут же кинулась к ней.
Улыбнулась женщина:
- Ну, коли хочешь... то чего б и нет?

***
И пока на плите бурлил кипяток, а в чайнике - вода догоняла оного до писка, я глядела за окно, в полумрак. Ходил, бродил, наворачивал лихорадочно круги Костя, с кем-то долго, тревожно, то и дело, что срываясь на крик и гневные жестикуляции, разговаривал по телефону.
И вот оно - выдох. Спрятал аппарат в карман. Присел на скамью - взор бесцельно около. Замер - уставился на авто, а затем, словно почувствовав, резко обернулся. Вмиг наши взгляды встретились. Тотчас пристыжено опускаю, прячу очи я. А затем и вовсе отворачиваюсь.
Но буквально короткие минуты - и скрипнула дверь: сначала в сенях, а затем в хате. Застыл на пороге растерянный Пахомов. Взор около.
- О, Костик! Сходи в кладовку! Достань, что будете есть: помидорки, огурчики. Может, варенье какое сразу к чаю присмотри. И солонины баночку... Добрая, поди, должна быть.
- Хорошо, - задумчиво закивал головой. И вдруг взгляд на меня обрушивает. Пристально сверля: - Лиз, иди сюда. Разговор есть.

***
В сени - а там сбоку еще одна дверь. Огромное помещение, которое сложно так с ходу... "кладовкой" назвать. Высоко, крепясь на стропила, был протянут кабель, на конце которого свисала голая, будто груша, лампочка, источающая рыжий, ленивый свет. Но этого было достаточно, дабы окинуть все взором - и поразиться просторам, не побоюсь сего слова, "амбара". Почти сразу у входа стояла огромная деревянная лестница, ведущая на самый верх - чердак (с которого, кстати, даже сено торчало).  Чуть дальше - комод, огромный деревянный сундук. Еще ход - и шкаф (с перекошенными створками). Кровать (!)... гигантская, полностью деревянная... но голая - без перины. Ее использовали сейчас как склад, подставку. Еще чуть в сторону - и целая вселенная стеллажей, заполненная, заставленная просто, казалось, бесчисленным количеством как мелких (пол-, одно-), так и больших (двух-, трех-, пятилитровыми) банками с разного рода консервацией. И если помидоры, огурцы и перец, как и солонину с засоленным в других банках салом, можно было признать - остальное же... только по надписям и рассекретить.
И года... везде учтиво указаны года. И не факт, что где-то... что-то здесь да не застоялось: с приличной такой "выдержкой" сокровища. Ведь если платья... "выйдя из моды", навсегда остались мертвым грузом шкафа, то это - тоже, вполне... может быть грустным памятником трудяги... потонувшего в одиночестве, в привычке и в обреченности, в собственной ненадобности… Ведь как-то никто не спешит являться в сей дом, помимо нас, шальных странников. Как и сама хозяйка: судя по реакции и словам, давно уже не ждет гостей...
 
- Лиз, - несмело ухватил меня за руку Костя и заставил обернуться, встретиться с ним взглядом.
- Да? - взволнованно. Тотчас заколотилось, затрепыхалось мое сердце в груди, сгорая из-за целого всплеска, взрыва чувств: начиная от завораживающих ощущений из-за столь волнующей близости с Пахомовым,  и заканчивая страхом, предчувствием... жесткого, отнюдь неприемлемого для меня… неминуемого решения.
- Мне надо уехать.
Так, да? И сразу... выстрел. Вмиг зажмурилась я болезненно, силясь удержать на ресницах слезы, что предательски в момент проступили на глаза.
- Зайка, - еще сильнее, больнее пронзил меня звуком, отчего даже писк я уже не в силах была сдержать. Вмиг обнял, прижал к своей груди - невольно уткнулась носом своему изуверу в шею.
Позорно всхлипнула:
- Пожалуйста, не бросай меня, Костя!..
- Котик мой. Я не могу. Ты же сама видишь, знаешь... что заварилось что-то жуткое, странное... очень... очень странное. И ты не в безопасности... Я старался... - жгучая пауза, и вновь, торопливо, отчаянно принялся оправдываться: - Ты прости меня.... прости за всё-то, что я там творил. И за грубость, слова, поведение... Зай, но я... для тебя старался. Прости... Я хотел тебя уберечь... от твоей же глупости. Но... честно, не понимаю. Где облажались? Как раскусили? Или какая другая причина всему тому... Черти что. Но я докопаюсь, приведу все хоть в какой-то... терпимый вид - и вернусь. Федосеевна присмотрит за тобой. Она хорошая женщина, добрая. Верь ей, слушайся... прошу. И ребят приставлю: сейчас дождемся их - и все будет в норме. Но, прости... я не могу остаться, - силой немного назад подал, от себя отстранил. Глаза в глаза. Провел по волосам руками, обмер так, ухватив, утопив мое лицо в своих ладонях. Сверлящий, пристальный, манящий взгляд. - Ради твоего же блага. Нашего... пожалуйста, доверься мне. Уступи... И зла не держи. Я же не знал... Даже если какая-то ошибка. Не я бы его, так он бы нас пристрелил. Понимаешь?
Колкие мгновения тишины, его немой мольбы - и поспешно, лихорадочно закивала я головой.
 - Я не знаю... почему он так поступил, - шепчу невнятно. - Да, ненавидел меня... Хотя, скорее, просто раздражала... бесила. Но... не думаю, что уж так сильно я ему дорогу перешла. Чтоб вот так... сначала согласиться так просто на мое участие в операции, а затем - прийти... и хладнокровно застрелить. Я не понимаю... И даже если Роман догадался... не думаю, не могли... нельзя так! - отчаянно, горько (невольно закатила глаза под лоб, давясь очередным приливом шальных соленых потоков).
- Что за Роман? - поспешно вклинивается, перебивает мою тираду.
- Начальник операции, - сглотнуть и тотчас невольно прокашляться. Шумный вздох. - Казанцев, майор, из соседнего подразделения, - немного помолчав, решаюсь добавить, открыть всю правду. - Но он... и есть тот самый осведомитель, что инфу на тебя искал. Я, правда, уверила его в том, что ты не знаешь, кем я нынче работаю. И что разошлись... врагами, и отомстить хотела. Но...
Вдруг рассмеялся добро так, снисходительно, будто над наивной дурочкой потешаясь:
- Хорошо, зай. Я все узнаю. Если на что интересное наткнусь - сообщу. Но ты нос не высовывай. С родителями - даже и мысли не допускай связываться. Я присмотрю за ними, чтобы им ничего не угрожало... и вообще, по мере возможности, надо, чтоб они ни о чем не узнали.
- Но они будут переживать, что я исчезла, станут искать.
- Я придумаю, как их успокоить, - тихо, мерно, будто убаюкивая.
- Инна! - словно осенило меня.
- Что Инна?
- Подруга моя. Можно обыграть, будто я к ней поехала. Что она рассталась со своим очередным парнем... ну и мы...  - пристыжено ухмыльнулась я, пряча взгляд.
- Че, в запой ушли? - ржет неожиданно, еще сильнее сжав меня в своих объятиях.
Захохотала, не сдержалась и я, усовещено:
- Нет, но... так... немного поквасить, а потом моральная поддержка - и пошло поехало. Я отзвонюсь - и объясню.
- Не надо, - вдруг резко, перебивая. - Ни звонить, ни писать, ни как-либо еще себя выдавать. Для своих  ты должна быть заложником. Понимаешь? Пусть так все и остается. А что с твоими родителями делать, дабы... на нервах ничего плохого не натворили, я придумаю. Но это... сейчас не главное. Сиди тихо, не высовывайся. Дождись меня - и тогда уж никому не придется ни о чем переживать.  Не наломай дров, я тебя умоляю.  Хорошо? Ли-из... - отчаянно протянул, будто взывая к остаткам мудрости внутри меня, пристально всматриваясь мне в очи.
Стыдливо рассмеялась я. Чувствую, как уже краснею, будто ребенок под напором мягкого порицания, заботливого воспитания своего опекуна.
- Постараюсь.
Заржал:
- И чего только тебя твой батя... или в милиции научили? "Так точно. Разрешите приступить к исполнению", а не... "постараюсь" - гогочет.
Захохотала и я, совсем уже запылав от обескураживания:
- Может, тебе еще и честь отдать?
- О, да-а, - внезапно двусмысленно, пошло как-то протянул, и тотчас приблизился к моему уху. Едва не касаясь меня губами, обдал дыханием, разливая перезвон шепота (отчего враз истомлено зажмурила я веки): - Я только за... И я уже давно готов.
- Дурак ты!.. - пристыжено рассмеялась я.
- Почему же сразу дурак?.. - хохочет тихо, сдержано. А затем и вовсе приблизился своими губами к моим. Дразнит, манит теплом, жаром своим, но сам не на что не решается.
- Но не здесь же, - смущенно рычу, а сама уже изнемогаю от жажды под его палящим солнцем. Молчит, дразнит, своим безучастием ломая, кромсая меня, будто мачете рубя. Отчаянно борюсь: - А вдруг она зайдет?
- Не зайдет, - поспешно, радостно отозвался. - Она же не маленькая, и не глупая... Догадается... почему мы так долго консервацию выбираем.
Смеюсь пристыжено.
А Пахомов мой… дыханием так и ласкает меня, будто поцелуями. Вот-вот не выдержу - и малодушно застону под этим жутким, сводящим с ума, напором.
- Ну, тогда... расстроится, что еда остынет, - догораю я в полной капитуляции.
- Ли-из, -  опечалено, болезненно протянул, переменившись в голосе. - Ну, какая еда? - горестно. - Я не знаю, когда тебя следующий раз увижу... а ты "еда"...
Вмиг разыгралась, взвыла внутри меня буря, кромсая отчаянием:
- Так не уезжай. Пожалуйста... - жалобно, взмолилась я; короткая пауза, - или давай... за границу уедем. Бросим всё...
- Ты серьезно? - полосонул резкостью, взрываясь в удивлении.
Распахнула веки я: глаза в глаза.
- Да... - тихо, неуверенно, но упрашивая. - Сам же говоришь, что... черти что творится. И Серега... Всё это ляжет на тебя. Ладно, заложница - я всё объясню, исправлю. Но майор милиции! Костя! Что нам будет за это?.. - растеряно; жгучая пауза. Добиваю: - Давай уедем, пожалуйста...
- Я разрулю, - приговором. Черствое, жесткое. Уверенное. - Ладно, - шумный вздох, - еда, так еда, - внезапно, огорошивая меня еще больше, произвел очередной словесный выстрел.
Бойко схватил с полки первую попавшуюся банку - разворот и, вцепившись в мое запястье свободной рукой, будто кандалами, потащил меня за собой на выход.
- Ко-остя! - жалобно, отчаянно, сгорая от боли, заныла, завыла я, окончательно осознавая всю обреченность, ужас ситуации.
Но не отреагировал. Ничего не сказал. Даже не замедлил ход.
И снова деспотичное... беспрекословное веление.

***
- А чего только огурчики? - всполошилась старушка. Взволнованный взгляд то на Костю, то на меня. - Там помидорки хорошие есть. В этом году закрывала. Не нашел, что ли? - отчаянно.
- Да всё хорошо, - невольно дрогнул его голос, повышая тон, но тут же осекся. - Нормально. Так съедим. Да и... времени в обрез. Сейчас товарищи приедут - и мне уезжать будет пора.
Шумно вздохнула Анна Федосеевна, печаль исказила ее уста, но ничего не ответила. Лишь расстроено опустила голову, продолжив насыпать в тарелку картошку.
- Сковороду с плиты сними, пожалуйста, - словно очнулась, тотчас подвела очи и уставилась она на Пахомова. - И подставку там, около грубы найди.
- Давайте я, - поспешно вмешалась, сорвалась на ноги я и бросилась в указанном направлении...

Ели молча, не смотря даже друг на друга. Лишь только томные, тяжелые вздохи... нарушали болезненную тишину.

***
Прошло не больше часа, как вдруг под воротами кто-то издал короткий гудок.
Живо среагировал Пахомов (отрываясь от просмотра телевизора): обуться, набросить на плечи куртку. Взгляд через плечо на меня, моющую посуду:
- Из дома не выходить. Если что - сам позову.
Только за порог. Как тотчас бросаюсь за ним:
- Костя! - отчаянно.
- Да? - обмер, недовольно скривившись.
Секунды сомнений - и отваживаюсь:
- Ты же придешь проститься? - испуганно.
Удивленно вздернул бровями:
- Я с тобой не собираюсь прощаться.
- Ты понял, о чем я! - гневно, болезненно, торопливо.
Скривился:
- Да. Зайду...

***
- Че, Харлей? Вляпался? - слышен смех во дворе. В ленивом свете фонаря, да и так - голос знакомый узнаю: Шевелёв. Дружески похлопал по плечу моего Костю. - "А почему со мной такого не бывает?! Головой надо думать, а не *опой!" - паясничая, шутливо перекривил своего товарища тот.
- Иди на**р, - рассмеялся пристыжено Пахомов и вырвался из его хватки. - Думай давай лучше, че делать будем, как дер*мо это разгребать.
- Да че тут думать? Колька и Женек присмотрят. А тех - за я*ца да в тиски - быстро запоют. Главное, что засветились - и вы живы остались. Остальное порешаем...
- Порешать, то порешаем! - раздраженное, едва ли не криком. - Только весь гнойник надо там выковырять... а то, едва расслабимся, в спину засадят.
- Ну, это да. Че там Цветкова?
- Да держится...
- Ну, она хоть не за них?
- Шутишь? - удивленно, с укором.
- Ну, мало ли... свои же... вроде как…
- А свои в своих стреляют?
- А он точно знал, что она там?
- ТОЧНО! Прослушка шла полным ходом. И не думаю, что мимо ушей этого Майора.
- Запись надо будет достать.
- А наша че?
- Че? Ты как ушел... по тебе ничего и нет! Только по Крякову, Мазе и по телкам.
- А Мазаев че, не догадался?
- Да никто ни о чем не догадался! Всполошила только стрельба... и труп организовавшийся. Гавриков твоих нашел, беседу разъяснительную провел - молчать будут. А в остальном... Ну, ты конечно... обязательно ее было по коридору тащить силком?
- А че, камеры?
- Ну, да... есть отрывочек из лифта.
Немного помолчав:
- Ну, я на то и рассчитывал, по сути. Не думал же, что все зря: что пути обратного у нее не будет. Надеялся, что переиграю, разузнаю все и красиво солью.
- А слили вас... - задумчиво добавил Юра.
- Ага... я даже о**ел, когда она сказала, кто это. Отличный поворот, будто без того нам было скучно... и всё лепилось связно. А теперь... как бы и свою операцию не похе*ить, и из этого г*вна толково выбраться.

***
Скрипнула дверь. Замер на пороге Пахомов.
Немного замялся, скривился - и наконец-то кивнул, подзывая.
Спешно подчинилась я (сорвавшись с дивана). Анна Федосеевна лишь взгляд бросила на Костю.
Замереть вплотную. Покорно склонить голову - и ждать вердикта.
- Ребята... в доме напротив будут. Здесь с вами - много палева сразу, а потому решили так. Ничего не бойся. Если что - сразу к ним. Кто бы, что бы... лишних в дом не пускать, дверь не открывать, на звонки не отвечать.
- У меня и телефона нету...
- Ты поняла, о чем я. Никакой связи, никакого общения - пусть даже, не знаю, планета загорится... - тише воды, ниже травы. Приеду, как смогу.  Лиз, - внезапно переменился его голос со сдержанного, мерного командования на чувственный.
Резко устремляю взгляд ему в очи:
- Что?
Сверлит, вглядывается. Казалось, в самую душу желает проникнуть своим взором:
- Береги себя, умоляю. Если не ради меня, не ради себя... то хотя бы ради своих родителей.
Обмираю, пронзенная услышанным.
Короткие мгновения - и решаюсь в ответ:
- А ты? Будешь беречь себя... ради меня?
Внезапно склонился ко мне ближе. Едва ли не касаясь своими губами моих:
- Постараюсь. Лизунь... я вернусь, как только смогу. Как только хоть чуть-чуть прояснится. Но сама понимаешь: меньше катаюсь - меньше знают. Тут и так, тачка эта левая... как бы сюда... никого не привела. Но я за этим прослежу - не переживай, - немного помолчав. - Потерпи, котенок. И всё у нас будет хорошо...

***
Уехали. Костя - на этой, угнанной. Шевелев - на своей.
А двое, которые приехали вместе с Юрой, - исчезли в темени соседнего двора.