Поймавшие волну

Олег Аникиенко
        Рассказ -пьеска      
            
                Действующие лица:
                Матертый, редактор радиостанции
                Чирикина, ведущая программы
                Треплович, начинающий ведущий
                Забортов, культуровед
                Жбан, охранник
                Пашка, электрик
                дочь уборщицы
      
       Жбан: Стой! Куда? Стрелять буду! Пропуск?
       Треплович: Пардон, эскузьми...-  не трать патрон. Вызван на аудиенцию. Так сказать, огурец на вакансию.  Не Хлестаков, но вполне - затейник…
       Жбан: Мне похрен… Держи!
       Чирикина:  Это к нам. На « Бла – бла». Редактор  занят. Посидим у меня.

       Треплович: Вкусный кофе…
       Чирикина:  Добавить рому?
       Треплович: Благодарю… Сколько  помню,-  всегда болтал. С детства не
останавливаюсь. Порой мама прижмется к отцу:  - Боже! Наш сын  – паяц!  На что папа: Как знать! Сегодня –  дурачок, завтра – нужный язычок. Как в воду глядел!
      В школе дразнили…- "Трепло"! Девушки – отворачивались.  Прижму какую – даже не краснеет.  Вот,  вы улыбаетесь…  Блистал в театральном кружке… Хохмил на тусовках. Но шоуменом не стал - детское лицо…  На свадьбе мужик нужен,   пират - романтик…
      И в сетевом – важна внешность. «Кощей Бессмертный» – смешон.  «Свину"– не верят.  Был и  толкачом, продавал  прокладки,  строительные плиты…
      Чирикина: Стоп! Не так быстро.  Думаю, - поладим.   Нужен напарник. Программа «Вокруг – да - Около». Оплата хорошая. Наша задача – обговорить ту или иную  проблему. Не очень серьезно. Занять эфир. Ценится не мысль, а  непосредственность. Чтобы слушатель не кис.  Научитесь. Нужна природная разговорчивость…
     И еще. Слушать меня, как старшую. В эфире – внимание на  знаки. Подниму палец – молчание. Опять сигнал – продолжать.  Ясно?
      Треплович: Это смогу.   Понимаю,  -  болтливая, но – работа.  Я слушал передачи. Есть и  идейки,  но субординацию чту...

      На двери редактора вспыхивает лампочка  «Войдите!»
      Матертый: Садись! С Чирикиной сговорились? Баба  дело знает. Не перебивай! У нас что главное? Знать, где  держать язык за зубами.
      Завидуют нам…  Так бы загрызли… Им на морозе кирпич класть,  нам – в тепле трепаться. Не могут простить – другая эпоха! Были они на коне, а сейчас – в заднице. Пришло наше время!  Мы на яхте под парусом. И ветер нам в спину. Поймали волну! Сколько продлится наш курс?  Кабы  знать…
      Начнешь  завтра. Пока что -  «Бла-бла». Там эфира – три минуты. Тембр у тебя сыроват, наглости нет.  Поправимо.  Главное – развлекать! Незатейливо. Не  мудро.  Где хохотнуть,  сморкнуться… К слушателю – с почтением,  но без заискивания. Знай себе цену.  Усек?
      Треплович:  А как  с политикой? Какие рамки? Ведь будут вопросы. И – острые…
      Матертый:  Зришь в корень.  Острые – смягчать, уводить в сторону. Разжижать, разбавлять. "Вроде согласен, но… Вы правы, хотя… Есть и другое мнение… А какие критерии?"...  Ну и так далее.  Не уходить, но выруливать.  Лгать и улыбаться. Так, чтобы к концу фразы ничего не осталось.
     Пойми, мы на службе Системы.  Покрывать «Верхних». Нам за это платят. И немало.  Задача –  развлекать  и отвлекать. Впишешься, – добавлю эфир. А это – бабки… Вот что. Придет сейчас умник. Посидишь с нами. Может, спросишь что. Нам его навязали. Приходится  слушать…

      Входит Забортов, кандидат наук, культуровед.
      Чирикина:   Всем привет! У нас в гостях  известный философ… Прямой эфир… Поговорим о культуре речи…
      Забортов: Наверно от меня ждут советов как писать «жи»  и «ши". Или о
словах – паразитах… Но поднимем планку. Поговорим о культуре жизни. Но, конечно, без политических лозунгов…
      Матертый:  Без лозунгов! Если что, -  за вами придут… Га – га…
      Заборотов:  Мда… Меня тревожит состояние культуры. Ценности смещены в сторону обогащения и развлекаловки. Отдыхай! Будь успешным! Меньше думай! Огромное количество  журналов и радиостанций вещает для отдыхающих. Но когда же работать? Мало кто говорит о труде, о созидающих людях… Ведь кто-то строит дома и дороги, лечит, учит нас… Человек трудящийся – словно неудачник в жизни, ватник и лох. Герои эпохи – киллер, депутат и шоу-болтун. Моральный деграданс…
     Да, есть канал «Культура». Но – приоритеты! На первом государственном – попса и  шансон! Мурло  потребителя  заслонило свет… Раньше задачей культуры  было -  развитие, возвышение человека. Пусть он и сопротивлялся. Сейчас – угождение  инстинктам. Да ведь слаб человек, помощь ему нужна. А мы развращаем его,  опуская   все ниже…
     Чирикина:  Вы, наверно, про высокое искусство? У нас же развлекательная…
     Забортов:  Воспитывает все – и Венера музейная, и воздух соседней квартиры… Не должно быть равнодушия! Конечно, все можно списать на свободный выбор, демократию… Разрешить колдовские салоны, проституцию, продажу оружия, как водки… Но разве в своей семье вы забываете о детях? Тут мы стараемся ограничить, убедить… А на государственном уровне – безразличие. И даже скрытая идеология разврата и отупления народа. Уничтожение интеллекта,  души…
      Матертый: И кто виноват?  Кого – в камеру?
      Забортов:   Мы можем смеяться... Но над кем?  Те, кто наверху -  все понимают. Но им все равно. Детей своих отдали в частные школы за рубежом…  Гламуры  -  мажоры… А культура для народа - в руках торгашей. Тем только деньги нужны. Вот и гонят попсу, как образ жизни.  Внедряют тину. Незаметный ил для ума и чувств.  Пугачева – киркоров - стас михайлов… Вот еще экземпляр - Трахтенбрех… Умер недавно. Не насобирал ни на здоровье, ни на добрую память…
      Треплович: Но мы - то причем?  Музыкальный канал...
      Забортов:  Э, не все так просто.  Чем вы занимаете эфир? Пустой музыкой и  болтовней. Извините.  Впрямую не растлеваете, но – зомбируете мякиной… Влияние попсы на психику доказано!
      Матертый:   Да вы не волнуйтесь! Рассказывайте…
      Забортов:  Вы играете на понижение личности!  Промываете мозги музоном. Технологии проверенные. Так индейцев споили...  Музыка – инструмент манипуляции! Движок  для ног. А тексты! Почему нет песен о жизни человека?  О труде, учебе, детях и родителях, о призвании и мечтах… Только  – перепихнуться, поржать, урвать… Медленная плесень, ржа эрзац-культуры… И толпы овец, жующих ботву… Ох, что-то сердце…
      Матертый:  Дайте профессору под язык!...Разволновался… И почему замигал свет? Черт! Вызвать электрика...Срочно!  Сбегай…

      Треплович:  Электрик? Пашка? Срочно в студию, к редактору!
    Пашка:  Суки! Достали! Мокрый  уже… Работаю в трех местах, - семью кормить. И я тебе на Пашка! Павел Иванович! Передай Матертому – время  смены кончилось. А если  тронешь,- зубы выбью...
      Матертый:   Что там с электриком? Хрен с ним! Увезли профессора… На скорой… Болтал много.  Ты вот что. Принеси коньяку… Там у вас есть.  А  это кто? Смазливая... Вон -  карячится... Ух, попец! Дочь уборщицы? Лет четырнадцать будет.  Я, пожалуй, останусь, обдумаю кое-что…

        Утром следующего дня.
        Треплович:   Друзья! Здесь - "Бла - бла". Нет, не так...легче...Я сказал - добрый день!  И он добрый для вас, для меня...Я слышу ваши ответы, ваш смех...
       Чирикина:  Привет! Репетируешь? Слыхал? Вечером дочь уборщицы разбилась. Пьяная грохнулась с лестницы. А может толкнули... Ты что ли бар не закрыл? Влетит теперь…
        Треплович:  Да, но…
        Матертый:   Зайди ко мне! Жбан,  Треплович,  – сядьте. Дело такое… Скажешь, забыл бутылку закрыть в баре. Новенький, мол, не разобрался.  Получишь выговор, лишим премии. Но будешь работать. А через полгода – займешь место Чирикиной. Станешь редактором программы. Потом и меня сменишь. Я в Москву собираюсь… В Москву! Заметили меня... Да и бабки нужны, по канарам ездить...
        Жбан:  А я скажу, что оставалась одна. Напилась. В пузе все равно коньяк найдут.  Но за это – возглавлю охрану! Так что, дерзай, щегол… Я – пригляжу…

  Из книги рассказов "Один оборот"