Без любви нет веры, нет надежды, нет спасения

Михаил Мороз
               

Есть люди, которые слова «любить», «любовь», «любимый» не переносят на дух: эти слова, дескать, обветшали, стали некими речевыми штампами, и они прагматичному веку и практичным людям совершенно ни к чему.

Проверяя сочинение одного ученика выпускного класса, который готовится к ЕГЭ, я наткнулся на любопытное утверждение. Оно связано с финалом романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», где Татьяна «дает своеобразный урок Онегину». Она поступила, пишет ученик, так, как поступила бы прагматичная женщина 21 века, которой «незачем эта любовь». «Значит, речь идет здесь, в финале романа, не о драматичной любви, а о несогласии героини потерять выгоду. Все рассчитала Татьяна, и её расчетливость и месть только вызывает уважение», - утверждает современный автор сочинения.

 Я призадумался. Что же обесценилось: слово «любовь» или человеческие отношения, обозначаемые этим словом? Понятно, что вопрос мог бы быть риторическим. Но в связи с упадком, вырождением человеческих отношений «досталось на орехи» и слову «любовь», а потому приходится кое-что объяснить, чтобы «оживить» его, защитить  от осмеяния, обезопасить от опошления.

Отмечу только одно из многих значений слово «любовь», закрепленных в словарях: «Чувство глубокой привязанности, самоотверженной преданности кому-либо, чему-либо, основанное на общности интересов, идеалов, идей, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению или сохранению кого-либо, чего-либо…». Жаль, что у некоторых молодых наших современников (и не только!) вытравлено совершенно это ведущее значение прекрасного русского слова. Всё свелось к расчету, ужасному практицизму. И если это великое слово и употребляется, то в единственном, физиологическом, контексте – «заниматься любовью». То есть, только в значении, обозначающем  чувство, основанное на инстинкте. Но сводить всё к инстинкту – значит обесценивать, даже уничтожать то, что записано в первом и главном значении слова «любовь». Удивительным, быть может, покажется, что я, человек неверующий, но очень ценящий «Книгу книг», приведу для верующих и даже воцерковленных богатых соотечественников, живущих только на инстинктах,  ценнейшие слова из «Первого послания к Корифянам апостола Павла»: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…». Какая глубинная правда в этих словах!

Если вернуться к Татьяне, то можно, возражая юному и практичному автору сочинения, сказать: Татьяна ничего не рассчитывает в свою пользу и не мстит. Она любит Онегина даже больше, чем прежде, потому, что поняла его полностью. Татьяна не может ему сказать «да», ибо спасает его, жертвуя своим  счастьем. Она не «ищет своего» расчета и «милосердствует», сказав Онегину «нет». Героиня понимает, что Онегин полюбил-то в ней «мишуру», «светскую львицу», но не её суть. Эта была бы его очередная «победа» в «науке страсти нежной». И только. А сказав «да», она обрекла бы их любовь на пошлость и мишуру той жизни, которая окружала и Онегина, и Татьяну. Татьяна спасает свою и его ЛЮБОВЬ от неизбежного опошления, а потому «не раздражается», «не мыслит зла» и покидает своего возлюбленного навсегда.
Замечательный пушкинист и философ Валентин Непомнящий как-то сказал, что «ЛЮБОВЬ – категория человекоспасительная». Это же нам  ненавязчиво внушал наш поэтический гений.

 В мире чистогана, культа денег это слово для многих стало  препятствием к материальному успеху. Но в России во все времена деньги не были идеалом, символом успеха, при всей грешности нашей истории. Спасались ЛЮБОВЬЮ.
Ибо без любви нет надежды, нет веры, нет спасения. Иначе Россия сгинет, как  сокровенный град Китеж, как легендарная Атлантида.