Тайна иконы Троица Андрея Рублева

Вадим Гукало
 Тайна иконы Троица Андрея Рублева.

 Я  хочу обратить ваше внимание на гениальный шедевр и нашу национальную святыню - икону  «Троица» Андрея Рублева. Оригинал выставлен и бережно хранится в Третьяковской галерее.
  После смерти преподобного Сергия Радонежского деревянный Троицкий храм преподобного Сергия был сожжен в 1408 году во время набега хана Едыгея. Преданный и любимый ученик, приемник Сергия Радонежского - игумен Никон заказал известным инокам -иконописцам Андрею Рублеву и Даниилу  Черному роспись иконостаса недавно построенного белокаменного Троицкого собора. Он поручил также написать главную храмовую икону пресвятой Троицы. Троицкий храм был расписан и в нем создан новый иконостас в 1411 или 1420 годах.
   В основу сюжета иконы Троица лежит ветхозаветная сцена из книги Бытия глава 18 - Явление  Аврааму Господа в виде трех странников, трех ангелов. В жаркий день богатый скотовод и землевладелец Авраам отдыхал в своем шатре в дубраве под тенью Мамврийского дуба. Он увидел трех путников. Гостеприимный Авраам пригласил их в свой шатер отдохнуть и разделить с ним трапезу. Он заколол тельца в честь гостей. Сарра приготовила обильную трапезу. Странники приняли  приглашение, и уходя один  из них предрек, что у  пожилых Авраама и Сарры через год родится сын. После трапезы и отдыха путники направились к Содому, Авраам проводил их. Через год пророчество сбылось, и Сарра родила сына Исаака.
В следующей главе книги Бытия путники названы ангелами.
 Согласно православному догмату, это было явление Аврааму Бога в трех лицах, трех Божественных ангелов, которое свидетельствует о тайне триединства Бога в трех ипостасях - Отца, Сына и Святого Духа.
 
Мой диалог с человеком, который  впервые увидел икону "Троица" в Третьяковской галерее:
- Где же на иконе Отец? Где Сын? А где Святой Дух? Как ты думаешь? И что предполагаешь?
-  Сразу и не скажешь. Обычно на иконах сверху подписывают и видно: кто есть кто. Но здесь этого нет.
 Если Бог Отец  Всевышний, то Он должен быть в центре главным и быть выше всех на иконе. Но почему-то  поклон и уважение ангелов идет в сторону левого ангела. Возможно, что левый ангел от зрителя – это Бог Отец.   Правый ангел и сидит ниже всех и ниже всех кланяется левому ангелу. Наверное, он не может  быть Отцом. Так всё-таки, кто есть кто на иконе? 
- Нет ничего удивительного, что до сих пор идут споры среди священников, ученых, экспертов, искусствоведов. Нет единого мнения.  Я прочел множество работ специалистов - исследователей, посвященных Троице Андрея Рублева.
Здесь перечислены специалисты, которым принадлежат исследования иконы Троица:
1-я версия: слева от зрителя – Бог Сын, в центре – Бог Отец, справа — Святой Дух.
Этой версии придерживались: Ю.А. Олсуфьев,  В. Зандер, Д.В. Айналов, Н.М. Тарабукин, П. Евдокимов, Н.А. Демина, А. Ванже, Г.И. Вздорнов
2-я версия: слева от зрителя – Бог Отец, в центре – Бог Сын, справа – Святой Дух.
 Этой версии придерживались: Н. Малицкий, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, В.И. Антонова, Л.А. Успенский и В.Н. Лосский, Р. Майнка, К. Онаш, Г. фон Хеблер, прот. Л. Воронов, прот. А. Салтыков, Э.С. Смирнова.
Вторая группа исследователей основывает свое мнение на том, что на списках иконы Троица часто нимб среднего ангела имеет перекрестие и обычные греческие буквы “o”,  “w” , “y” т.е. сущий. Кроме, того, на его хитоне есть клав - светлая полоса, которая обычно украшает одежду Христа.
Некоторые исследователи первой группы ссылаются на зырянскую  икону «Троица», которая связана с именем Стефана Пермского, просветителя зырян  и ученика Сергия Радонежского, который основал три обители в устьях уральских рек Выми, Вычегды и Сысоли в 70-х годах 14-го века.
  Икона зырянская «Троица» находится в собрании Вологодского краеведческого музея.  По преданию икона была принесена зырянам - народу в Предуралье Стефаном Пермским -  современником Андрея Рублева. Нимбы всех трех ангелов на иконе имеют перекрестия с обычными греческими буквами - “o”,  “w” , “y” т.е. сущий . На зырянском языке сохранились надписи: у левого ангела (от зрителя) – Сын, у центрального «Отец», у правого ( от зрителя) – « и Дух». Здесь все предельно ясно и не может быть никаких сомнений. Стефан Пермский подписал трех ангелов. Он хотел, чтобы смысл Троицы был прост и понятен для зырян.
 Расположение ангелов на зырянской « Троице» стало для исследователей весомым аргументом для ответа на вопрос: «Кто есть кто» на  иконе «Троица» Андрея Рублева.
  Каждый раз когда я бываю  в Москве, я иду в Третьяковскую галерею. Я много времени там проводил в молитве и размышлениях  в зале перед иконами Андрея Рублева, а также после того как я возвращался домой. Я думал, искал и находил литературу, читал и анализировал работы исследователей об иконе Троица.
 Новый 2018 год я встретил в храме в Дивеево в монастыре Серафима Саровского, а после встретил Рождество  в Троице-Сергиевом  монастыре. Оттуда я поехал в Москву и целый день провел в Третьяковской галереи. Я  вновь долго молился в зале с Рублевскими иконами. Во время молитвы со мной произошло что-то необычное. Я молился Пресвятой Богородице, и вдруг у меня сами собой потекли из глаз слезы. Это было вне моей воли и эмоционального состояния в тот момент. Я молился, а слезы текли и текли. Я закончил молиться, слезы перестали течь. Потом я общался с посетителями и размышлял об иконе Троица. Мои многолетние наблюдения и размышления об Андрее Рублеве и его иконе Троица я окончательно сформулировал в этом году, поэтому я позволю себе высказать свое мнение.
  На чем оно основано? На духовной сути и догматах православия. Главная аксиома, которой я руководствуюсь  -  Андрей Рублев написал икону «Троица» в  полном соответствии  словам Символа Веры и православным догматам. Каждая черта и каждая деталь иконы является авторским шифром и глубоко продуманным символом.
Это было принято мной априори, ибо Символ веры и догматы - фундамент православия. А по другому  и быть не может!

  Кто есть кто на иконе? А Вам это важно и нужно? Мне важно и нужно,ибо духовный  смысл творца и учителя открывается лишь духовному ученику, который не просто механически повторяет, то чему его учат, а размышляет, анализирует, молится и самостоятельно приходит к одним и тем же выводам и помыслам.
Я убежденный сторонник 1-й версии:
 Слева от зрителя – Бог Сын,
 в центре – Бог Отец
 справа – Бог Святой Дух.
Повторение – мать учения. Еще раз повторим главные и незыблемые постулаты христианства и православия, на которых несомненно основывался гениальный творец, монах-иконописец  Андрей Иванович Рублев при создании иконы "Троица".
  Главная идея иконы: символически изобразить то, что на земле невозможно изобразить и выразить словами -  Бога и Божественный мир –  единую и нераздельную  Троицу, Триаду, выразить высшие духовные и нравственные Божественные качества, к которым призван стремится верующий человек.
«Да будет все едино… Да любовь, которую ты возлюбил Меня, в них будет и Я в них…» - икона Рублева говорит нам слова молитвы Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна.
 Андрей Рублев  зашифровал икону Троица в многочисленных  символах.  Эта икона Тайна в Тайне. Тайна символизма Андрея Рублева находится в Тайне Высшего Божественного Мира, в Тайне Высшего Надземного Невидимого Мироздания, в Тайне Его связи с нашим земным миром и с человеком.  Икона еще полна нераскрытых символов и хранит тайны как автора и создателя иконы, так и Тайну Господа нашего Иисуса Христа и Всевышнего Творца.
 Первоначальное предположение было абсолютно верно:  Главное и центральное место на иконе  занимает первое лицо Троицы - Бог Отец.
Интересно  отметить, что первая мысль часто является верной на интуитивном уровне, а потом включается сознание и возникают сомнения и другие гипотезы.
Что мы  знаем о Боге Отце?  Крайне мало. Бог Отец, Вседержитель, Творец неба и земли,  всего видимого и невидимого. Бог Отец – Всевышний, вечный,  всемогущий, всеблагий, всевидящий, всеведающий, всеправедный, вездесущий, неизменяемый, всеблаженный . Слово Отца неизменно – это слово Истины. Оно во веки веков. Бог Отец – всеблагий, всеобъемлющий, помогающий и любящий праведников, строгий и милосердный к грешникам, справедливо судящий и наказывающий за грехи. Он Всевышний. До церковного собора 1667 года при царе Алексее Михайловиче Романове Бога Отца изображали седобородым, строгим и грозным старцем. На соборе было запрещено так изображать Бога Отца. Бога Отца никто никогда не видел, Его изображают символически  как Всевидящее око вписанное в равнобедренный треугольник, от которого исходят лучи духовного Света.
  На иконе Андрей Рублев изобразил первое лицо Троицы – Бога Отца в центре иконы. Он изображен чуть выше всех ангелов в Царстве Божьем на Небе. Взгляд Отца с любовью устремлен к Сыну, который взошел на Небеса и сел по правую руку от Отца, то есть одесную Отца. Согласно канону: Бога Отца человекам, грешным людям невозможно видеть, так Он ослепительно и ярко светел. На Бога Отца не смеют даже Ангелы взирать, так как Его духовный Свет ослепителен и ярок. На иконе Рублев гениально отразил этот канон: Взгляды любящего Бога Отца и смиренного Ангела Святого Духа устремлены к кроткому Богу Сыну, который принес Себя в жертву, пожертвовал Собой ради Спасения людей на земле. Бог Сын выполнил волю Бога Отца, поэтому Бог Отец с любовью и признательностью смотрит на Сына.
 
 Жертвенная чаша является духовным фокусом, идейным центром  композиции иконы, притягивающим внимание зрителя. Взгляд зрителя проходит по ликам ангелов и фиксируется на чашею Стол с жертвенной чашей изображен в виде чаши и символизирует Небо, так как в книге пророка Исайя сказано от имени Бога:
 « Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих». 
Отсюда следует, что Троица изображает три плана бытия – Царствие Божие, Небеса и грешную землю. Все Ангелы находятся на Небесах, в Царствии Божьем. Подножие ног Ангелов символизирует  Землю, на которой живут люди.
 Три кротких Ангела взирают друг на друга с братской любовью, с уважением и со смирением. Центральный Ангел взирает на левого ангела. Левый Ангел смотрит на правого, а правый на левого. На центрального Ангела никто не смотрит.
 Потому что, согласно  православного покаянного канона:
 "Бога человек невозможно видеть, на Негоже не смеют чины  ангельские взирать".
За Богом Отцом изображен зеленый дуб - древо Жизни. Дуб символизирует древо Вечной Духовной Жизни и твердости Духа. Изображение Дуба за Богом Отцом прикрывает Его крылья, как защищая их.
 Андрей Рублев гениально изобразил в иконе, основной догмат христианства:
Бог един по существу и троичен в Лицах или Ипостасях. Бог – Триединый, Триипостасный – Троица Единосущная и Нераздельная.
Лица Ангелов по существу одинаковы, идентичны; и всех их объединяет жертва - чаша в центре иконы.
Бог Отец – Творец, Сущий на Небе, первый и главный в Божественной Иерархии. Он находится на Небе выше всех Ангелов. От Бога Отца рожден Его единородный Сын, от Бога Отца исходит Святой Дух.
 Бога Отца слушался Сын Божий Иисус Христос. Бог Отец говорил с людьми через своего Сына, когда Он был на земле. Сын со смирением  исполнил  замысел Отца, совершил дело, которое Отец поручил Ему исполнить. Сын принес себя в жертву ради спасения людей. Он принес людям от Бога Новый Завет. Новый Завет - Завет Любви, он не нарушает, а уточняет  Ветхий Завет.
  Иисус -Сын Божий. Он не возносил Себя и ставил Бога Отца выше Себя в Иерархии. «…Спросил Его некто: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». ( Лк 18-18 )
  На иконе Бог Отец непосредственно благословляет двумя перстами правой руки  жертвенную чашу с головой тельца, Сын благословляет чашу также двумя перстами правой рукой в некотором отдалении от неё. Святой Дух протягивает правую руку, чтобы взять чашу. Это положение рук также глубоко символично.
  Жертва и жертвенное служение Триединого Бога людям происходит на Царствии Божьем на Небесах. Жертвенная чаша - духовный центр,  фокус и смысл духовного действия на иконе. Все судьбоносные события на Земле сначала происходят на Небесах, в невидимых Высших сферах, а уже после этого события происходят на земле.
 Центральный Ангел - Бог Отец и правый от нас Ангел - Святой Дух  почтительно склонились перед левым от зрителя Ангелом – Богом Сыном.
Возникает предположение, что именно Он есть Бог Отец.
Однако это предположение неверно. И сразу  вопрос: Почему неверно? Ответ тот же: Символ веры и догматы христианства - фундамент православия. Все изображения на иконе должны полностью соответствовать этим догматам. Незнание догматов приводит к заблуждениям и неверным предположениям, которые происходят от формальных и абстрактных заключений и сравнений.
 Опять обратимся к первоисточнику - к Библии: В 109-ом псалме царя Давида сказано: « Говорит Господь  Господу моему: Сядь одесную Меня, до тех пор пока положу врагов твоих подножие ног Твоих».
  Сын Иисус Христос взошел на Небеса и сел одесную то есть по правую руку Бога Отца. На иконе Троица это место предназначено для Сына.  После распятия и воскресения, когда Сын принес себя в жертву, исполнил волю и замысел Отца, совершил Его дело, дал людям Новый Божественный Завет Любви. Он добровольно пострадал и принес Себя в жертву во имя спасения человечества!
 Отец и  Дух Святой склонили свои головы перед Спасителем  как знак Любви и Почтения к Жертве Сына, к Жертве не только планетарного, но и поистине Вселенского масштаба.
  На иконе зашифрованы все особенности одежды ангелов: цвет одежды, формы  складки одежды, спадающие вниз к земле. Все детали одежды глубоко символичны. Одежда состоит из двух частей  верхней накидки - гиматия и нижней одежды - хитона.
 Верхний плащ символизирует внешнюю жизнь, а внутренний хитон –  внутреннюю духовную жизнь. Голубой цвет плаща-гиматия Бога Отца переходит в голубой цвет хитона Бога Святого Духа, который исходит от Отца и нисходит каскадом водопада на грешную землю к людям в виде даров Святого Духа. Все девять даров Святого Духа перечислены в книге пророка Исайя.
Внешний плащ -гиматий  Бога Сына имеет необычный цвет красноватого оттенка.
 В  Евангелии сказано, что на Голгофу Иисус взошел в терновом венце и в багрянице - плаще красного цвета. Красный цвет - цвет царей. Перед распятием красный плащ в котором был Иисус, римские войны сняли  и разорвали по швам, разделив ткань между собой. Но Его хитон был без швов тканным. Разорвать его означало испортить. Римские войны бросили жребий, и хитон Иисуса достался одному из них. Впоследствии согласно апокрифам римский воин продал хитон.
Плащ Сына согласно Евангелию красноватого, багряного цвета – цвет царя, это цвет крови, распятого и пострадавшего за нас  и ради нашего спасения.
 Его Хитон  – голубого цвета. Голубой - цвет  Небес, цвет чистого неба, это цвет нравственного совершенства. Глубоко символичен в Троице цвет одежды Ангелов, особенно сине-голубой, так называемый "рублевский голубец".
 Плащ Отца голубого или лазурного цвета неба.  Хитон насыщенного коричневого цвета со светлой полосой на правом плече, идущего вниз от крыла Ангела. Этим же цветом изображена жертва в чаше, что не может быть случайным совпадением.  На правом плече у Бога Отца на хитоне имеется треугольный вырез. Насыщенный коричневый цвет символизирует духовную мощь руки Божьей. Разрез на плече эту мощь подчеркивает. Светлая  полоса на рукаве хитона называется клавом. Полоса спадает вниз и символизирует светлую  силу руки Бога.
Об этом говорит 90-й псалом царя Давида: «Живый в помощи Вышнего»:   
 Бог  защищает преданного Ему и верующего в Него человека, осеняет его своими плечами, берет его под  защиту и под Его крыло.  В еврейском  тексте одно слово имеет два значения - плечо и крыло птицы.
 Плащ Отца красиво спадает с левого плеча как голубой водопад благодати Божьей и направлен прямо в жертвенную чашу.
  Святой Дух имеет хитон  небесного цвета, а плащ зеленого цвета. Зеленый цвет издревле символизирует землю и все земное.   
 Одна из голубых складок хитона правого Ангела красивым  каскадом спускается вниз и касается ножки стула, стоящей на земле. Это символизирует связь с землей.
Прочная связь с землей также подчеркнута прямоугольной подножкой стула и вытянутой вниз складкой рукава, также правая стопа Ангела Духа Святого не прикрыта хитоном  полностью, она в полном контакте на щите, который лежит на зеленом фоне. Это олицетворяет полный контакт Святого с земным.
Ножка стула, на котором сидит Сын без прямоугольной подножки. Стопа Сына прикрыта лишь наполовину хитоном.
Андрей Рублев символично показывает, что Сын менее связан с земным человечеством чем Святой Дух, которым всякая душа на земле оживлена. Однако Сын ближе, более тесно связан с Отцом чем Святой Дух, так как крылья правого и центрального Ангелов только касаются друг другу, а крылья Отца и Сына пересекаются и ближе друг другу.
 Складки плаща, который называется  гиматий, у  Бога Сына острыми краями, треугольными в виде сосулек лоскутами спускаются вниз и даже касаются грешной земли.   Андрей Рублев символически показывает особую избранность характера связи  Иисуса Христа на Небе с избранными Им людьми на грешной земле.
 В творчестве Андрея Рублева есть небольшая и яркая икона - Спас в силах, которая также хранится в Третьяковской галерее. На иконе Спаситель держит в левой рукой открытое Евангелие с надписью: "Придите ко Мне все труждающиеся", а правой рукой благословляет нас. Господь сидит на троне в золотой одежде как Царь. На Его правом плече есть треугольный вырез, который символизирует  мощь Его десницы. Красный ромб символизирует  Небо, а Христа на темном  черном фоне окружают небесные сиды - шестикрылые серафимы и херувимы. Подножие ног Христа символизирует землю. Подножие покоится на огненных кольцах. Одной ногой Христос стоит на Небе, другой на Земле. В чело, в голову одного из серафимов  у подножия ног Спасителя нисходит Благодать Божия, вонзается как стрела или копье золотой край одежды Спасителя. Как следствие этого из чела ангела исходит вниз к земле огненный поток. Андрей Рублев использует край одежды Спасителя как благодатный символ, исходя из одного эпизода в Новом Завете.
 В 9-й главе  Евангелия от Матфея сказано о чуде исцеления женщины, которую согласно Евангелия от Никодима звали Вероника. Она получила чудесным образом исцеление от болезни, коснувшись края одежды Спасителя: "И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды  Его, ибо она  говорила сама себе, если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев её, сказал: Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова". 
 Андрей Рублев использует в своих иконах край одежды Иисуса Христа как символ Его Благодатной силы. 
На иконе Троица Бог Сын также как и Отец благословляет жертвенную чашу, но его рука в некотором удалении от жертвенной чаши.  Святой Дух смиренно протягивает руку, что принять благословленную жертвенную чашу, принести ее на землю и служить людям.
Над головой Ангелов нимбы как символы святости. В руках красные посохи,  жезлы путников - символ духовного восхождения и огненного пути. Стрелки вверху на жезлах также символы движения вверх.
  Любовь, святость, жертвенность, смирение, гармония взаимопонимания и духовное единство   среди Ангелов  как вечный зов и призыв к людям также со взаимной любовью и взаимопониманием относиться друг к другу.
  Жертвенная чаша покоится в центре на престоле, который также изображен в виде чаши. Престол символизирует небо и разделен на две части – верхняя часть светлая,  нижняя часть более темного цвета.  Это символизирует то, что небо – престол Божий разделено на две области.  Нижняя часть престола посередине имеет прямоугольный вырез, в котором сделан подобный же вырез.  Это выглядит как форточка, которая указывает вход во внутрь и направление в глубину стола.  Это окно или вход для ангелов, для душ, которые через него от земли попадают на Небо на суд Божий.
 Престол в виде чаши покоится на третьей чаше зеленого  цвета меньшего размера. Зеленый цвет символизирует землю. Это земная чаша. Три жертвенных чаши изображены на иконе –  материального земного мира,  ангельского мира  невидимого для людей и Высшего духовного Божественного Мира Света, Любви и Истины. 
 Андрей Рублев гениально показал нам, что Бог есть Монада, которая являет собой Триада.
  Три ангела равны между собой, их взаимоотношения полны гармонии, смирения, кротости и уважения друг к другу. Три ангела  духовно близки друг другу. Их объединяет взаимная любовь и  служение, которое выражено в благословении жертвенной чаши.
По словам, по моему мнению, лучшего исследователя творчества Андрея Рублева - Н. А.Деминой: "Изображая человека, он мыслит его как " земного ангела", а изображая ангела, видит в нем "небесного человека".
Слова гениального оратора, святителя Григория Богослова я вспоминаю, когда смотрю на икону Андрея Рублева: "Я еще не начал думать об Единице, как Троица озаряет меня Своим Сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня...Имя Троица означает не счет вещей неровных, но совокупность равных и равночестных.  Не успеваю помыслить об Едином как озаряюсь Тремя. Не успеваю разделить Трех, как возношусь к Единому. Един Бог, открывающийся в трех светах: таково чистое естество Троицы".
Академик Д.С.Лихачев писал: "Три ангела собраны в треугольник, треугольник вписан в восьмигранник - символ вечности, и всё объединено в круге. Законы земного тяготения не властвуют в этой композиции. Ангелы как бы парят в воздухе, на одеждах их, как бы "дымом писанных", ложатся отблески небесной голубизны. В нежных ликах ангелов ощущается высокая нравственная сила, способность полагать жизнь за други своя. Трое ангелов парят над землей, их обнаженные ступни не опираются на землю, их тончайшие посохи - лишь символы странничества, напоминающие человеку, что он только временно здесь на земле и ничего не сможет унести с собой отсюда, кроме своей души и царящей в ней правды".

 Символы почитания - склоненной в виде морской волны горы Мориа,( на вершине горы Мориа Авраам попытается принести в жертву своего сына и услышит глас Божий) а также склоненного зеленого дуба - Древа Жизни в сторону храма над головой Спасителя - к дому молитвы, к обители в Святая святых  являют духовную сущность иконы. Храм и молитва есть основа духовной жизни как на Небе, так и на Земле. 
 Иисус Христос молился о своих учениках: " Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду, Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы" (Ин 17-11).
Молитва об единстве мира на Руси, о своих учениках, также руководила святым Сергием в его бессмертном подвиге жизни и служения Господу. Сергий Радонежский молился: "дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего",  чтобы  жестокий, звериный, разделенный ненавистью мир покаялся и  преисполнился той взаимной братской любовью и совместной молитвой, которая объединяет и царствует в Предвечном Совете Животворной Троицы.
  Андрей Рублев явил в своем гениальном шедевре эту молитву, выразившую надежду святого Сергия о Святой Руси.
Закончить эту статью мне бы хотелось проникновенными строками стихотворения
 В.М. Василенко:
Три ангела, три странника у дуба
Мамврийского. Какая тишина
От них исходит! Как озарена
Сияет глубь иконы! Сердцу любы
Они давно. Печалью мягкой светят
Глаза у одного, и нежный лик
Его задумчив, он главой поник.
В другом - величье, строг и светел третий!
Пред ними чаша. Посохи свои
Они поставили. Пред вещей тайной!
Дух замирает. Тихи, не случайны
Сейчас их речи, полные любви.
Они здесь близко. В мир сошли печали,
Чтоб осенить покровом и спасти,
Три странника из озаренной дали,
Вкушающие хлеб и соль в пути