Подлинная реальность в вечности

Протоиерей Артемий Владимиров
Вопрос: Батюшка, этот вопрос обычно задают в конце. Что вы пожелали бы читателям журнала «Лампада»?

О. Артемий: Во-первых, я бы пожелал им дочитать эту беседу до конца. А после этого будет и «во-вторых». 

Вопрос: Что ж, пусть будет так. У Шекспира есть фраза, ставшая знаменитой:
«Жизнь – театр, и люди в нем актеры». Что думает об этом священник и духовный наставник Артемий Владимиров?

О. Артемий: Я время от времени вспоминаю это изречение. Но не для того, чтобы безоговорочно с ним согласиться. Фраза не абсолютно бесспорна, хотя рациональное зерно в ней есть. Судите сами. Всякая пьеса имеет финал. Сыграв последний акт, актер возвращается к обычной жизни. В этом смысле жизнь сродни театру: и нас ждет последний акт. Если здесь, на земле, человек под воздействием страстей – гордости, похоти, гнева – усвоил себе какой-то образ, сыграл какую-то роль, то смерть, как размышляли русские писатели, срывает с души все маски. Подлинная реальность – в вечности. Там, за гранью бытия, мы окажемся пред Судилищем Христовым. И что же?

Отступая от чистоты евангельской веры, человек теряет ощущение значимости бытия, вольно или невольно присваивает себе какую-то роль, стараясь казаться, но не быть. Поэтому можно согласиться с великим драматургом, о котором, между прочим, преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Бог почтил Шекспира и даровал ему покой». Не сказал старец: «Царствие Небесное», но – «покой». А на вопрос, почему Шекспиру, человеку, не знавшему истинной Церкви, а следовательно, не имевшему доступа к благодати Святого Духа, Бог даровал покой, старец ответил: «В каждой драме, трагедии Шекспир поставлял своих героев перед вечностью. Писал о человеке под знаком вечности. Его интересовала подлинная судьба человека, а не та роль, которую иные из нас играют».

Я хотел бы так подкорректировать изречение Шекспира: «Жизнь – это не театр, а поле боя, а мы – не актеры, а воины, призванные утверждать правду и любовь». Укрепляясь нравственно, мы должны умножать в этом мире красоту, порядочность и милосердие.   

Вопрос: Давайте, о. Артемий, обратимся к вопросу о внешней красоте женщины. Пра-вославной женщине желательно не пользоваться декоративной косметикой (лак для ногтей, тушь, губная помада и т.д.). Представим, что вдруг перестали продавать средства для макияжа. Сколько людей связано с производством этой продукции!.. Куда им деваться? То же самое и с алкоголем.

О. Артемий: Можно заняться производством лечебной косметики. Кремы, мази: у кого-то шелушится кожа, кто-то от избытка нервного напряжения морщит лоб – морщины… Никто никогда не отменит экологически чистые дезодоранты без парабенов, дегтярное мыло, шампуни без ароматизаторов и красителей. Думаю, не останутся без дела те, кто сегодня обслуживает «ярмарку тщеславия». Чем здоровее общество, тем оно избирательнее: иной производил тушь для ресниц, а сегодня занимается мраморной говядиной.

Что до горячительных напитков, не будем рубить с плеча. Виноделие – один из древнейших элементов человеческой культуры. Сам церковный устав предполагает употребление хорошего вина. У каждого народа своя культура: шотландцы изготовляют виски, русские – хлебное вино (так называется полугар, не имеющий никакого отношения к хрущевской или горбачевской водке – химическому продукту, который не усваивается организмом), французы – кальвадос – элитный напиток, изготовляемый на основе яблок, знаменитые грузинские вина…. Как вы знаете, в Священном Писании есть дозволение умеренно употреблять вино ради здоровья. Я хотел бы пожелать, чтобы с наших прилавков исчезли подделки, дурное вино. Рад, что сегодня многие российские производители в Крыму и Краснодаре используют экологически чистые технологии и производят высококачественные вина.

Вопрос: В таком вопросе, как отношение к алкоголю, вы все же призываете не рубить с плеча. Я знаю от моих родных, как бездарно проходила в СССР антиалкогольная кампания. Изводили ценнейшие сорта винограда. Мне кажется, тупое чрезмерное усердие свойственно людям, у которых не все в порядке с чувством юмора. Что лично вы, батюшка, скажете о самоиронии? Как вообще людям нужно относиться к себе?
 
О. Артемий: Самоирония – важный показатель психического здоровья. Человек душевно больной, человек с неестественно развитой амбициозностью, обидчивостью, гордостью, тщеславием, мнительностью никогда не в состоянии посмотреть на себя со стороны, подняться над жизненной ситуацией, он никогда не хочет, а потому и не может благодушно улыбнуться, но почитает себя едва ли не центром вселенной. Раб собственной гордости и тщеславия всегда излишне серьезно, драматично, иногда даже в трагических тонах воспринимает пустяковые обстоятельства своей жизни. И напротив, человек, познавший хотя бы в начатках тайну смирения, понимает, что все мы  – братья, человеки, все мы – дети Небесного Отца, что Един Бог велик и славен, а мы – Его немощные создания, которым свойственно ошибаться. Значит, необходимо идти по дороге жизни с благодарностью, с доброй улыбкой. Нужно уметь подшутить над собственными недостатками, улыбнуться, когда вы в очередной раз сели в лужу, и, потирая ушибленное место, сказать себе: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси». Улыбнуться самому себе, благодушно воспомянуть события прошлой жизни, ушедшего дня, возблагодарить Господа за все благое и скорбное – это подлинное духовное искусство. И совсем иное – демонический смех, бравада, когда человек бахвалится своими преступлениями. Вспомним пушкинского Дон Гуана, который, обратив свою память к командору, говорит: «Как бабочка, он замер, пронзенный моей шпагой». Так легкомысленно отзываться о человекоубийстве может только циник. Не об этом дьявольском гоготе из пушкинского «Пира во время чумы» мы с вами сегодня говорим, но именно о духовной добродетели. Что может быть полезнее самоиронии, улыбки над собой, особенно в семейной жизни, когда при различном устроении душ муж и жена всегда претыкаются о несовершенства своей половинки, часто теряя доброе, мирное, мирное расположение духа. Здесь упомянутое нами качество  – умение посмеяться над собой – окажется лекарством, гармонизирующим семейную жизнь, снимающим конфликты, отрезвляющим людей и сообщающим им спокойное состояние.

Вопрос: Вы много исповедуете. Можно ли судить по этим исповедям о религиозности нашего общества? Действительно ли люди искренне тянутся к вере?

О. Артемий: Объективно обо всем судит только Одно Единое Божество. Всевышнему ведомы глубины человеческих сердец. Но и пастырю, находящемуся в гуще народной жизни, многое открывается. Он может сравнивать разные эпохи и с своим пастырским «вольтметром» измерять степень напряжения человеческих душ. Сегодня люди действительно спешат ко Христу, к Евангелию. И души, как побелевшие нивы, созрели к покаянию. Это касается не только мыслящего слоя общества: педагогов, студентов, людей умственного труда, но и всех, в ком не угасло нравственное чувство. А особенно дети всех возрастов с большой готовностью спешат поделиться с приходским или монастырским духовником тем, что наполняет их сердце, что причиняет страдания человеческой душе. Впрочем, дети любят делиться и радостью.

Как исповедующий священник, могу сказать, что меня глубоко огорчает немирствие современных людей. Почему молодые, талантливые, красивые супруги часто не находят общего языка, не могут примириться с окружающими их условиями жизни, конфликтуют и между собой, и со старшим поколением? Отчего это происходит? Безусловно, от взаимного недостатка мудрости, смирения, терпения, кротости и любви, от честолюбия.

Вопрос: Так трудно одновременно обрести и терпение, и смирение. Где должно закан-чиваться одно и начинаться другое? И отсюда вопрос: надо ли человеку заступаться за себя?

О. Артемий: Заступиться за себя – не препятствует смирению. Нельзя давать садиться себе на шею, быть мальчиком или девочкой для битья и попустительствовать чужой наглости, дерзости, бесстыдству. Смирение заключается в том, чтобы сохранять спокойное, миролюбивое сердце, чтобы, видя духовные болезни своего соседа, не выходить из себя. Смирение – это не рабская покорность, не забитость, но живое сознание и убежденность в том, что Бог – рядом, Он все видит и слышит, и попускает нам определенные испытания,  но если мы претерпеваем их с молитвой, с улыбкой, любовно, то они ведут нас к нравственному совершенствованию. Запас смирения и терпения должен быть неограничен, как полезные ископаемые в недрах России. Где брать силы? Конечно, в таинствах, в покаянии, в причащении Святых Христовых Таин.

Пастырь получает от исповеди прихожан не только негативные впечатления. Он ис-кренне радуется глубокому покаянию, самокритичности, обвинению не ближнего, а себя самого. Эта добродетель свойственна русскому православному человеку. В России сама православная культура помогает нам душою прорасти в вечность, и поэтому, чем более в сердцах наших соотечественников будет возрастать эта духовная жажда, тем больше благодати прольется на русскую землю и тем быстрее Россия возродится.

Вопрос: Недавно я услышала у одного батюшки: «У нас большой дефицит людей, имеющих совесть». Не берусь об этом судить, но как распознать: где шепчет ангел, а где прельщает диавол?

О. Артемий: Федор Михайлович Достоевский не зря говорил, что сердце челове-
ческое – это поле битвы, на котором диавол борется с Божией благодатью. Бог силен восставить каждого из нас, а наша нравственная задача – запасшись в храме искорками любви и радости, омывшись водою покаяния, распространять в окружающей нас жизни эти лучи Божией правды и милосердия. Мы призваны и после службы продолжать служение Божественной литургии, находясь среди подобных нам людей. Литургия так и переводится с греческого – «общее дело». Каково же наше общее дело по причащении Святых Христовых Таин? «Мы все связаны круговой порукой добра», – говорила русская поэтесса Марина Цветаева. Нам должно учиться насаждать любовь, как сад, памятуя, что сердце ближнего и дальнего – это тот сад, пространство которого нам следует бережно, трепетно оберегать. Семена тюльпанов, жасмина, флоксов, анютиных глазок нужно аккуратно опускать в луночки. Под семенами цветов я имею в виду добродетели, которым надлежит укрепляться во взаимном общении, единомыслии, чувстве локтя, желании бескорыстно помочь человеку, утешить словом, согреть приветливой улыбкой, деликатностью, чувством такта, ненавязчивостью, порядочностью, ответственностью, служением людям, готовностью свою душу положить за них. По этой дороге каждому из нас необходимо идти, черпая силы и мужество в Таинстве Святого Причащения. Ежели кто-то не имеет такого правила, но, как перевертыш, страдает мимикрией – в храме он галантен и любезен, а в лоне своей семьи неприветлив и угрюм, то ему следует осознать эту недопустимую для христианина двойственность и обрести цельность души, естественность, без которых мы останемся в толпе фарисеев, книжников и лицемеров, обличаемых Словом Божиим. 

Вопрос: Как-то мой знакомый в разговоре произнес фразу с упоминанием вражьего имени. Меня это покоробило, и я сказала ему об этом. Он ответил: «Это же знаме-нитая крылатая фраза из «Бриллиантовой руки». Если, как говорится, из песни слова не выкинешь, может, такие песни лучше вовсе не петь? Как вы думаете?

О. Артемий: И крылатые фразы бывают разного качества. Матерные словесные конструкции не летают, но ползают, как черви, по нашим душам. Если вокруг почитают допустимым осквернять Христа, неужели мы должны идти за ними?.. Советские кинофильмы, конечно, несут в себе немало доброго и смешного. Но склонение во всех падежах лукавого духа нельзя считать признаком ни культуры, ни просвещенности. К сожалению, дух безбожия, воцарившийся у нас в стране в ХХ столетии, серьезно притупил нравственное чувство. Родившиеся в военное время не страдали особой тщательностью в выборе выражений. Нам с вами, людям ХХI столетия, нужно быть разборчивыми не только  в отношении киноискусства, но и в любых  частностях и мелочах. Произносить фразы, содержащие имя вражье и сквернословие, христианин просто не должен. Это было бы свидетельством омрачения его ума, безмолитвенного состояния его души.

Вопрос: Раз уж зашел разговор о кино, назову одного очень известного режиссера– Эльдара Рязанова. В «Небесах обетованных» есть песня на его стихи. И там такая строчка: «Господи, спасибо, что живем». Можно ли говорить Богу «спасибо» или правильнее будет «благодарю»?

О. Артемий: От этой фразы веет детской наивностью, простотой, некоторой неосмысленностью, хотя само намерение воздать Господу Богу благодарение похвально. Когда я из уст детей слышу: «Спасибо Господу, спасибо дедушке, спасибо бабушке, спасибо батюшке» (так в одной знакомой мне семье благодарят Господа за трапезу дети после еды), то не поправляю их. Для своего времени фильмы Рязанова, пробуждавшие человечность, были очень значимы. А в век официального безбожия более или менее осмысленное обращение ко Господу – своего рода гражданская позиция. К сожалению, Эльдар Александрович так и отошел в мир иной некрещеным человеком. Но, насколько я могу судить по его стихотворениям, он часто размышлял о вечности и слово «Бог» писал с большой буквы. Слово «спасибо», представляющее собой усеченную форму – «спаси Бог», действительно, в устах нецерковного человека иногда сочетается с молитвенным обращением. Спасибо Господу за то, что я живу, за то, что благополучно родилась моя внучка, и так далее... Хочет кто того или нет, но в России каждый клочок земли, каждое здание несут в себе память о наших предках, о великих святынях. И человек, почитающий Россию своей Родиной, не может хоть как-то не проникнуться религиозным чувством.

Вопрос: На одной из московских радиостанций недавно выступал известный автор-исполнитель. Он говорил, что вырос в интеллигентной семье и сейчас с грустью вынужден констатировать, что современные молодые люди не так разносторонне развиты, как раньше. Что бы вы ответили ему, случись вам вступить с ним в диа-лог?

О. Артемий: Прежде всего я сказал бы, что не могу согласиться с абсолютностью этого утверждения. Я часто бываю в провинциальных городах, губерниях, встречаюсь со старшеклассниками в школах. Вижу много доброго в подрастающем поколении, которое хочет учиться, трудиться, понимает, насколько ответственны дни, нами переживаемые. Молодежь сегодня патриотичнее в гораздо большей степени, чем молодежь 90-х годов. Вижу в школьниках внутреннюю заинтересованность, мотивацию, как теперь говорят. Многие участвуют в олимпиадах, уже имеют цель в жизни. Возможно, моему гипотетическому собеседнику не повезло и он встречал примитивную молодежь, оторванную от культурной традиции. Что ж, есть и такие. Это общемировой процесс, ибо сегодня андеграунд, компьютерная и примитивная музыкальная культура, точнее бескультурье, отрывают подростков от нормального, серьезного чтения, от национального и мирового классического наследия. Молодежи промывают мозги, превращая благодушных молодых людей в юзеров – пользователей, потребителей. Начинать нужно, конечно, со своей семьи, где родители призваны читать детям, даже еще совсем маленьким, разумеется, по выбору. Сегодня новый министр образования Ольга Юрьевна Васильева делает многое, чтобы развороченная, а прежде стабильная система отечественного образования вновь стала эффективной, чтобы были не только учителя-энтузиасты с авторскими курсами, изменяющими сознание детей, но и достойная образовательная программа. Чтобы набор дисциплин и их наполнение действительно вводили бы ребенка в мир высоких понятий, как научных, так и нравственных. Здесь – дело за каждым из нас.  Личная инициатива многое определяет.

Вопрос: Говоря о культурной традиции, вы, вероятно, имели в виду не только исто-рические напластования стран и народов в целом, но и культурное наследие каждой семьи.

О. Артемий: Одного без другого не бывает.

Вопрос: В связи с этим позволительно спросить: гордитесь ли вы своим дедушкой, известным писателем Павлом Барто?

О. Артемий: Мне несимпатична гордость во всех ее проявлениях. Хотя принято говорить: «Я горжусь своей Родиной. Я горжусь историей своей страны, своими предками», то есть, оценивая по достоинству то или иное явление, считать себя причастным и ответственным за него.

Относительно своего деда – почившего литератора – я благодарен Господу Богу за его заботу обо мне. Он постарался вложить в меня интерес к литературе, к языкам, содействовал моему поступлению на филологический факультет Московского университета. Сейчас я, будучи немного литератором, трудясь не только в жанре прозы, но и поэзии, считаю, что гены и душа моего деда воздействовали на освоение мною тонкой материи поэзии. Часто я вспоминаю его. Он был не лишен недостатков, но имел ярко выраженные характеристические черты. Был убежденным эстетом, ценил красоту во всем и везде. Наполовину немец, он отличался аккуратностью, педантичностью, был настоящим джентльменом. Думаю, каждому из нас помогает образ наших пращуров в формировании собственной личности.

Вопрос: Мне кажется, сегодня люди не очень нуждаются в помощи и опыте своих пращуров. Сегодня личность считает себя успешно сформировавшейся, если ей удается примкнуть к  так называемой элите.

О. Артемий: Старое как мир заблуждение. Элита – прослойка общества, почитающая себя избранной, отличающейся от остальных. Фарисеи – законоучители Израиля, наверное, тоже почитали себя элитой духовной или интеллектуальной. Однако ни на чью долю не выпадало такое количество обличений от Господа, как на тех, кто считал себя особой кастой неприкасаемых.

Есть элита интеллектуальная, финансовая, политическая, элита в области искусства. Везде, где присутствует этот запашок гонора, чувство собственной исключительности, там имеет место душевная и духовная стагнация, а значит, разложение и нравственное растление. Давайте в связи с этим вспомним евангельские слова: «Последние будут первыми, а первые – последними». Все, что на земле высоко, – мерзость пред Господом. Есть и такие слова в Священном Писании: «Много званных, да мало избранных». Вот почему для меня ядро общества – это живые души, это – люди, которые борются со своими страстями, порочными наклонностями, это – те, кто посредством Матери Церкви очищается и освящается благодатью Святого Духа. Очень бы хотелось, чтобы христианское просвещение коснулось всех членов нашего общества: и простецов, и мудрецов, и киноактеров, и политиков, и артистов, и военных. Отчасти это происходит, потому что везде и всюду мы найдем учеников Господа. Помните, как в Коринфе явился апостолу Павлу Господь и сказал: «Дерзай, ибо немало у Меня людей есть в этом городе»?..

Вопрос: Отец Артемий, у вас вышла книга с необычным названием: «Бисеринка. Жемчужинка. Алмазинка». Расскажите, пожалуйста, поподробнее о ней.

О. Артемий: На вечере, посвященном выходу другой книги – «Сказки для детей и взрослых», я  не без юмора говорил, что в женскую психологию не проник еще ни один ученый. Женщина остается, безусловно, загадкой для мыслителей. При этом добавил, что в упомянутой вами сказке мне удалось проникнуть в эти тайники. Речь идет о снежинках, готовящихся покрыть собою землю к Рождеству Христову, однако умудрившихся перессориться, потерять согласие и мгновенно лишившихся своего праздничного одеяния. Их скорбь и покаяние были приняты Создателем. Примирившись, они в радости совершили то дело, о котором молился мальчик Сеня – главный герой произведения. Как бы то ни было, но женщина – действительно существо эмоциональное, все пропускающее через сердце, иногда по увлечению теряющее и мир, и рассудительность. Почти все книжки «Бисеринка. Жемчужинка. Алмазинка» были раскуплены: добрая реклама – великая вещь (улыбается). Очень надеюсь, что наши читатели, ознакомившись с этой книгой, останутся довольны.

Вопрос: Батюшка, однажды вы рассказывали, что посетили Приморье. Вам очень по-нравились встречи с молодежью. Но на вопрос, кто был последним государем на Руси и сколько у него было детей, ответа вы не услышали. Не странно ли? Такие славные молодые люди и такая безграмотность…

О. Артемий: Думается, что это недостаток не детей, но учителей, которым необходимо расширять прежде всего свой кругозор. Необходимо входить в пространство русского мира, становиться носителями нашей культуры, щедро делиться накопленными сокровищами знаний, любви и тепла.

Вопрос: Но часто приходится слышать: сегодня – все другое, и людям нужны другие знания, современные. Неужели пушкинский «Пир во время чумы» не актуален?

О. Артемий: Мир не помолодел со времен Александра Сергеевича, и число трагедий не уменьшилось. Соответственно, всякое бездумное веселье, всякое «упивание соками земли» (имеется в виду забвение о нуждах ближних, страданиях, о неимущих) становится «пиром во время чумы». Думается, что светлый образ доктора Лизы, трагически погибшей вместе с  артистами ансамбля имени Александрова, журналистами и экипажем, служит обличением тем из нас, кто закрывает глаза на несчастья мира, думая комфортно устроить свое житье-бытье, забыв, что пред Господом Богом слеза младенца  и вопль вдовицы – есть безмолвный крик, прислушиваться к которому должен каждый человек, не растерявший ум и совесть.

Вопрос: Наверное, для правильного понимания того, как надо жить, очень важна роль духовника. В связи с этим вопрос. Может ли священник ошибаться в своей оценке той или иной ситуации, или через него всегда говорит Господь? Должен ли православный христианин безоговорочно слушаться священника, духовника, пастыря?

О. Артемий: В моем кабинете, где мы сейчас беседуем, есть небольшой бюст Александра Сергеевича Пушкина, под которым надпись на латыни: Errare humanum est, что в переводе означает: «Человеку свойственно ошибаться». Дай Бог, чтобы ни один из пастырей Русской Православной Церкви не заболел болезнью Римского папы, а болезнь эта заразна. Заключается она в убеждении католиков, что вещающий народу с кафедры папа Римский не может ошибаться. Свойство это принадлежит лишь Единому Господу Богу. Из истории мы знаем, что ошибаются и папы, и мамы. Батюшка православный должен радеть не о послушании ему со стороны прихожан, а о послушании Господу Богу, послушании Матери Церкви, послушании благодати Духа Святого. Суть этого послушания заключается в том, чтобы беречь сердце от зла, защищать душу от страстей, в том, чтобы идти прямой дорогой в Царствие Христово путем веры, разума и любви.

Вопрос: Батюшка, давайте вернемся к нашему первому вопросу.  О чем вы хотели сказать во-вторых?

О. Артемий: Во-вторых, мне хотелось бы, чтобы молитвами наших читателей мы с вами встретились еще не один раз.

(Журнал «Лампада», N 2, 2017 г.)